У детей младшего школьного возраста со специальными нуждами имеются:
- недоразвитие познавательных процессов, и, прежде всего – восприятия; узость объёма восприятия, его фрагментарный характер и низкая активность этого процесса;
- бессистемность мышления, при которой вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, без установления связи между частями предметов и отдельными предметами;
- нарушения памяти;
- дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической);
- недостатки внимания, особенно страдает произвольное внимание: если работа не интересная, дети её просто бросают;
- нарушения эмоционально-волевой сферы;
- несформированность навыков учебной деятельности.
Все эти особенности носят весьма стойкий характер. Однако, наряду с недостатками, этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития. Дети способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Отличительной особенностью детей со сложной структурой дефекта является отсутствие характерного для детей с нормой интеллекта, неудержимого стремления познать окружающий мир. Инертность (заторможенность) нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению, создают патогенную основу для снижения познавательной активности в целом. В связи с тем, что у детей, с особыми образовательными потребностями, ведущим нарушением является недоразвитие когнитивной (познавательной) деятельности, весь образовательно-воспитательный процесс с детьми данной категории направляю на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Поскольку любой вид деятельности сопровождается речью (внутренней и внешней), в связи с этим правомерен вопрос: Как организовать содержание работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья?
По-моему глубокому убеждению, ребенок с нарушенным слуховым анализатором, имеющий особые образовательные потребности, не может в полной мере самостоятельно овладеть речевой деятельностью, поэтому поиск эффективных форм организации для развития речевой деятельности слабослышащих детей является основной целью моей педагогической деятельности.
В каждом отдельном случае организация работы выстраивается мною относительно образовательных потребностей того или иного ребёнка. В классе обучается пятеро детей. Алёша во всех отношениях занимает наиболее благоприятную позицию. Активный словарь на бытовом уровне сформирован в большей степени. Мальчик мотивирован на учебную, трудовую деятельность, практически все его работы аккуратны, выполнены с желанием. Олеся и Женя не могут самостоятельно выражать просьбы, обращения, но в случае необходимости порождения речевого высказывания принимают помощь, заключающуюся в ориентировке на сопряжённое проговаривание. Таким образом, речевое развитие детей относится к IV – резко ограниченному уровню. Образовательные потребности Ярослава отличаются от таковых других детей. У него свой лексический ряд. Он упрощает трудные для произношения слова, словосочетания, заменяя их похожими по звучанию лексическими единицами: люлю – звонок, рилюта – кастрюля, рабараба – барабан, чичи – застегни пуговицы и т.д. Выражениями речевого этикета выше указанные дети практически не пользуются.
Как это ни странно, но именно желание достичь положительных результатов в речевой деятельности каждого слабослышащего ребёнка, научить своих подопечных вербальному общению, приводило меня к стремлению поиска новых путей, параллельных традиционному содержанию и формам работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
В ходе своей практической деятельности я сделала вывод, что развитие и формирование устной речи слабослышащих детей – одна из наиболее острых и сложных проблем в сурдопедагогике. Поиск новых и эффективных путей работы привёл меня к необходимости использовать нейропсихологическую помощь, а опыт и педагогическое чутьё помогли превратить нейропсихологические упражнения в увлекательные задания.
Вероятно, нет необходимости говорить, как важно для ребят, с ограниченными возможностями здоровья внимание к их деятельности, создание атмосферы доброжелательности, заинтересованного участия во всех мероприятиях, а также наличия уверенности в своих действиях.
Гипотезой явилось предположение: если применять нейропсихологические коррекционные методы в учебном процессе и во внеурочное время, то повысится уровень речевой активности слабослышащих детей младшего школьного возраста.
В связи с выше сказанным, мною была выведена формула успешности развития устной речи. Рр = (ВД + НМ) / Р. Развитие речи (Рр) осуществляется в процессе всех видов деятельности (ВД) с включением в них нейропсихологических методик (НМ), базирующихся на круглосуточном коррекционно-воспитательном воздействии на ребенка посредством режима (Р), установленного в школе-интернате. Также составлена коррекционно-развивающая программа, в которую вошли: “Методики замещающего онтогенеза” Б.А. Архипова и А.В. Семенович, “Растяжки” Б. Андерсона, “Упражнения для пальцев рук” Р.И. Моисеевой, “Методика активизации гармонических колебаний в сенсомоторной сфере с помощью идеальной схемы универсальных символов (СУС)” В.Ф. Базарнова.
Составленные коррекционно-развивающие упражнения, основанные на двигательных методах, включали в себя: растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения с правилами для произвольности, упражнения по визуализации, релаксации.
Остановлюсь более подробно на значимости нейропсихологической помощи для развития устной речи, включенной в различные виды деятельности, (в первую очередь учебную), учащихся начального звена школы интерната №15.
Упражнения на растяжки взяты из книги Боба Андерсона по его методике. Они нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Именно поэтому, в процессе любого вида деятельности, даю почувствовать детям свой собственный тонус и показываю варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приёмам релаксации.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушение ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребёнка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Специальное дыхательное упражнение “Табуреточка”. Известно, что задержка дыхания и “невесомость” активизирует работу стволовых структур мозга, которые, в свою очередь, стимулируют дальнейшее развитие ребенка, поэтому, как во время уроков, так и во внеурочное время ежедневно выполняем упражнение “Табуреточка”. Если ребёнок сильно возбуждён, агрессивен, эмоционально неуравновешен, упражнение “Табуреточка” помогает снять выше указанные проявления.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой соединяются с глазом. Они активизируют движения глазного яблока во всех направлениях. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Систематические занятия по СУС способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, улучшают межличностные отношения, способствуют росту доброжелательности во взаимоотношениях, улучшают общее чувство гармонии и ритма.
Телесные упражнения: “Велосипед”, “Фламинго”, “Черепаха”, “Паучок” развивают межполушарное взаимодействие. Эффективно снимают синкенезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит “чувствование” своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Мои ученики пропустили жизненно важную стадию развития – ползание, и поэтому испытывают трудности в обучении. При регулярном выполнении реципкорных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций (ВПФ). На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!
Упражнения для мелкой моторики рук способствуют развитию миелинизация нервных сетей. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и мозжечком.
Практически все упражнения-игры требуют участия обеих рук, согласованного их действия, посредством чего синхронизируется работа обоих полушарий. Все это даёт возможность учиться ориентироваться в понятиях: “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз”, и т.д. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивают речь ребенка. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий. Испытывая нагрузку, мелкая мускулатура пальцев развивается, связки укрепляются, становятся более сильными – это важно для правильного развития мозга.
Упражнения для развития произвольности: “Посидим в тишине”, “Послушаем звуки”, “Я дежурный”, “Костер” - учат подчиняться правилам и строго следовать инструкции, формируют произвольную регуляцию деятельности. Психологический смысл заключается в том, что произвольное выполнение заданий задаётся не инструкцией и не учителем, а правилами задания и игры, выполнение которых к тому же происходит в группе на виду у всех участников и затем проводится разбор и оценка выполнения заданий. Это важная часть метода, позволяющая сформировать общее и слуховое внимание к речи и к невербальным формам выполнения инструкции. Здесь возникает взаимодействие группы ВПФ и психических образований: внимания, памяти, речи, восприятия и личности, эмоций.
Упражнения по визуализации: “Чудесный ларец”, “Дедушкин сундучок”, “Волшебная шкатулка” выполняются с закрытыми глазами. Выше указанные упражнения способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.
Упражнения для релаксации (снятие напряжения): “Шапочка”, “Холод и жар”, “Море волнуется”, “Росток”. Данные упражнения способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений. Практика показала, что воздействие только на двигательную функцию дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, - его называют “эффектом ненаправленной коррекции”, ребёнок получает знания о собственном теле. Использование упражнений активизирует высшие психические функции, является гарантом спокойствия и уравновешивания психики (см. приложение 1).
Вышеуказанные упражнения способствуют тому, что ребёнок овладевает речью, у него формируется потребность в словах и пользовании ими. Школьник ориентируется на образец педагога, который предоставляет ему слова в качестве образцов для подражания.
Данная работа над развитием речи учащихся осуществляется на всех уроках и во внеклассное время и несет на себе значительно иную нагрузку, чем в школе слышащих. Вот почему в своей педагогической деятельности я отдаю большое предпочтение использованию нейропсихологической помощи в жизнедеятельности детей с проблемами в развитии.
Проводимая работа по использованию нейропсихологической помощи, играет важную роль в повышении общего и речевого развития слабослышащих школьников. Она включает организацию речевого режима через планирование специальных мероприятий: месячников речи, вечеров сказок, загадок, конкурсов на лучший речевой номер, разыгрывание различных импровизаций, театральных мини-сценок, и внедрение в выше указанные мероприятия элементов нейропсихологической коррекции с целью речевого развития слабослышащих детей.
Организуемая деятельность направлена на коррекцию всей личности, представлена следующими приёмами:
Приём дозированности, т.е. развитие в адекватном темпе, подача любого материала дозирована.
Приём вовлечения в учебную деятельность, развивающую интеллект, через элементы игры. Дети доверчивы, у них ярко выражено наивно-игровое отношение к окружающему. Объясняю правила игры кукле, дети наблюдают, затем кукла просит подсказать то или иное действие. Дети, незаметно для себя входят в игру, усваивая её правила; Смотря по ситуации, ввожу в процесс урока, либо перед уроком вязаную игрушку клоуна. Всё зависит от конкретной ситуации, от психологического состояния детей, от темы того или иного урока, от поставленных целей и задач. Обыгрывая ситуацию, даю установку на внимание к игрушке, что оказывает действие на концентрацию внимания детей. Это очень эффективный приём;
Приём устранения некомфортности среди сверстников (данное чувство свойственно Ярославу). Поэтому наши визиты в 4-ый класс являются частыми. Стоит отметить тот факт, что в процессе продолжения Новогоднего праздника, будучи в гостях у детей 4-ого класса, Ярослав сумел преодолеть свою робость и рассказал рифмовку для всех присутствующих в классе. Это была его первая победа над самим собой;
Приём создания комфортных условий для развития. Комфортные условия, это когда охранный режим соотносится с посильными интеллектуальными и психофизическими нагрузками, где в течение урока разумно сочетается труд и отдых. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, провожу частую смену видов деятельности, переключаю с одной формы работы на другую: работа у доски, работа за партой, динамические паузы, введение кукольного, либо другого персонажа, применение неречевых звуков, использование предметов-заместителей, наглядности.
Приём нестандартности (кроссворды, головоломки, загадки, шарады). “Приём нестандартности” – это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. Кроме этого, весь выше указанный занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии.
Дети демонстрируют положительную динамику в речевом развитии, показывают результаты: лексической основы речи, навыков и умений связной устной речи. Это можно объяснить тем, что организация психологической помощи активизирует межполушарное взаимодействие, через которое проходит обмен информацией, наблюдается синхронизация работы обоих полушарий. Выведенная формула: Рр = (ВД + НМ) / Р подтверждает свою эффективность на практике.
Таким образом, работа, выстроенная в подобном ключе, активизирует индивидуальное психофизическое развитие ребёнка и, не смотря на особенности, обусловленные сложной структурой дефекта, постепенно расширяет его познавательные возможности, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на становление личности.
Данное направление эффективно в работе со слабослышащими школьниками, имеющими сложную структуру дефекта, потому как двигательные упражнения формируют предпосылки для интеллектуального развития ребенка, имеющего нарушения со стороны слухового анализатора, развивают речь.
Литература
- Андерсон Б., Андерсон Дж. (илл.). Растяжка для каждого / Пер. с англ. О.Г. Белошеев; Худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО “Попурри”, 2002.
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: Московский психосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЕК”, 2001.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М.: Роспедагенство, 1998.