Дидактические естественно-научные стихи

Разделы: Внеклассная работа


Вступление

В настоящее время все более актуальными становятся процессы гуманитаризации и гуманизации естественнонаучного образования, призванные обеспечить ориентацию обучения на личность как на приоритетную ценность, создать условия для ее развития. Одним из способов гуманитаризации образования является проникновение методов гуманитарных наук в другие области знаний.

Среди целей гуманитаризации естественнонаучного образования выделяют не только формирование мировоззрения учащихся, но и становление познавательного интереса к изучению предметов естественно - научного цикла как части общечеловеческой культуры, а также развитие всех сфер личности учащихся, их возможностей и ориентации на ценности гуманистического характера. Включение дидактических стихов в содержание уроков биологии, химии, географии может быть рассмотрено как один из возможных путей гуманитаризации естественнонаучного образования.

Содержание школьного курса биологии, химии и географии характеризуется большим объемом информации, которая на уровне фактов, понятий, идей должна быть освоена и принята учениками.

Однако не всякая информация способна побудить у них познавательный интерес. Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что он характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительные эмоции по отношению к деятельности;

2) наличие познавательной стороны этих эмоций;

3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Из вышеизложенного следует, что любая деятельность по усвоению и трансформации учебной информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию.

Эмоционально окрасить содержание научно-естественного образования можно различными способами. В том числе при помощи дидактических стихов.

К дидактическим относятся стихи, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию.

Все стихотворения, используемые на уроках можно условно разделить на “первично” и “вторично” дидактические стихи к первой группе относятся специально сочиненные стихотворения, обязательно включающие терминологию изучаемого предмета. С одной стороны, они должны быть строго научны и достоверны в отношении подаваемой информации, а с другой – эмоционально - образны.

Ко второй группе относятся стихи, которые изначально не были предназначены для учебных целей, поэтому они могут содержать фактические ошибки, а это и определяет специфичный характер использования их на уроке.

Дидактические естественнонаучные стихи известны с античных времен. Вспомним “О природе вещей” Тита Лукреция Кара. Позже в Англии такими стихами прославился Эразм Дарвин (поэмы “Ботанический сад” и “Храм природы”), немало стихов и в отечественной литературе.

Стихи обеспечивают на уроке эмоционально-нравственные ситуации, облегчают концентрацию внимания на изучаемом материале, повышают степень интереса учащихся. Они активизируют познавательную деятельность, стимулируют развитие мыслительных операций, развивают воображение, эмпатию по отношению к природным объектам, способствуют более совершенному усвоению знаний и формированию мировоззрения молодежи.

Хочется напомнить, что дидактические стихи интересны в общем контексте учебного процесса и при их использовании необходимо соблюдение меры.

Приложение 1

Приложение 2

Предметный указатель