Цели урока:
- Образовательная: сформировать у учащихся основные представления о человеке, в чём его уникальность;
- Развивающая: совершенствовать умения работать с текстом, анализировать и сравнивать разные точки зрения, формулировать свою собственную.
- Воспитательная: сформировать у учащихся чувство осознания своей роли на Земле.
Тип урока: Урок усвоения навыков и умений.
Форма урока: Урок-практикум.
Оборудование: медиапроектор, электронный учебник “Обществознание”, тексты.
План урока:
1) Орг. Момент.
2) Словарная работа.
3) Происхождение человека.
4) Что такое человек?
5) Отличие человека от других существ.
6) Роль человека на Земле.
7) Каждая группа знакомит класс со своим материалом.
8) Выводы по уроку. Выставление оценок.
Учащиеся получают опережающее задание на дом прочитать § 2 “Человек” по учебнику Боголюбова Л.Н. “Человек и общество”.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает ряд документов, соответственно плану урока:
- группа - изучает документы, касающиеся происхождения человека;
- группа - “что такое человек”;
- группа - отличия человека от других существ;
- группа - роль человека на Земле.
В начале урока проводится словарная работа по новым понятиям (применяется электронный учебник “Обществознание”)
Первая группа.
Вопросы: 1) Охарактеризуйте каждую из представленных теорий.
1) Библия о происхождении человека
В Библии о происхождении человека говорится так. Вначале Бог создал небо и землю. Земля была бесформенна, пустынна и погружена в вечный мрак. Всюду простирались только воды, а над ними носился Дух Божий. И сказал Бог: “Да будет свет!” Увидев, что свет хорош, он отделил его от тьмы и назвал днем, а тьму назвал ночью. На следующий день он сотворил небесный свод посреди вод, разделивший их на две части, на воды, которые были на земле под небом, и на воды, которые в виде туч и дождей повисли в небе. На третий день он собрал воды под небом в одно место, и тогда показалась суша... И повелел он тогда, чтобы на земле произросли многие виды растений, дающих семена, и деревьев, родящих плоды. На четвертый день он создал тела небесные... На пятый день он призвал к жизни чудища морские и всякую иную живую тварь, обитающую в воде, а также птиц, парящих над землей. И благословил их, сказав: плодитесь и размножайтесь и заполняйте как море, так и воздух. На шестой день создал он скотов и гадов и всяких других животных, передвигающихся по земле. И под самый конец сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы властвовал над всею землею, над всем, что жило и росло на земле. На седьмой день Бог отдыхал после своей работы, и день этот благословил, и сделал его праздником на вечные времена.
Матюшин Г. Н. Археологический словарь. – М., – 1996 // http:
//www.examen.ru/db/ExamineBase
2) О происхождении человека
Ч. Дарвин – английский естествоиспытатель XIX в., основоположник эволюционного учения о происхождении видов.
Сочинение Дарвина “Происхождение человека и половой отбор” появилось в 1871 г. Оно представляет собой как бы расширенное истолкование единственной, но многознаменательной фразы Дарвина о человеке в его основном труде “О происхождении видов путем естественного отбора” (1859) , где напечатано: “Много света будет пролито на происхождение человека и на его историю”.
По Дарвину, древние предки наши – обезьяны – жили стадами на деревьях, имели остроконечные уши, были покрыты шерстью, оба пола имели бороды. Очевидно, это были примитивные низшие обезьяны. Более поздними предками, по Дарвину, были человекообразные обезьяны. Из известных ему ископаемых антропоидов он упоминает дриопитека (Соч., т. V, стр. 267) . В силу изменения природных условий, в частности благодаря поредению лесов на их родине, эти предки наши, древние человекообразные обезьяны, в поисках пищи были вынуждены перейти от жизни на деревьях к жизни на земле в лесостепной местности. Потом они стали обитать и на совсем открытой местности.
Такие резкие перемены не могли не отразиться на типе локомоции: получетвероногая-полудвуногая походка сменилась на двуногую. Это был, понятно, весьма длительный процесс. Очень важным результатом этого процесса являлось освобождение рук от функции опоры, от поддержки тяжести тела при передвижении.
Человек мог развиться только из прямоходящего животного, обладавшего свободными руками и высокоразвитым головным мозгом. Усовершенствовавшись дальше, человек занял первенствующее положение среди всех существ. Благодаря выдающимся рассудочным способностям, говорит Дарвин, наши предки смогли начать выделывать орудия и пользоваться членораздельной речью; таким образом они приобрели могущество над природой.
Переход от обезьяны к человеку был, по мнению Дарвина, облегчен прежде всего наличием таких особенностей, как, например, высокоразвитый головной мозг и дифференцированные передние и задние конечности (первые раньше специализировались больше по цеплянию за ветви, хватанию плодов и других предметов; на долю вторых приходилась прежде всего опорная функция) .
Прямохождение, высокое умственное развитие и общественный инстинкт сильно содействовали, по мнению Дарвина, изобретению орудий, появлению членораздельной речи и способов добывания огня, а все это в ходе дальнейшего развития неизмеримо возвысило человека над прочими животными.
Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор //
http://evolution.atheism.ru/library/
3) Мифы древних индийцев о происхождении человека
Мифы древних индийцев представляли творение мира и человека так.
Вначале не было ничего. Потом возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо... Через год из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина стала Небом, нижняя – Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, создал страны света и породил начало времени. Люди же появились из тела Пуру-ши – первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы – жрецы, руки его стали кшатриями-воинами, из бедер его были созданы вайшью – земледельцы, а из ног родились шудры – низшее сословие. Из разума Пуру-ши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.
Матюшин Г. Н. Археологический словарь. – М., 1996 // http:
//www.examen.ru/db/ExamineBase
Вторая группа
“Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда” (Ожегов С.И. “Словарь русского языка”) .
“Что такое человек, как помыслить о нём?...И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица, каждый имеет свой облик лица, по Божией мудрости” (Владимир Мономах. “Поучение детям”) .
“Человек живёт природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, человек есть часть природы” (К.Маркс, Соч.Т.42) .
4) “Человек – животное о двух ногах и лишённое перьев”(Платон) .
5) “Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры” (Краткий словарь по социологии) .
6) “Человек – животное, производящее орудия труда”(Б.Франклин) .
7) “Человек – тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая”(Б.Паскаль) .
Вопросы:
1) Сравните 1-4, 6-7 высказывания, сделайте выводы.
2) Согласны ли вы с тем, что человек “высшая ступень развития живых организмов на Земле”?
Тексты:
1) Что такое человек?
Оуэн Р. – английский социалист-утопист.
Вопрос: Что такое человек?
Ответ: Организованное существо или животное, обладающее известными физическими, умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим.
Вопрос: Чем отличается он от других животных или известных организованных существ?
Ответ: Тем, что он одарен умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять их своей власти. Поэтому он является повелителем животных...
Вопрос: Какие влечения свойственны человеческой природе?
Ответ: Вообще человеку свойственно желание приятных ощущений, в особенности желание питаться и привязанность к тем существам, которые насыщают его, когда он чувствует голод или жажду, желание спать или отдыхать, когда он устал физически или душою, желание иметь потомство, сообразно законам своей натуры, желание надлежащим образом проявлять все свои физические, умственные и нравственные способности и силы, развитие которых только и может сделать его здоровым и счастливым, желание всегда говорить правду или выражать все свои впечатления без обмана, желание доставлять другим или распространять на других счастье или приятные ощущения, которыми сам он наслаждается, желание всегда испытывать приятные ощущения и, следовательно, переходить от одного ощущения к другому, как только первое ощущение перестает доставлять удовольствие, и желание полной свободы действий.
Мир философии. – М., 1991. – Ч. 2. – С. 29–30.
Вопросы и задания:
1. Подумайте, какие из перечисленных свойств человеческой природы можно отнести к биологически обусловленным, а какие — к социально обусловленным.
2. Как вы сами ответили на поставленные Р. Оуэном вопросы? Свои ответы аргументируйте.
2) Что такое человек?
Э. Фромм – немецко-американский социолог и психолог.
Одни полагают, что люди — это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения.
Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе...
Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди — это овцы...
Однако если большинство людей — овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью.
Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы... Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека — в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными?
...Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают... А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек — это одновременно и волк и овца или он ни волк ни овца?
...Вопрос о том, является ли человек волком или овцой,— это лишь заостренная формулировка вопроса... является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию.
Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. – С. 16–17.
Вопросы и задания:
1. Согласны ли вы с мнением автора?
2. Как бы вы ответили на поставленные Э. Фроммом вопросы? Приведите примеры из истории, или из литературы, или из собственного опыта, или из современной жизни.
3. Сопоставьте вопросы Э. Фромма с размышлениями о человечности других философов. Кто ближе к идеалу человечности — человек-“овца” или человек-“волк”? Может быть, ни тот ни другой? Свои выводы объясните.
Третья группа.
1) “Человек – самое разумное среди всех существ, наделённых жизнью. И в то же время ногти и зубы человека недостаточно сильны, чтобы обеспечить его охрану и защиту, мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и отражать удары, ноги недостаточно быстры, чтобы унести его от опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от холода и жары, и, чтобы прокормиться, он должен полагаться не на силу, а на разум. Поэтому человек высоко ценит разум и с пренебрежением относится к силе, ибо разум сохраняет его существование” (Ле-Цзы, IV до н.э.) .
2) “Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно .Сами же они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства” (К.Маркс.Т.2) .
3) “То, что поднимает людей так высоко над животными…- это культура и более высокое развитие разума, делающее людей более способными к культуре”(Э.Геккель) .
“В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее всё воплощается в нём.
Как тополь, вознёсся он гордой главой
Умом одарённый и речью благой.
Вместилище духа и разума он,
И мир бессловесных ему подчинён” (Фирдоуси) .
Вопросы:
1) Из предложенных текстов выведите общее и различия между человеком и другими живыми существами.
2) Как вы думаете, почему “в цепи человек стал последним звеном”?
Текст.
Фундамент человечности
В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере,следующее:
– они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;
– они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;
– они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;
– они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;
– признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;
– их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.
Введение в философию. – М., 1989. – С. 236–237.
Вопросы и задания:
1. Какие черты, характеризующие человека, вы встречали в других текстах? Какие черты вы встретили впервые в этом тексте?
2. Указанные черты свойственны только человеку или другим существам тоже? Выскажите свое мнение по каждой из названных черт в отдельности и аргументируйте его.
3. Какую из перечисленных черт вы считаете самой важной и почему?
4. Как вы понимаете слова “фундамент человечности”? Какие человеческие качества вы бы построили на этом фундаменте?
Четвёртая группа.
Тексты:
1) Быть человеком
Человек всегда пытается стать кем-то (ученым, художником, пожарником...) и вполне естественно пытается привести себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему, постигнув все искусы и тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: любви, красоте, сострадании...
Быть обыкновенным человеком очень трудно: все стремятся к исключительности, все чувствуют себя такими многосторонними и сложными, что быть просто человеком, вероятно, доступно в наше время немногим.
Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – М., 1997. – С. 312.
Вопросы и задания
1. Ответу на какие из “вечных вопросов” посвящен данный текст?
2. Какой смысл вложен в слова “оставаться... человеком”?
3. Вчитайтесь в строки, поясняющие утверждение: “Быть обыкновенным человеком очень трудно”. Как вы думаете, почему в привычное словосочетание “обыкновенный человек” в данном случае вложен такой высокий смысл?
4. Подумайте, кого из людей, окружающих вас, можно назвать в высоком смысле обыкновенными людьми.
2) В чем благо человека?
Эпиктет – римский философ.
Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадет в плен и погибнет.
Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.
– А когда бывает человек похож на скотину?
– Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.
– А когда он похож на дикого зверя?
Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.
Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности... Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.
Эпиктет. В чем наше благо // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995. – С. 249–250.
Вопросы и задания:
1. В чем, на ваш взгляд, главная мысль этого отрывка?
2. Как вы думаете, почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется “тащиться” за теми, кто сильнее его?
3) И дадут всходы зерна жизни...
А. де Сент-Экзюпери – французский писатель.
Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.
Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна...
Так от поколения к поколению передается жизнь - медленно, как растет дерево, – а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.
Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, – скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря.
А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. – М., 1977. – С. 158–160.
Вопросы и задания
1. В чем автор видит роль человека на земле? Что, по его мнению, дает смысл и жизни, и смерти?
2. Какой смысл вложен в слова “...человек умирает лишь наполовину”?
Выводы по уроку:
1) Человек – биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле.
2) Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт.
3) Человек обладает речью, мышлением, изготовляет орудия труда, его деятельность целенаправленна.
4) Человек несёт ответственность за свою деятельность.
Все учащиеся за работу на уроке получили оценки.
Домашнее задание – повторить § 2 “Человек”