Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к труду учителя.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, селе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускников школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.
В настоящее время школа теряет свой статус и вместе с ней становиться менее престижной профессия учителя. С экранов телевидения обрушивается поток информации, который отрицательно сказывается на профессии учителя. Дорога длиною в одиннадцать классов очень трудна и для родителей, и для ребенка, которому хочется побыстрее пройти этот этап жизни. Но проходит время, и выпускники школы приходят сюда снова, но уже повзрослевшие и понявшие, что как раз этап был стартом для их теперешней жизни. И школьные коридоры кажутся родными, учителя ничуть не постаревшими, и хочется делиться успехами и неудачами, говорить о жизни и не торопиться домой. Потому что школа, оказывается – это частичка твоей души, без которой ты себя уже не представляешь.
Наша школа имеет много хороших традиций. И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили раньше и теперь, какие они учителя? А в нашей школе есть о ком рассказывать: многие учителя имеют министерские награды, звания. Более половины педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами, полковниками и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.
Цели и задачи программы
Целевым назначением программы является развитие мотивации детей к познанию традиций русской школы, создание необходимых организационно- педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности, патриотизма, как значимого личностного качества у детей:
- формировать у детей знание основ традиций школы;
- прививать трудовые навыки и развивать творческие способности;
- воспитывать интерес и уважение детей к профессии учителя, чувство гордости за лучших учеников школы. Создавать условия для самовоспитания личности;
- стимулировать формирование у ребят этических норм и культуры внешнего поведения при поисковой деятельности.
Ведущие направления деятельности
- Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию.
- Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности, как в школе, так и в обществе в целом.
- Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции школьников.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеучебном;
- социально-проектном.
Сроки реализации программы.
1. Подготовительный период (2007-2009 уч. год)
1.1. Разработать Программу развития музея “Школьные годы чудесные” и утвердить на педсовете.
1.2. Разработать и утвердить Устав музея.
1.3. Составить паспорт музея.
1.4. Организовать работу с архивом. Вести сбор информации, фотографий.
1.5. Оформить стенды по темам.
1.6. Обновлять, реставрировать старые альбомы о выпусках.
1.7. Вести переписку с выпускниками школы.
1.8. Оборудовать витрину для экспонатов.
2. Основной период (2008-2009 годы)
Обработка собранной информации, написание
отчетов в форме лекций, слайд-фильмов,
презентаций, газет, папок-раскладушек,
передвижных выставок.
Открытие музея. (06.11.2008)
3. Рефлексивный период (с 2008 года).
3.1. Экскурсии по музею.
3.2. Классные часы по темам:
- “История развития школы”,
- “Они работали директорами и завучами школы”,
- “Знаменитые выпускники школы” и т.д.
3.3. Слайд-фильмы по темам:
- “Воспоминания о школе”,
- “История развития Малой Тимирязевки”,
- “Спортивные достижения школы” и др.
Ожидаемые результаты.
- Получение целостной картины по истории развития школы и ее традиций.
- Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
- Выявление и сбор информации о школе: учителях, выпускниках.
- Сохранение собранной информации.
- Рациональное использование и пропаганда материалов о школе.
- Воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести свою лепту в историю школы, оставить после себя след.
- Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
- Влияние на выбор профессии учащимися.
- Приобщение учащихся к исследовательской работе.
- Изменение социальной и гражданской позиции учащихся, учителей и родителей.
Участие классных коллективов в программе.
Каждый классный коллектив конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по ее реализации.
Возможные риски.
- Недостаточное финансирование.
- Утеря архивных документов.
- Отсутствие фотографий.
- Отсутствие в кабинете компьютера, мультимедийного проектора, цифрового фотоаппарата.
Перспективный план работы музея “История школы” МОУ “Чарышская средняя общеобразовательная школа” на 2007-2010 годы.
№ п/п | Тема | Содержание | Сроки |
История развития школы с. Чарышское |
|
2007 г. | |
Медалисты школы |
|
2008 г. | |
Знаменитые выпускники школы |
|
2008 г. | |
Учителя – выпускники школы |
|
2008 г. | |
Награжденные учителя |
|
2008 г. | |
Награды школы |
|
2008 г. | |
Знаменитые люди села – выпускники школы |
|
2009 г. | |
Спортивные достижения школы |
|
2009 г. | |
Победители российских, краевых конкурсов, олимпиад |
|
2008 г. | |
Победители районных конкурсов, олимпиад |
|
2008 г. | |
Творчество, увлечения учащихся и учителей |
|
2009 г. 2008 г. |
|
Летопись класса |
|
2007-2010 гг. | |
Учебные кабинеты |
|
2008 г. | |
Воспоминания о школе |
|
2007-2010 гг. | |
Вести с открытых уроков, мероприятий |
|
2007-2010 гг. | |
Лекционная, экскурсионная работа | 2008-2010 гг. | ||
Оборудование музейной комнаты |
|
2007-2008 гг. 2007 г. 2007 г. 2008 г. |
План работы на 2007-2008 учебный год.
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
Избрать совет музея и рабочие группы: поисковая, переписки, фондовая, экскурсионная, лекторская, художественно-оформительская. | Сентябрь 2007 г. | ||
Составить и утвердить программу развития музея “История школы” “Школьные годы чудесные …” | 02.11.2007 | ||
Разработать и утвердить Устав музея “История школы” | 02.11.2007 | ||
Выпуск стенгазеты к Дню Учителя | 04.10.2007 | ||
Провести творческую гостиную, посвященную Дню Учителя. | 05.10.2007 | ||
Поздравление учителей (и пенсионеров) с праздником (открытки, телеграммы) | 05.10.2007 | ||
Выпуск стенгазеты к 120-летию рождения школы | 23.10.2007 | ||
Подготовка к торжественному вечеру, посвященному 120-летию школы. | До 26.10.2007 | ||
Работа с архивными документами | Сентябрь-ноябрь 2007 г. | ||
Поиск фотографий, грамот, дипломов, наград | В течение уч. года | ||
Изготовление стендов (1, 2, 3, 4, 5) | До мая 2008 г. | ||
Обновление, реставрация альбомов | В течение уч. года | ||
Создать фондовую инвентарную книгу | Ноябрь 2007 г. | ||
Оборудовать витрину | До января 2008 г. | ||
Сбор школьных реликвий: чернильниц, ручек, значков, тетрадей, дневников и т.д. | В течение уч. года | ||
Переписка с знаменитыми выпускниками школы | В течение уч. года | ||
Запись воспоминаний выпускников школы: Казаковой Ф.Р., Иунихиной М.Д., Благинина Н.П., Юговой А.Е. и др. | В течение уч. года | ||
Продолжить оформление альбомов про учителей, награжденных министерскими наградами | До мая 2008 г. | ||
Продолжить оформление альбома про учителей-пенсионеров | До мая 2008 г. | ||
Продолжить оформление альбомов о выпусках | До мая 2008 г. | ||
Создать страницу по истории школы на сайте школы и периодически пополнять ее | Декабрь 2008 г. | ||
Поддерживать связь с выпускниками школы с использованием сайта “Одноклассники.ru” | В течение уч. года |
Финансовый план реализации программы
№ п/п | Мероприятия | Срок реализации | Объем финансирования |
Приобрести:
|
Август 2007 г. | 600 р. 300 р. 100 р. 210 р. 30 р. |
|
Приобрести:
|
В течение уч. года | 1000 р. 1200 р. 1000 р. 750 р. 500 р. 36 р. 100 р. 500 р. 500 р. 500 р. |
|
Приобрести:
|
2007-2010 гг. | 19000 р. 20000 р. 2500 р. 7000 р. 1000 р. 15р.х n шт. 3300-8000 р. 3200 р. |