Из опыта работы клуба "Эколог"

Разделы: Внеклассная работа


Вопросы экологического воспитания учащихся на протяжении многих лет осуществляются мною через клуб "Эколог". Сегодня в клубе занимается пятое поколение учащихся. Задача, которую я себе ставлю, формируя состав клуба - возможности решения экологических проблем своей малой родины. План работы кружка не меняется из года в год, просто одна и та же тема рассматривается под разными углами зрения.

Заседание проводится в форме круглого стола. За основу заседания, как правило, берётся свежий материал, который учащиеся находят в местных СМИ. Регион, в котором мы живём, находится на Курской магнитной аномалии. В окрестностях города есть большой электрометаллургический комбинат и два горно-обогатительных комбината, на территории одного из них находится единственный в России комбинат горячего брикетирования железа. Через территории Белгородской области так же прошло Чернобыльское облако. Поэтому экологические проблемы регулярно затрагиваются по тому или иному поводу СМИ. Недостатка в информации нет. К каждому заседанию члены клуба тщательно изучают проблему, тревожащую их. Находят интересного гостя, который помогает решить её каждому для себя. На заседании приглашались: председатель общественной организации – общество "Экология", Топчий Наталья Александровна; работники комплексной лаборатории мониторинга окружающей среды: заведующая Подлесюк Лариса Викторовна, Водина Таисия Михайловна; заведующий отделением радиологической гигиены ЦГСЭН Клименко Михаил Дмитриевич; ведущие специалисты по экологии предприятий города. Традиционно класс оформляется к заседанию. На доске лозунг "Земля – наш дом", цитаты, отвечающие теме заседания, карта города на которой красными флажками отмечены экологически опасные объекты и зелёными - экологически благополучные. На столе: глобус, буклеты, карты, диаграммы – все, чем пользуются ребята для обоснования своих слов.

Заседание начинается коллективным исполнением песни Виктора Цоя "Звезда по имени Солнце". Затем члены клуба сообщают всё, что они нашли интересного по теме заседания, задают интересующие их вопросы присутствующему гостю, просматривают видеозаписи предшествующих экологических походов.

Участие в работе клуба формирует любовь к малой Родине – родному городу.

Планирование работы клуба на учебный год:

Месяц Название темы
Сентябрь 1. Экологически опасные объекты города
2. Воздушный бассейн города
Октябрь 1. Выбросы автомобильного транспорта
2. Воздух города и крупные предприятия
Ноябрь 1. Вода в нашем городе
2. Подземные воды и их загрязнения
Декабрь 1. Загрязнение рек нефтепродуктами
2. Использование технической воды в производстве
Январь 1. Радиоактивное загрязнение почвы
2. Радиоактивное загрязнение и здоровье людей
Февраль 1.Заповедные объекты города
2. Растительный мир города
Март 1. Флора, занесенная в Красную книгу
2. Животный мир города
Апрель 1. Фауна, занесенная в Красную книгу
2. Экологические организации города и результат их работы
Май 1. Экскурсия на Стойленский горно-обогатительный комбинат

План проведения одного из занятий клуба “Эколог”

ТЕМА: "Подземные воды и их загрязнение"

Оборудование:

  • плакат “Земля – наш дом”;
  • плакат “Вода - это подлинное чудо природы”
  • И.В. Петрянов;
  • карта города, красными флажками отмечены
  • места расположения хвостохранилищ СГОКа и ЛГОКа, завода АТЭ.

План

  1. Роль воды в жизни человека
  2. Источники загрязнения подземных вод
  3. Экологический конфликт "Руда-вода"
  4. Загрязнения подземных вод при использовании ядохимикатов, удобрений, пестицидов
  5. Борьба города за чистую воду

1. Вода - одно из самых распространённых химических соединений на земле. Она является одним из важнейших компонентов всех биологических объектов: растений, животных, человека, которые на 70-90% состоят из воды.

Трудно назвать вещество, которое имело бы столь же огромное значение для человечества, как вода. Лауреат Нобелевской премии А. Вент-Дьердьи очень точно охарактеризовал значение воды: "Вода - первооснова живой природы, колыбель жизни, мать всего живого, его среда".

2. Источником воды в городе является река Оскол. Однако нельзя умалять и роль подземных вод, для водоснабжения города. Состояние подземных вод определяют отходы гальванического цеха завода АТЭ, хвостохранилища ЛГОКа и СГОКа.

Загрязнения со стороны завода АТЭ связаны с тем, что в его отходах, спускаемых в районе Ямской, находятся тяжёлые металлы, и хотя завод построил очистные сооружения и использует свою воду на технические нужды, но прежние выбросы сделали своё дело, и пойменные луга превращены в болота.

3. Особо надо остановиться на экологической катастрофе "Руда-вода". Дело в том, что в результате взрывов произошло смещение подземных слоёв и под городом образовалась депрессионная воронка площадью 380 км2 и глубиной 50м, что привело к нарушению водяного баланса и обезвоживанию. Из-за этого сильно возросла глубина артезианских колодцев, из которых добывают питьевую воду. Отдельный разговор о накоплении отходов обогащения (пульпы) в хвостохранилищах ГОКов. Из-за фильтрации воды под ними образовался купол высотой до 25 метров, в котором повышена минерализация воды. По этой причине состав воды изменился от гидрокарбонатно-кальциевого до сульфидно-гидрокарбонатных-натриево-кальциевого, так же в подземных водах повышено ПДКД по содержанию бериллия.

4. Комитет по экологии неоднократно обращался к жителям города, имеющим огороды в водоохраной зоне, не использовать ядохимикаты и гербициды. Экологический прокурор предупреждал жителей о штрафных санкциях.

5. В 1997 году было рекомендовано ОЭМК провести строительство наблюдательных скважин грунтовых вод. Эти замеры проводятся регулярно. По фактам выявления загрязнения принимаются экстренные меры, т.к. в течение текущего года в период обильных грозовых дождей руководство города предупреждало население о необходимости пить только кипячёную воду, так как была угроза инфекционных заболеваний.

Вопрос загрязнения подземных вод является темой регулярных обсуждений Комитета по экологии. Город борется за чистую воду.

На заседании присутствовала председатель общества “Экология” города Старый Оскол Топчий Наталия Александровна, которая ответила на все вопросы, интересующие ребят.