Адаптивный вариант занятия по курсу "Раз - ступенька, два - ступенька" программы "Школа-2100" для детей с отклонениями в развитии в условиях С(К)НДШС по теме: "Число [3]. Цифра [3]"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Образовательная: закрепить представление о составе числа 3, взаимосвязи целого и частей. Продолжить формировать представления о замкнутой, незамкнутой линии, закрепить знание о геометрических фигурах. Закрепить знание таблиц, схем, символов.
  • Воспитательная: развивать внимание, мыслительные операции, творческую активность. интерес к предмету.
  • Коррекционная: развивать мелкую моторику, объем памяти, ориентировку на листе бумаги в клетку.

Материал: Таблица с изображением игрушек, овощей, обуви, одежды, карточки с изображением замкнутой, незамкнутой линией, лист бумаги в клетку, рабочая тетрадь, проволока.

Ход занятия

Педагогическая кинесиология. Гимнастика мозга. Упражнение “Перекрестные шаги сидя”, “Воздушные шары”.

Мотивация: сюжетно-ролевая игра “Спасатели”. Статистическое положение – стоя.

– Дети, вы согласны играть в игру “Спасатели” (звонит телефон, воспитатель слушает).

– Звонили из магазина “Игрушки”, в магазине дым, запах гари. Игрушки нуждаются в помощи.

– Вы хотите помочь игрушкам? Оденьте форму. Мы с вами отряд спасателей. Нам нужно выбрать командира. Поможет в этом нам считалка.

1. Считалка:

Мы собрались поиграть
Ну, кому же начинать
Раз, два, три –
Командиром будешь ты!

– Что нужно знать, чтобы найти магазин “Игрушек”? (Адрес).

2. Статистическое положение – стоя.

– В этом поможет нам таблица, рассмотрите ее. Геометрические фигуры дают название улицам, а цифры – номера домов.

– Какой магазин находится по адресу: ул. Треугольника, № 2 (показать карточку с указателем адреса)? (магазин “Овощи” и т.д.).

– Назовите адрес магазина “Обувь”, “Одежда”.

– Возможно адрес магазина “Игрушки” ул. Прямоугольника, № 1? (нет). Почему? Докажите. (По адресу ул. Прямоугольника № 1 находится магазин “Книги”).

– Командир, как ты думаешь, какой адрес магазина “Игрушки”? Дети, вы согласны?

3. Статистическое положение – сидя на ковре.

– Возьмите и рассмотрите карточки. Нам нужно выбрать дорожку, по которой мы отправимся.

– Какая линия на верхнем рисунке? (Замкнутая).

– А какая линия на нижнем рисунке? (Незамкнутая).

– Как вы думаете, по какой дорожке нам нужно идти? (По незамкнутой).

– Почему? (У незамкнутой два конца).

– Может быть, нам пойти по замкнутой дорожке? (Нет, мы вернемся в детский сад, до магазина “Игрушки” не дойдем).

– Возьмите проволоку и сделайте из нее дорожку, по которой мы пойдем. (Дети делают из проволоки незамкнутую линию и показывают).

4. Статистическое положение – стоя.

Психогимнастика “Упражнение обнималки”.

Дети идут по кругу:

Мы шагаем дружно в ряд
Это группы наш отряд.

Воспитатель называет числа 1,2,3,6. Дети объединяются группами по названному числу.

5. Статистическое положение – сидя за столами.

– Мы выбрали дорожку, по которой пойдем, пора в путь. Пальчиковая гимнастика.

Выполнение графического диктанта (путь) на листах бумаги в клетку. Поставить песочные часы.

Задание начинаем выполнять от красной точки:

– три клеточки вправо

– две клеточки вверх

– одна клеточка влево

– две клеточки вверх

– три клеточки вправо

– одна клеточка вверх

– три клеточки вправо

– две клеточки вверх

– одна клеточка влево

– три клеточки вверх

– три клеточки вправо

– одна клеточка влево

– три клеточки вправо.

– Командир, помоги товарищам, нуждающимся в помощи, посмотри, чтобы никто не отстал в пути.

6. Физминутка “Внимание”.

“Внимание! Внимание! (руки вверх к плечам)
И вот опять задание! (Хлопок)
Внимание! (нога вверх)
Внимание! (вторая нога вверх)
Учебное задание” (присесть).

7. Статистическое положение – сидя за столом.

Молодцы! За выполнение задания каждый из вас получает гриб и листик. Я их положила в мешок. Найдите их в тетради на стр.41 по закладке. Поставьте пальчик на задание № 4. Выполнив правильно и быстро еще одна задание, вы получите цветок. (Работа в рабочих тетрадях, стр. 41, задание № 4).

– Назовите первую часть. Вторую.

– Что нужно сделать с частями? (сложить).

– Что получим в сумме? (нарисуйте).

Это целое (если к 2 + 1 получится 3).

– Поменяем части местами. Назовите теперь первую, вторую часть (если к 1 + 2 получится 3).

– Изменится ли целое, если части поменяем местами? (целое не изменится).

– Проверьте выполнение друг у друга (взаимопроверка в парах).

8. Статическое положение – стоя.

– Пора отправляться дальше. Но путь нам зашифрован. К счастью у нас есть ключ к шифру. Он поможет определить, где находится магазин “Игрушки”.

– Рассмотрите схемы, в правом нижнем углу находится ключ.

– По схеме скажите, куда нам нужно идти? (пройти около елочки, к окну). Идите.

– Назовите адрес. (Висит таблица).

Дети заходят в магазин “Игрушки”, берут их, обнимаются, радуются. Все вместе: Уруй! Айхал! (Слава. Добро).

9. Итог.

Молодцы! Вы выполнили все правильно и помогли игрушкам. Что для вас было самым интересным? А что было трудно?

Стихотворение:

Нельзя со спичками играть
От них пожар бывает.
Послушный, умный малышок
Всегда об этом знает.

10. Статическое положение – лежа на ковре, музыка. Релаксация. Упражнение “Отдыхаем”.

– Мы лежим удобно, отдыхаем. Мы спокойны. Тело расслаблено. В группе тепло, все слушают тишину. Мы отдыхаем. Мы будем ловкими, быстрыми, смелыми. Мы обязательно станем такими. Мы выполняем правила и у нас все хорошо.