ЦЕЛИ:
- развитие умения сгибать детали по намеченным линиям; склеивать детали; выполнять конструкцию модели из изготовленных деталей;
- пополнение запаса знаний учащихся о железнодорожном транспорте (о его видах, назначении, истории, о профессиях людей) ; о знаках ПДД (железнодорожный переезд со шлагбаумом и без него; многопутная и однопутная железная дорога) ; пополнение словарного запаса слов ребят;
- воспитание чувства гордости за свою страну; воспитание аккуратности, эстетичности, самостоя тельности, товарищества, взаимоуважения;
- развитие речи; правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения; логического мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ (для урока):
- картина грузового поезда; картина пассажирского поезда; рисунок паровоза Черепановых;
- рисунок пассажирского вагона; дорожные знаки; железнодорожный билет;
- карта России;
- карточки с текстами для ребят;
- магнитофон;
- кассета с песней "Голубой вагон" и записью романса "Попутная песня" Глинки.
ОБОРУДОВАНИЕ (для детей):
- изготовленные учащимися на предыдущем уроке детали паровоза и вагона, клей, кисточки, тряпочки, ножницы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Звучит песня "Голубой вагон".
2. Сообщение темы и постановка целей урока.
- О чем пойдет речь на уроке, вы узнаете если отгадаете кроссворд.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (автомашина)Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет -
Семь плугов тащит. (трактор)Что за чудо - синий дом,
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (автобус)Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский... (вертолет)В каком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг?
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли. (аэропорт)Что за птица:
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет. (самолет)Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (троллейбус)Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд. (ракета)
- О чем мы будем сегодня говорить? (О железнодорожном транспорте)
- Вы узнаете какого вида бывает железнодорожный транстпорт, определите его назначениие.
Откроете несколько страниц из истории железнодорожного транспорта. Изготовите модель поезда.
3. Изучение нового материала.
1) Подготовка к беседе.
а) Страницы истории.
У ребят на партах лежат карточки с текстами.
- Ученик 1 класса. - История нашей страны неотрывно связана с железнодорожным транспортом.
- Ученик 1 класса. - Значение железнодорожного транспорта очень велико. По железным дорогам перевозится большинство грузов.
- Ученик 1 класса. - Железнодорожный транспорт, как и другие виды, делится на пассажирский и грузовой.
- Ученик 4 класса. - Первые паровозы были созданы в начале 19 века в Англии. В России первый паровоз был построен в 1833 году, он назван по имени создателей братьев Е. А. и М. Е. Черепановых. С 1834 г. паровоз работал на заводской железной до роге в г. Нижнем Тагиле на Урале.
(На доску прикрепляется рисунок паровоза Черепановых)
Ученик 4 класса. - В 1837 году открылось движение по первой в России железной дороге от Петербурга до Царского села (ныне г. Пушкин).
(Учащиеся находят на карте России ветку железной дороги от Петербурга до города Пушкина.)
Ученик 4 класса. - В 1840 году под впечатлением от поездки по этой железной дороге композитор Глинка написал романс "Попутная песня" на слова Н. В. Кукольника. (Звучит запись романса Глинки "Попутная песня".)
Ученик 1 класса. - В 1851 году введена в строй крупнейшая магистраль того времени Москва–Петербург.
(Учащиеся находят на карте России ветку железной дороги от Москвы до Петербурга.)
Ученик 4 класса. - Паровозы помогали строить новую жизнь и громить фашистов во время Великой Отечественной войны, восстанавливать народное хозяйство после войны.
С 1956 года выпуск паровозов прекращается, вместо их стали выпускать тепловозы и электровозы.
Ученик 1 класса. - Многие паровозы являются произведением технического творчества и в настоящее время служат памятниками.
б) Рассказ учителя о железнодорожном транспорте (дополнение).
- К железнодорожному транспорту относится подвижной состав, включающий вагоны, рефрижераторы, платформы, цистерны, который приводится в движение локомотивами. Так называются машины, которые передвигаются по рельсам. Это паровозы, тепловозы, электровозы. Кроме них есть газотурбовозы, мотовозы, дизельпоезда. Железнодорожный транспорт, как и другие виды, делится на пассажирский и грузовой. (учитель показывает на картинах)
У паровоза двигателем является паровая машина, которая тепловую энергию преобразует в механическую и через специальный механизм передает на колеса. Для получения тепловой энергии паровоз возит с собой воду и топливо: уголь, дрова, торф, в специальном приспособлении - тендере (учитель показывает на макете). При сгорании торлива вода в котле нагревается, превращается в пар и через систему механизмов приводит в движение локомотив, отсюда и название - паровоз.
2) Беседа-опрос.
- Рассмотрите картины (на доске). На какие виды делится железнодорожный транспорт?
(Железнодорожный транспорт делится на пассажирский и грузовой)
- Для чего нужны грузовые поезда? (Грузовые поезда нужны для перевозки различных грузов.)
- Что они перевозят? (Учащиеся приводят примеры.)
- Для чего нужны пассажирские поезда? (Для перевозки пассажиров)
- Люди каких профессий работают на поездах? (Ученики приводят примеры и доказывают, здесь же показывается ребятам железнодорожный билет)
3) Словарная работа.
ВАГОН ПАССАЖИРСКИЙ ПОЕЗД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ ПАРОВОЗ
4. Физкультминутка.
(Декламируя стихотворение, дети имитируют движение поезда.)
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий.
Он вагоны везет,
Точно настоящий.Кто едет в поезде?
Машинист, проводник,
Повара, дежурный.
Бригадир, постовой
Пассажиры - люди.
Дальняя, дальняя,
Дальняя дорога -
Вдоль нашего класса
Прямо до порога.
5. Продолжение изучения нового материала.
4) Практическая работа.
- Сегодня мы изготовим модель грузового поезда. Четвертый класс изготовит модель паровоза, первый класс изготовит модель вагона (учитель показывает образцы и выставляет их на парты)
- Рассмотрите свои модели, определите из каких частей они состоят. (4 класс - модель паровоза, 1 класс - модель вагона)
- Ответы детей.
Задание для 4 класса | Задание для 1 класса |
(Ученики коллективно изготавливают по
одной модель паровоза или два) а) Составьте план работы. (самостоятельная работа) б) Ученики представляют план работы. (Сгибание, складывание каждой детали, склеивание каждой детали, сборка-склеивание всей модели. Ребята сами распределяют, кто какую деталь выполняет.) в) Самостоятельная работа учащихся по разработанному плану. |
(Каждый изготавливает по вагону или
два) а) Повторим правила сгибания бумаги. Складывать бумагу только на столе. Линию сгиба обязательно прогладить ребром ладони от середины к краям, а затем гладилкой. б) Ученики самостоятельно сгибают детали вагона по линиям, складывают. в) Повторение правил пользования клеем. Самостоятельное склеивание вагона и приклеивание колес. |
г) Коллективная сборка поезда учениками 4 и 1 класса.
5) Знакомство с дорожными знаками ППД. (железнодорожный переезд со шлагбаумом; железнодорожный переезд без шлагбаума; однопутная железная дорога; многопутная железная дорога)
6. Итог
- Что нового узнали на уроке?
- Что научились изготавливать?
(Звучит романс Глинки "Попутная песня" и ребята играют моделями.)