Цели:
- проверить и углубить полученные знания учащихся 3 класса на уроках окружающего мира по теме “Разнообразие животных” о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей;
- продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;
- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Оборудование: таблички с цифрами от 1 до 8, грамзаписи с голосами птиц, призы для участников, диплом для победителя, грамоты для участников, жетоны-звёзды, изображения птиц, табло с заданиями, зашифрованное слово, репродукция картины.
Подготовка: дети готовят сообщения о птицах, стихи.
Ход игры
Вступительное слово учителя. (включается грамзапись с голосами птиц)
- Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвящённую нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен животный мир Красноярского края. Здесь в тайге и тундре, в горах и лесах обитают примерно 342 вида птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва.
- Какую ещё пользу приносят птицы?
(Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей; разносят семена…)
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!
(дети называют зимующих и перелётных птиц)
- Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.
Отборочный тур.
Викторина.
- Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)
- Кого называют лесным доктором? (дятла)
- Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (кукушка)
- Как охотники называют глухарку? (капалуха)
- Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (ворон)
( лесные вороны живут парами 200 лет)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)
- Кто из птиц летает дальше всех и выше всех? (орёл)
-Когда отмечается Международный день птиц?
Условия игры “Звездный Час”.
- Определились 8 участников игры. Они будут бороться за победу. После каждого тура, 2 игрока, набрав наименьшее количество жетонов-звёзд, автоматически покидают игру, становятся болельщиками-зрителями, получив приз участника. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов.
- Итак, объявляется начало 1 тура.
1 тур.
- На табло изображены птицы.
1 ласточка |
2 снегирь |
3 дятел |
8 скворец |
Звёздный Час |
4 голубь |
7 сова |
6 синица |
5 кукушка |
- Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните всё, что вы о них знаете.
Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой – ответом.
Вопросы 1 тура.
1. Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной?
(2 – снегирь)
1 ученик.
Эти красногрудые птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу, как красные яблоки, рассыпанные у дорог, под деревьями.
2 ученик.
Ты Север знаешь и Сибирь,
Ты грудь обжёг себе, снегирь.
Каким холодным зимним днём
Ты опалил её огнём?
И стало красное пятно
В твоём роду давным- давно…
(А. А. Прокофьев)
2. Птица – почтальон, символ мира. (4 – голубь)
- В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.
(грамзапись с голосом птицы)
3. Какой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи? (3 – дятел)
3 ученик.
Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где услышит, что под корой сидит гусеница. Проделает дятел клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки.
(грамзапись с голосом птицы)
4. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и жёлтым брюшком. (6 – синица)
4 ученик.
Синицы не улетают на зиму в тёплые страны. В лютую стужу они прилетают к избам .
Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых.
5. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (5 – кукушка)
5 ученик.
Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит своё яйцо в чужое гнездо.
6. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой. (1 – ласточка)
6 ученик.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей.
Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых.
(грамзапись стихотворения А. Фета “Ласточки пропали”)
7. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок? (8 – скворец)
- Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток, спасая поля, сады и огороды.
8. Какую птицу называют ночной кошкой? (7 – сову)
7 ученик.
Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло. С 1964 года сова находится под охраной. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой.
Подводятся итоги 1 тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.
2 тур.
На табло изображены птицы.
1 грач |
2 клёст |
3 скворец |
Вопросы 2 тура.
1. Какая птица выводит птенцов зимой? (2 – клёст)
- Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним: вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый - нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.
2. Какие из птиц прилетают к нам весной с юга первыми – грачи или скворцы? (1 – грачи)
- Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда 15 - 20 гнёзд.
Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними через несколько дней – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, поют, поджидая подружек – скворчих.
Подводятся итоги 2 тура, остаются в игре 4 участника.
3 тур.
(репродукция картины известного художника “Грачи прилетели”)
(звучит тихая мелодия)
- Перед вами репродукция картины известного художника, которая была написана в 1871 году. Много лет прошло с тех пор. Перед нами милая сердцу картина русской природы. Из тёплых краёв возвратились на старые гнёзда вестники весны – грачи. В картине нет ярких красок, но от неё исходит тихая радость, любовь к своему краю.
Вопрос 3 тура.
- Кто из перечисленных художников написал эту картину? (2 – Саврасов)
1 Васнецов |
2 Саврасов |
3 Левитан |
Подводятся итоги 3 тура.
Дополнительные вопросы, если дети набрали одинаковое количество жетонов
- Кто кукует – самец или самка кукушки? (самец – кукух)
- Самая маленькая птичка хвойных лесов? (королёк)
- Какая птица имеет самый длинный язык - 8 – 10 см? (дятел)
- Назовите птиц-хищников? (сова, орёл, ястреб)
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)
- Почему так назвали птицу козодой? (имеют большой рот, но к стаду подлетают, чтобы охотиться на насекомых)
- Какая птица кричит кошкой? (иволга)
- Какая птица шипит, словно змея? (вертишейка)
Финал игры.
(2 участника будут вести борьбу за звание лучшего знатока природы и птиц)
Загадка.
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(сорока)
Задание на финал.
- Из слова СОРОКА за 2 мин. составить как можно больше слов.
(КОСА, РАК, СОК, СОР, КОРА, РОСА, РОК, ОСА, СОРОК, СРОК…
Подведение итогов игры, награждение дипломом лучшего игрока, слово победителю.
Учитель:
- Ребята, наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники.
До новых встреч, юные любители природы!