Цели:
- познакомить с новой былиной;
- расширить представление о былинных героях;
- продолжить учить работе с текстом былин и совершенствовать навык чтения;
- прививать любовь к Родине и к своему народу.
Оборудование:
- картинки к былинам;
- карточки с именами и фамилиями;
- картина В.М. Васнецова “Богатыри”;
- картинки для составления картинного плана;
- книги с былинами;
- учебник О.В. Кубасова “Любимые страницы” 4 кл., 1часть;
- рабочая тетрадь к учебнику О.В. Кубасовой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
1. Былинный герой – Добрыня Никитич:
С каким героем былин мы уже знакомы?
Что мы о нём узнали?
Где он изображён на картине В. Васнецова?
III. Изучение нового.
1. Былина “Болезнь и исцеление Ильи Муромца”.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с богатырями, но уже будем говорить о том, который на картине В. Васнецова изображён в центре. Кто это?
Давайте попробуем выяснить, почему его назвали Муромец? Что это: отчество или фамилия?
(рассуждения учащихся)
а) знакомство с историческими сведениями об имени и фамилии главного героя:
- Мы с вами уже знаем, что былины создавались народом и в них много исторических сведений и названий. Мы изучаем их в современной обработке, хотя пришли они к нам из древнейших времён.
Поэтому, имена героев былин не всегда звучали так, как мы с вами говорим сейчас.
Вот имя и фамилия нашего сегодняшнего героя тоже изменялись.
Хотите узнать как?
(учитель прикрепляет на доску карточки: Ильюша, Илейко, Елейка, Мурович, Муравлении, Моровленин, Илья сын Иванович, Илья свет Иванович)
физминутка
б) знакомство с текстом
- На уроке мы познакомимся с самой первой былиной об Илье Муромце, из которой узнаем, как он стал богатырём.
- чтение подготовительных упражнений учебника, разбор непонятных слов
- чтение подготовленным учеником первых двух абзацев былины
Где родился Илья?
Какая пришла беда в семью?
Сколько лет просидел Илья в избе?
Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?
(высказывания детей)
- просмотр отрывка из фильма: кто и как исцелил Илью Муромца.
Кто и как исцелил Илью?
Кто такие калики перехожие?
Что они предсказали Илье?
Узнаем, что произошло дальше.
- чтение подготовленными учащимися последней части былины.
в) работа по содержанию:
Каким стал Илья? Подтвердите предложениями из текста.
Почему Илья не остался жить с родителями?
Как отнеслись к этому родители? Прочитайте в тексте.
Дали они ему своё благословение? Почему? Подтвердите словами из текста.
Что мы с вами узнали о новом былинном герое?
(высказывания учащихся )
г) составление картинного плана:
Давайте теперь попробуем восстановить, как разворачивались все события былины. А что нам может в этом помочь?
Сейчас вы будете работать в группах, составляя картинный план и озаглавливая каждую часть.
(учащиеся разделены на 3 группы: каждая группа получает лист с картинками, на котором проставляется последовательность частей и пишется заглавие к каждой части)
- Теперь проверим, как каждая группа выполнила задание.
- участник группы, которая закончила первой, на доске составляет картинный план
- Посмотрите, такой план у вас получился?
- Проверяем заглавия частей.
(каждая группа по очереди называет свой заголовок и потом выбирается наиболее точный из всех предложенных)
IV. Итог урока.
- Чему учит эта былина?
- Какова её главная мысль?
Работа с пословицами.
- У вас на обратной стороне листа написаны пословицы. Выберите ту, которая наиболее точно передаёт главную мысль нашей былины.
(работа в группах)
- пословицы:
Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.
Лучше того дела нету, чем родную землю от врагов защищать.
Кто Родиной торгует, того кара не минует.
- Какую пословицу выбрали? Почему?
- на доску прикрепляется плакат со 2-ой пословицей.
V. Домашнее задание.
Запишите задание на дом: стр. 168-173 читать и выполнить задания в тетради стр. 31.