Цели:
Образовательные:
- Объяснить значение и происхождение слов “азбука” и “алфавит”;
- Учить правильно называть буквы в определенном порядке;
- Познакомить с использованием записи в алфавитном порядке и учить применять на практике.
Развивающие:
- Развивать умение пользоваться словарями и знанием алфавита;
- Развивать устную речь учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к особенностям русского языка и русской азбуки;
- Воспитывать культуру речи.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Задача: Помочь уч-ся в восприятии и осмыслении понятий “азбука” и “алфавит” и учить использовать эти знания в практической деятельности.
Формы урока: Практическое занятие. Урок-игра.
Методы:
- Словесные: рассказ и беседа;
- Иллюстративный;
- Использование ТСО;
- Работа с книгой;
- Проблемный;
- Игровой;
Оборудование:
- Таблицы Шульте.
- В\ф “Улица Сезам” - песенка алфавит
- Медиапроектор и экран, компьютер
- Словари разных видов
- Разрезные буквы, для составления слов “азбука” и “алфавит”
- Таблицы: алфавит и “Говори правильно”
- Картинки для выстраивания предметов в алфавитном порядке: акула, гусь, игла, тигр
- Индивидуальные карты
- Портерт С. Маршака
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Речевая разминка.
1. Чтение по таблицам Шульте.
- Кто прочитал слов больше, чем на прошлом уроке? На сколько?
- Кто прочитал меньше?
- Послушаем некоторых из вас.
2. Вводное повторение.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем про буквы. Все ли они одинаковые?
- На какие две большие группы мы их можем разделить?
3. Работа с индивидуальными картами. 1 слайд
- Выпишите все гласные. Сколько их в русском языке?
- Теперь звонкие согласные.
- Глухие согласные.
- Какие буквы остались? Почему не выписали ни в одну группу?
- Выпишем.
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить обо всех буквах сразу, при этом буквы будет стоять на своих определенных местах.
- Как звучит наша тема, вы скажете сами, когда из рассыпавшихся букв соберете слово.
1. Работа с разрезными буквами.
-Что у вас получилось? Почему получилось два разных слова?
Наша тема: “Азбука и алфавит”.
Физкультминутка
А – начало алфавита (ноги расставить широко)
Тем она и знаменита (руки на пояс)
А узнать ее легко (руки вверх, 2 хлопка)
Ноги ставит широко. (руки на плечи и вниз)
IV. Новая тема.
1. Беседа – работа с книгой стр. 59.
- Посмотрите, здесь есть все буквы, которые мы с вами выучили.
- Посмотрите, как они здесь располагаются, как в ленте букв?
- А как?
- Как выдумаете, для чего буквы выстроили в таком порядке? ( у каждой есть свое место, их так удобно находить)
- Знаете ли, как называется такое расположение букв? (азбука или алфавит)
- Почему вы называете сразу два слова? (это синонимы)
- Знаете, что обозначают эти слова и как появились в нашем языке?
2. Чтение текста на стр. 58
- Из какого языка пришло слово “алфавит”?
- А слово “азбука”?
- Как вы думаете, всегда ли русская азбука выглядела так, как сейчас?
- А буквы имели такие названия всегда?
3. Сравнение древнерусской и современной азбуки. 2 слайд
- Сравните. Похожи?
- Назовите отличия? (количество букв разное, по-разному буквы называются, есть несколько повторяющихся букв)
- Каких букв в нашей современной азбуке нет?
- Какие остались?
- Как думаете, какую азбуку легче учить старую или современную?
4. Упражнение в чтении алфавита стр. 59
- по цепочке (1 раз)
- индивидуально (3 чел.)
Физкультминутка
А – начало алфавита (ноги расставить широко)
Тем она и знаменита (руки на пояс)
А узнать ее легко (руки вверх, 2 хлопка)
Ноги ставит широко. (руки на плечи и вниз)
5. Чтение стихотворения С. Маршака
- На какую букву начинается фамилия автора?
- Между какими буквами она стоит?
- А имя? Перед какой буквой стоит С? После какой?
- О чем стихотворение? Что советует поэт?
6. Заучивание алфавита – поем песенку из “Улицы Сезам”
7. Роль и значение алфавита в жизни – чтение стихотворения “Азбука в загадках”.
- Давайте отгадаем.
- Расположите картинки в алфавитном порядке. Слайд 3
- А где еще слова располагают в алфавитном порядке? (словари, классный журнал, больница, библиотека)
V. Итог.
1. Игра “Мышка”. Слайд 4
Что у вас получилось? Как вы это сделали?
С чем сегодня на уроке познакомились?
- Знаете ли вы, для чего нам нужен алфавит7
2. Чтение загадок.