Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, с видами и причинами возникновения стихийных природных явлений, районами их распространения.
2. Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России, о внутренних и внешних процессах развития рельефа, умения работать с географическими картами. Рассказать о деятельности человека по формированию рельефа.
3. Воспитывать самостоятельность, чувство долга, развивать интерес к географии.
Оборудование: физическая карта России, таблицы, карты атласа, контурные карты, картины, фрагмент видеофильма “Землетрясения”.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы:
- наглядный, практический, объяснительный, иллюстративный, проблемно – поисковый, репродуктивный;
- коллективные, индивидуальные, групповые, дифференцированные.
Ход урока
I. Организационный этап.
1. Сообщение темы и постановка целей урока.
II. Этап проверки домашнего задания.
1. Индивидуальная работа.
Задания:
- На контурную карту России нанесите месторождения:
а) нефти – 3 чел.
б) каменного угля – 3 чел.
в) железной руды – 3 чел.
Установите соответствие между полезными ископаемыми и их месторождениями – 3 чел.
Апатиты Бодайбо Газ КМА Железная руда Кузбасс Золото Самотлор Каменный уголь Уренгой Нефть Эльтон Соли Хибины
- Какие из перечисленных полезных ископаемых связаны с осадочным чехлом платформ?
2. Фронтальный опрос.
- Сравните тектоническую и геологическую карты, расскажите о геологическом строении Урала.
- От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?
- Какими полезными ископаемыми богата наша страна?
- Дайте оценку минерально-сырьевой базы страны.
- Покажите на карте месторождения медных, никелевых, алюминиевых руд, золота, алмазов.
- Как вы думаете, из каких районов России использовался гранит для облицовки набережных Москвы и Санкт-Петербурга.
III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
1. Объяснение учителем.
Под действием каких сил постоянно изменяется рельеф Земли?
Современные рельефообразующие процессы можно разделить на две группы:
- внутренние (эндогенные)
- внешние (экзогенные).
Новейшие тектонические движения земной коры могут проявляться как в горах так и на платформенных равнинах. В областях древнейших складчатых сооружений, где земная кора утратила пластичность, сделалась жесткой и породы потеряли способность изгибаться в складки, под воздействием новейших тектонических движений образовались мощные разломы и сбросы. Они расчленили территорию на монолитные глыбы: одни из них поднялись в виде возрождённых высоких хребтов, другие опустились, образовав межгорные понижения. Новейшие поднятия происходят на Кавказе, причём амплитуда движений достигает нескольких сантиметров в год.
Экзогенные процессы, формирующие современный рельеф, связаны прежде всего с деятельностью текучих вод: рек, ледников, а также с особенностями климатических условий. Таков рельеф, создающийся мерзлотными процессами.
2. Работа с картосхемой в учебнике.
По карте “Новейшие тектонические движения ” определите области слабых, сильных и интенсивных движений с преобладанием поднятий участков земной коры.
3. Самостоятельная работа по тексту учебника.
Прочитайте отрывок из статьи “Древнее оледенение на территории России”.
Проблемный вопрос.
- Какие территории нашей страны испытывали наибольшее влияние ледника? По карте учебника и атласа определите южную границу распространения покровного оледенения.
(Самым крупным было Днепровское оледенение, центрами которого в Евразии служили: горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана и горы Бырранга. Отсюда лёд распространялся на близлежащие территории).
Физкультминутка .
4. Работа с новыми терминами и понятиями.
Доска : эндогенные процессы, экзогенные процессы, новейшие тектонические движения, землетрясения, вулканизм, оледенение, морена, эрозийный рельеф, эоловый рельеф, дюны, обвалы, осыпи, оползни, лавины, сели.
Какие из этих понятий вам уже знакомы, а какие встретились впервые?
Найдите в учебнике и прочитайте значение новых понятий.
Какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие – в более южных районах, где происходило таяние льда?
5. Работа в группах (с дополнительной литературой)
- Прочитайте отрывки из статьи и сообщите, в каких районах нашей страны на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких – деятельность ветра, деятельность человека, стихийные природные явления?
I группа: II группа: деятельность ветра; деятельность текучих вод; III группа: IV группа: деятельность человека; стихийные природные явления.
IV. Этап усвоения новых знаний.
1. Отчёт групп о выполненной работе.
2. Просмотр видеофрагмента “Землетрясения”.
Просмотрите видеофрагмент и скажите, участвуют ли землетрясения в рельефообразовании? К каким процессам они относятся (эндогенным или экзогенным)?
Какие по мощности землетрясения вызывают большие разрушения и опасны ли они для жизни человека?
3. Работа с контурной картой .
На контурной карте отметьте сейсмоактивные районы нашей страны, районы, где могут происходить извержения вулканов, сели, оползни.
Составление таблицы.
Рельефообразующие процессы.
Эндогенные процессы
- разломы
- сбросы
- вулканизм
- землетрясения
Экзогенные процессы .
- текущие воды
- реки
- ледники
- деятельность ветра
- мерзлотные процессы
V. Этап закрепления новых знаний.
- Какие процессы происходящие в наше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?
Когда было древнее покровное оледенение?
Какое влияние на современный рельеф оказал ледник?
В каких районах нашей страны на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких – деятельность ветра?
Какие стихийные явления связаны с литосферой?
VI. Этап информации учащихся о домашнем задании:
Параграф № 8, задание 8 на к/карте.