Сегодня игра – это один из популярных видов психологической работы как с детьми, так и со взрослыми. Соперничать с ней в популярности могут, пожалуй, лишь тренинги.
Мы хотим познакомить с жанром “большой” игры в школе.
“Большая” игра – это целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени.
Это “маленькая жизнь”, которая проживается каждым участником. Она позволяет участникам получить опыт, ценный для их настоящей, “всамделишной” жизни.
“Большая игра” принципиально отличается от других видов игры тем, что для своих участников она выступает как деятельность. Наилучшим образом суть такой игры определил Й. Хейхинга: “Мы можем назвать игру, – пишет он в работе “Человек играющий”, – свободной деятельностью, которая осознается как “не взаправду” и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, – свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой”. В этом определении есть все исчерпывающие объяснения того, почему игра так привлекательна для любого человека любого возраста и откуда богатство ее обучающих, развивающих, совершенствующих личность возможностей.
Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, видимо, потому, что игра – это состояние души. В интеллектуальную задачу можно погрузиться умом, испытывая при этом некоторый эмоциональный “холод”. На дискотеке можно всеми чувствами уйти в танцевальное движение, но думать при этом практически невозможно. Игра (хорошо продуманная или очень тонко, по наитию, придуманная) захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире.
Кроме того, игра – это уникальное фантастическое пространство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее и будущее мира в совершенно безопасной атмосфере и ситуации. Можно сказать себе: “Я играю роль” и позволить себе быть самим собой. Хорошая игра – это психологический эксперимент, который ставит сам на себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемые.
Игра как психологический метод в школе может быть использована как минимум для решения трех последовательных задач:
- Научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения.
- Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.
- Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.
Особенности “Большой” игры:
- Каждый раз игра проводится по своему единственному и неповторимому сценарию.
- В игре задействованы:
- Игровые группы, выполняющие творческие задания;
- Бюро, обеспечивающие инфраструктуру игры;
- Мастер-классы (игроки в блиц-режиме получают навыки, которые пригодятся им для выполнения творческого задания)
- Игра строится по ассиметричному принципу, основные игровые группы и бюро, получают разные задания, ни в коем случае не пересекающиеся и таким образом, ставящиеся в заведомо различные условия.
- При подготовке творческого задания используется “принцип фигурного катания” (обязательная программа плюс произвольная, которые дополняют друг друга и одна без другой просто теряют смысл)
- Игра держится на жесточайшем соблюдении хронометража. (Принцип “минута в минуту”. Все идет по жесткому расписанию, которое отслеживает игрок-хронос).
- В сюжет игры могут быть заложены нереальные задания, которые, если и можно выполнить, то лишь теоретически
- Открытые условия финальной части игры. В зависимости от полученного результата выбирается, как именно будет завершена игра.
Этапы игры
1. Подготовительный этап
Идея: разработка заданий, сбор учащихся, родителей и педагогов, желающих принять участие в игре.
2. Запуск игры.
Оглашение целей и задач игры, выдача заданий игровым группам и бюро.
3. “Погружение”
Рабочие игровые группы и бюро под руководством тьюторов, решают поставленные задачи.
4. “Реализация проекта”
5. Представление проектов творческих групп
6. “Рефлексия”
Представление, собранных каждой группой материалов и разработанных проектов. Основная задача – создать общее представление всех участников о проделанной каждой группой работе, о впечатлениях; спроектировать будущую реализацию проекта.
В практике работы нашей школы Большие игры мы используем второй год, поэтому нами уже накоплен пусть и небольшой, но свой опыт разработки и реализации этой формы в учебно-воспитательном процессе. Предлагаем вашему вниманию одну из разработок Большой игры на тему: “Празднование юбилея г. Братска”
Ход игры
1. Подготовительный этап
Разработка заданий, анкетирование по выявлению учащихся, родителей и педагогов, желающих принять участие в игре. Сбор участников по группам для объяснение правил “Большой” игры (ответственные организационный комитет по проведению “Большой” игры)
2. Запуск игры. Оглашение целей и задач игры, выдача заданий игровым группам и бюро в открытом режиме в присутствии всех желающих непосредственно перед работой в рабочих группах и бюро.
3. “Погружение”
Рабочие игровые группы и бюро под руководством тьюторов, решают поставленные задачи.
Основные стадии:
- Проведение организационного часа: анкетирование, беседа (знакомство, выявление способностей и пожеланий каждого по выполнению задания группы).
- “Мозговой штурм” по творческому заданию группы.
4. “Реализация проекта”
- Работа групп по главной теме, выполнение и оформление проекта.
- Подготовка презентации проекта.
- Подготовка к презентации (репетиция пресс-конференции в рабочих группах и бюро).
5. Представление проектов творческих групп (презентация) или пресс-конференция.
Представление всеми группами и бюро результатов проделанной работы. Пресс-конференция тьюторов и представителей групп. (Проводится в открытом режиме непосредственно после работы в группах).
6. “Рефлексия”
Основная задача – создать общее представление всех участников о проделанной каждой группой работе, о впечатлениях; спроектировать будущую реализацию проекта.
По итогам “Большой” игры из числа учащихся, педагогов и родителей создается Совет дела по анализу, отбору проектов и доработке общего проекта, который ляжет в основу Коллективной творческой деятельности, а также по подготовке и реализации, данного разработанного проекта.