Урок-викторина "Звездный час" по теме "Птицы нашего края"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • проверить и углубить полученные знания учащихся 3 класса на уроках окружающего мира по теме “Разнообразие животных” о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей;
  • продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: таблички с цифрами от 1 до 8, грамзаписи с голосами птиц, призы для участников, диплом для победителя, грамоты для участников, жетоны-звёзды, изображения птиц, табло с заданиями, зашифрованное слово, репродукция картины.

Подготовка: дети готовят сообщения о птицах, стихи.

Ход игры

Вступительное слово учителя. (включается грамзапись с голосами птиц)

- Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвящённую нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен животный мир Красноярского края. Здесь в тайге и тундре, в горах и лесах обитают примерно 342 вида птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва.

- Какую ещё пользу приносят птицы?

(Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей; разносят семена…)

Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

(дети называют зимующих и перелётных птиц)

- Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

Отборочный тур.

Викторина.

- Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)

- Кого называют лесным доктором? (дятла)

- Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (кукушка)

- Как охотники называют глухарку? (капалуха)

- Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (ворон)

( лесные вороны живут парами 200 лет)

- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)

- Кто из птиц летает дальше всех и выше всех? (орёл)

-Когда отмечается Международный день птиц?

Условия игры “Звездный Час”.

- Определились 8 участников игры. Они будут бороться за победу. После каждого тура, 2 игрока, набрав наименьшее количество жетонов-звёзд, автоматически покидают игру, становятся болельщиками-зрителями, получив приз участника. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов.

- Итак, объявляется начало 1 тура.

1 тур.

- На табло изображены птицы.

1

ласточка

2

снегирь

3

дятел

8

скворец

Звёздный

Час

4

голубь

7

сова

6

синица

5

кукушка

- Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните всё, что вы о них знаете.

Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой – ответом.

Вопросы 1 тура.

1. Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной?

(2 – снегирь)

1 ученик.

Эти красногрудые птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу, как красные яблоки, рассыпанные у дорог, под деревьями.

2 ученик.

Ты Север знаешь и Сибирь,
Ты грудь обжёг себе, снегирь.
Каким холодным зимним днём
Ты опалил её огнём?
И стало красное пятно
В твоём роду давным- давно…

(А. А. Прокофьев)

2. Птица – почтальон, символ мира. (4 – голубь)

- В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.

(грамзапись с голосом птицы)

3. Какой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи? (3 – дятел)

3 ученик.

Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где услышит, что под корой сидит гусеница. Проделает дятел клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки.

(грамзапись с голосом птицы)

4. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и жёлтым брюшком. (6 – синица)

4 ученик.

Синицы не улетают на зиму в тёплые страны. В лютую стужу они прилетают к избам .

Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых.

5. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (5 – кукушка)

5 ученик.

Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит своё яйцо в чужое гнездо.

6. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой. (1 – ласточка)

6 ученик.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей.

Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых.

(грамзапись стихотворения А. Фета “Ласточки пропали”)

7. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок? (8 – скворец)

- Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток, спасая поля, сады и огороды.

8. Какую птицу называют ночной кошкой? (7 – сову)

7 ученик.

Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло. С 1964 года сова находится под охраной. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой.

Подводятся итоги 1 тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

2 тур.

На табло изображены птицы.

1

грач

2

клёст

3

скворец

Вопросы 2 тура.

1. Какая птица выводит птенцов зимой? (2 – клёст)

- Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним: вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый - нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.

2. Какие из птиц прилетают к нам весной с юга первыми – грачи или скворцы? (1 – грачи)

- Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда 15 - 20 гнёзд.

Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними через несколько дней – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, поют, поджидая подружек – скворчих.

Подводятся итоги 2 тура, остаются в игре 4 участника.

3 тур.

(репродукция картины известного художника “Грачи прилетели”)

(звучит тихая мелодия)

- Перед вами репродукция картины известного художника, которая была написана в 1871 году. Много лет прошло с тех пор. Перед нами милая сердцу картина русской природы. Из тёплых краёв возвратились на старые гнёзда вестники весны – грачи. В картине нет ярких красок, но от неё исходит тихая радость, любовь к своему краю.

Вопрос 3 тура.

- Кто из перечисленных художников написал эту картину? (2 – Саврасов)

1

Васнецов

2

Саврасов

3

Левитан

Подводятся итоги 3 тура.

Дополнительные вопросы, если дети набрали одинаковое количество жетонов

- Кто кукует – самец или самка кукушки? (самец – кукух)

- Самая маленькая птичка хвойных лесов? (королёк)

- Какая птица имеет самый длинный язык - 8 – 10 см? (дятел)

- Назовите птиц-хищников? (сова, орёл, ястреб)

- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)

- Почему так назвали птицу козодой? (имеют большой рот, но к стаду подлетают, чтобы охотиться на насекомых)

- Какая птица кричит кошкой? (иволга)

- Какая птица шипит, словно змея? (вертишейка)

Финал игры.

(2 участника будут вести борьбу за звание лучшего знатока природы и птиц)

Загадка.

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

(сорока)

Задание на финал.

- Из слова СОРОКА за 2 мин. составить как можно больше слов.

(КОСА, РАК, СОК, СОР, КОРА, РОСА, РОК, ОСА, СОРОК, СРОК…

Подведение итогов игры, награждение дипломом лучшего игрока, слово победителю.

Учитель:

- Ребята, наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники.

До новых встреч, юные любители природы!