Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о корневых орфограммах;
- учить видеть и определять на слух эти орфограммы;
- развивать речь учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте, на парте должны лежать: учебник, тетрадь, дневник и принадлежности для письма.
2 . – Начать урок я хочу стихотворением А. Шибаева “Грустные вести”.
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу,
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь лиса, красивый длинный прут…
На днях в лису нашел я грусть и
очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…
(письмо вывешивается на доску)
- Посмотрите на доску, прочтите Мишкино письмо. Что можете сказать?
-У-ся: Письмо написано с ошибками.
- Какие правила надо выучить Мишке?
- У-ся: Правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением; правописание парных согласных в корне; правописание непроизносимых согласных в корне.
- Давайте, исправим ошибки в письме Мишки.
(учащиеся называют слова, написанные с ошибками, орфограмму, проверочные слова )
- Что общего у этих орфограмм?
- У-ся: Все орфограммы корневые.
- Чем отличаются?
- У-ся: Разные способы проверки.
3. – Как вы думаете, если Мишка только выучит правила, он сможет грамотно писать?
- У-ся: Нет, надо упражняться.
- Давайте покажем Мишке, как надо работать с этими орфограммами. Откройте учебник на странице 125, найдите упражнение № 249.
Прочитайте слова про себя. Что можете сказать?
- У-ся: Все слова с корневыми орфограммами.
- Прочитайте задание к упражнению.
- У-ся: Разделите слова на три группы по орфограммам.
- Задание будете выполнять по вариантам:
1 вариант - выписать слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением, вставить пропущенные буквы, доказать, что написали верно;
2 вариант – с парными согласными;
- Проверка: над какими орфограммами работали? Как проверяли? Что у них общего?
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания.
- Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!
Прочитайте слова, которые не выписали. Что можете про них сказать?
- У-ся: Это слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
- С этими словами вы будете работать дома.
4. – Посмотрите, ребята, сегодня нам тоже пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно.
(На конверте написано: Из зимнего лагеря от Мишки.)
- Прочитаем письмо:
Здравствуйте, ребятки!
Я опять отдыхаю в лагере.
Какая зимой в лесу красота! Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубки. А на верхушках деревьев появились белые шапки.
Радостные чувства переполняют меня! А посмотрите, сколько орфограмм я использовал в своем письме и не ошибся! Спасибо вам за науку!
PS: Найдите орфограммы в моем письме.
- К кому обращается Мишка? С чем?
- Кто услышал, какие орфограммы в письме?
- Мишка просит вас найти орфограммы в письме, на доску я выписала отрывок из письма.
Спишите его, подчеркните слова с корневыми орфограммами.
Списывание.
Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубки. А на верхушках деревьев появились белые шапки.
- У-ся: (Проверка) Я подчеркнул слово тяжелые, в нем орфограмма безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, проверочное слово тяжесть. (аналогично с другими словами)
5. Итог урока:
- Чему учились на уроке?
- У-ся: Находить корневые орфограммы и доказывать написание слов с этими орфограммами.
- Что общего у этих орфограмм? Чем отличаются?
- У-ся: Все орфограммы в корне, но у них разные способы проверки: у безударных гласных и парных согласных 2 способа проверки: словообразование и словоизменение, а у непроизносимых согласных только 1 способ: словообразование.
- А сейчас поиграем в игру “Скажи быстро!” Я буду называть слова с корневыми орфограммами, а вы – проверочные слова. Помните о способах проверки!
Тропа, трава, стена, скрипят;
Сторожка, указка, посадка, травка, лягушка;
Вестник, местный, скоростной, злостный.
- Как проверить безударные гласные? Парные согласные? Непроизносимые согласные?
6. – Кто помнит домашнее задание? Запишем в дневник: с.125, №249.
- Кому понравилась собственная работа на уроке?
- Молодцы! Спасибо, урок окончен.