Как известно, одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Психолог Н. И. Жинкин считает, что речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше он будет освоен, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Уже на начальном этапе обучения необходимо закладывать основы языковой культуры.
Если дети научатся с помощью учителя и родителей видеть окружающий мир, обращать внимание на изменения материального мира и будут задавать вопросы “почему”, то, наверное, уже в первом классе школьники не будут испытывать затруднений при ответах на поставленные перед ними вопросы.
Прежде чем начать работу над развитием речи, я даю детям задание: понаблюдать за птицами, животными, цветами или явлениями природы, которые нам предстоит описать. Так, было задано задание, как можно больше узнать о синице, дятле, белке, лисе. Дома дети читали о птицах и животных, наблюдали за ними, делали свои выводы. И вот настал день — дети пишут о своих наблюдениях.
Весной появляются одуванчики. Дети видят их повсюду. Я обратила внимание детей на эти цветы, когда стояла солнечная погода. В течение нескольких дней продолжались эти наблюдения. Однажды ранним утром дети вбежали в класс и закричали: “Цветы исчезли!” Я сделала вид, что разволновалась: цветы пропали. Но днем дети радостно известили о том, что одуванчики появились, и их стало, гораздо больше. Что же происходит: утром они исчезают, а днем весело желтеют на полянке? Даю задание, понаблюдать за ними вечером. На следующий день дети рассказали, что они долго охраняли цветы. Успокоенные пошли домой спать, а утром цветы опять исчезли. А следующий урок начался со стихотворения:
Уронило солнце
Лучик золотой -
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
Задаю вопросы: Что вы узнали об одуванчике? Что вы сами читали об этом цветке? Что вы наблюдали несколько дней подряд?
Затем учащиеся сами читают стихи о цветах.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик,
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице.
И снова вопрос: “Чем отличается одуванчик от других цветов?” На следующем этапе урока дети получают задание, написать все, что они знают об одуванчике. Вот что они пишут:
“...Одуванчиков много на поле. Когда смотришь сверху — поле кажется золотым. Ночью головки у одуванчиков закрыты, а утром они снова открываются – “какое чудо эти цветы!”
“У одуванчиков как будто две жизни. Сначала они желтые — это семена, а потом белые — семена раскрылись. Дунешь, пушистые парашютики улетят...”
После анализа небольших сочинений детям предлагается вариант сочинения, написанный на доске. Учащиеся сравнивают свои работы и текст на доске и дают им оценку.
Хороших успехов в развитии речи можно добиться лишь в том случае, если эта работа будет неотъемлемой частью каждого урока.
Это могут быть такие виды работы:
1. Словарная работа с использованием загадок, пословиц, диалогов. Например:
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь).
Диалог. Сорока. Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь
М. Какой вопрос, стрекотуха?
С. А почему тебя Медведем зовут — непонятно!
М. Хе-хе. Медведь — значит мед ведающий. Знаю, стало быть, где мед в лесу спрятан.
2. Орфографические минутки.
Этот вид работы развивает не только высокую скорость чтения, память, внимание и орфографическую зоркость, но и связную речь. Заглянула зимушка-зима в лес. Нарядила она сосны и ели в снеговую шубу.
Пуховые варежки на березу надела. У самой опушки растет рябинка. Рябинке зима подарила белое покрывало. Как хороша зимой сонная природа!
Тема данного зрительного диктанта — определение окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.
3. Конструирование предложений текста.
Прежде чем начать работу по обогащению словарного запаса и для закрепления изученных орфограмм на тему “Зимняя природа”, даю задание понаблюдать за снежинками... Задаю вопросы: на что они похожи. Рассмотрите лучики снежинки. Какие они? Сколько их? Что можете сказать про снежинку. С чем можно сравнить снежинки? Откуда они к нам летят? Почему снежинка тает? И вот появляется рассказ “Снежинки”.
“Жили-были снежинки. Родились они в снежном облаке. С каждым часом снежинки становились прекраснее и наряднее. Одна была как звездочка, с шестью лучами. Другая напоминает цветок с шестью лепестками. Третья сверкала как драгоценный камень. Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей”.
Задание. Скажите, о чем этот рассказ. Как можно озаглавить его? Закроем глаза и представим себя снежинками. Какие они? Какие краски вы видите? Кто знает загадки про снежинки? В качестве домашнего задания даю рассказ наизусть, нарисовать снежинки, подобрать загадки, стихи.
Поскольку загадка развивает сообразительность, учит мыслить, сопоставлять предметы и явления, а также развивает интерес к языку, то на уроках русского языка широко применяю этот вид устной речи. Я даю загадки, в которых отгадки заключают в себе необходимые для изучения орфограммы.
Например, “Кто, угадайка”.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Кто, угадайка:
Седая хозяйка
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки. (Зима.)
Задания.
1. Назовите родственные слова к отгадке. (Зима, зимушка, зимовать, зимующие, озимые).
2. Подчеркните проверочные слова, выделите корень. Как он пишется в однокоренных словах?
Загадка: Вился, вился белый рой, сел на землю, стал горой. (Снег.).
Работаем над значением слов.
Задание: выделить основную часть — найти другие части слова.
Работаем с сигнальными карточками со словом “подснежник”. Далее следующая загадка.
Покружились звездочки
В воздухе немножко.
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинки.)
Задание. Разобрать по составу слова по сигнальным карточкам.
Снежинки
Вопрос: Как делают снежинки? Какой глагол подходит к этому слову? (Дети подбирают глаголы: летят, падают, кружатся, опускаются и т. д.).
Провожу игру. Пока снежинки летели, а лететь до земли им далеко. В слове, с которым слово снежинки употребляется, произошли изменения (на магнитной доске): за-и-и-л-круж-и-сь. Помогите долететь снежинкам. Дети составляют предложение.
Вопрос: Какое это предложение? Распространенное или нет? А давайте теперь по схеме это предложение изменим (схема на доске).
Дети составляют предложения. Наиболее удачные с комментированием записываем в тетради. Продолжаем под диктовку учителя записывать в тетрадь. Учащиеся называют все орфограммы.
Задание: Какую картину вы представили? Когда еще искрится снег? Где это можно наблюдать? Когда? И далее продолжается работа по картине “Зимний лес”.
Задаю вопросы; Представьте, что мы с вами находимся в зимнем лесу. Чем покрыты земля, деревья?' Что можно сказать о небе? О снеге? Об инее? Какой любимый цвет у зимы? Кто знает слово “лазурь”? Что оно обозначает? Находим определение значения этого слова. После этого переходим к записи на доске: “Красиво в зимнем лесу! Иней запушил деревья. Хороши ели в снежном уборе. Березки одеты в пуховые варежки. Деревья кажутся сказочными. Красив зимний лес.”
Дети еще раз описывают зимний лес. На дом дается задание: Написать о зиме рассказ, сочините стихи.
И как результат этой работы дети приносят свои сочинения.
Сомнения нет. Такая работа важна и именно в начальных классах, где закладывается любовь к слову, к русскому языку.