Урок обучения грамоте с использованием информационных технологий

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • Объяснить значение и происхождение слов “азбука” и “алфавит”;
  • Учить правильно называть буквы в определенном порядке;
  • Познакомить с использованием записи в алфавитном порядке и учить применять на практике.

Развивающие:

  • Развивать умение пользоваться словарями и знанием алфавита;
  • Развивать устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к особенностям русского языка и русской азбуки;
  • Воспитывать культуру речи.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Задача: Помочь уч-ся в восприятии и осмыслении понятий “азбука” и “алфавит” и учить использовать эти знания в практической деятельности.

Формы урока: Практическое занятие. Урок-игра.

Методы:

  • Словесные: рассказ и беседа;
  • Иллюстративный;
  • Использование ТСО;
  • Работа с книгой;
  • Проблемный;
  • Игровой;

Оборудование:

  • Таблицы Шульте.
  • В\ф “Улица Сезам” - песенка алфавит
  • Медиапроектор и экран, компьютер
  • Словари разных видов
  • Разрезные буквы, для составления слов “азбука” и “алфавит”
  • Таблицы: алфавит и “Говори правильно”
  • Картинки для выстраивания предметов в алфавитном порядке: акула, гусь, игла, тигр
  • Индивидуальные карты
  • Портерт С. Маршака
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Речевая разминка.

1. Чтение по таблицам Шульте.

- Кто прочитал слов больше, чем на прошлом уроке? На сколько?

- Кто прочитал меньше?

- Послушаем некоторых из вас.

2. Вводное повторение.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем про буквы. Все ли они одинаковые?

- На какие две большие группы мы их можем разделить?

3. Работа с индивидуальными картами. 1 слайд

- Выпишите все гласные. Сколько их в русском языке?

- Теперь звонкие согласные.

- Глухие согласные.

- Какие буквы остались? Почему не выписали ни в одну группу?

- Выпишем.

III. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить обо всех буквах сразу, при этом буквы будет стоять на своих определенных местах.

- Как звучит наша тема, вы скажете сами, когда из рассыпавшихся букв соберете слово.

1. Работа с разрезными буквами.

-Что у вас получилось? Почему получилось два разных слова?

Наша тема: “Азбука и алфавит”.

Физкультминутка

А – начало алфавита (ноги расставить широко)
Тем она и знаменита (руки на пояс)
А узнать ее легко (руки вверх, 2 хлопка)
Ноги ставит широко. (руки на плечи и вниз)

IV. Новая тема.

1. Беседа – работа с книгой стр. 59.

- Посмотрите, здесь есть все буквы, которые мы с вами выучили.

- Посмотрите, как они здесь располагаются, как в ленте букв?

- А как?

- Как выдумаете, для чего буквы выстроили в таком порядке? ( у каждой есть свое место, их так удобно находить)

- Знаете ли, как называется такое расположение букв? (азбука или алфавит)

- Почему вы называете сразу два слова? (это синонимы)

- Знаете, что обозначают эти слова и как появились в нашем языке?

2. Чтение текста на стр. 58

- Из какого языка пришло слово “алфавит”?

- А слово “азбука”?

- Как вы думаете, всегда ли русская азбука выглядела так, как сейчас?

- А буквы имели такие названия всегда?

3. Сравнение древнерусской и современной азбуки. 2 слайд

- Сравните. Похожи?

- Назовите отличия? (количество букв разное, по-разному буквы называются, есть несколько повторяющихся букв)

- Каких букв в нашей современной азбуке нет?

- Какие остались?

- Как думаете, какую азбуку легче учить старую или современную?

4. Упражнение в чтении алфавита стр. 59

  • по цепочке (1 раз)
  • индивидуально (3 чел.)

Физкультминутка

А – начало алфавита (ноги расставить широко)
Тем она и знаменита (руки на пояс)
А узнать ее легко (руки вверх, 2 хлопка)
Ноги ставит широко. (руки на плечи и вниз)

5. Чтение стихотворения С. Маршака

- На какую букву начинается фамилия автора?

- Между какими буквами она стоит?

- А имя? Перед какой буквой стоит С? После какой?

- О чем стихотворение? Что советует поэт?

6. Заучивание алфавита – поем песенку из “Улицы Сезам”

7. Роль и значение алфавита в жизни – чтение стихотворения “Азбука в загадках”.

- Давайте отгадаем.

- Расположите картинки в алфавитном порядке. Слайд 3

- А где еще слова располагают в алфавитном порядке? (словари, классный журнал, больница, библиотека)

V. Итог.

1. Игра “Мышка”. Слайд 4

Что у вас получилось? Как вы это сделали?

С чем сегодня на уроке познакомились?

- Знаете ли вы, для чего нам нужен алфавит7

2. Чтение загадок.