Гуманистическая направленность педагогических технологий в условиях проведения дополнительного образовательного процесса

Разделы: Общепедагогические технологии


Весомой альтернативой школьному образовательному процессу является система дополнительного образования детей. Учитывая специфику и направленность дополнительного образования, на первый план выходят его возможности, а именно условия для формирования, развития и применения знаниевого ресурса каждого, конкретного ребенка.

Многоуровневая, социокультурная среда дополнительного образования призвана обеспечить оптимальные условия для реализации интеллектуальных, творческих и личностных способностей воспитанника. Данная среда создает гуманные, щадящие условия добровольного, идеально-желаемого выбора интересующих ребенка увлечений, которые выражаются в:

  • самостоятельном выборе направлений предметной деятельности;
  • щадящем, удобном режиме посещения;
  • отсутствие жесткой оценочной системы;
  • альтернативности дисциплинарных отношений;
  • относительно коротком адаптационном периоде;
  • наличии многообразия дел по интересам;
  • умеренно-необходимом темпе деятельности;
  • всесторонней педагогической и методической поддержке;
  • разнообразии форм и видов деятельности, а так же в их успешной интеграции.

Перечисленные пункты в полной мере соответствуют гуманизации образовательного процесса и отвечают психофизическим, т.е. возрастным и личностным особенностям детей и подростков.

Целепологание образовательного процесса

Организация образовательного процесса в системе дополнительного образования, построена таким образом, что ведущими, приоритетными являются потребности воспитанников, их мотивация на какой либо вид деятельности. По этому, гибкое, умелое переключение на “волну желаний” воспитанника, а так же устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта, является первичным педагогическим условием субъект – субъективного взаимодействия.

Научить творчеству не возможно, это понятно каждому педагогу – практику, а вот “поднять на-гора” задатки, индивидуальные способности воспитанника для последующего формирования и развития его творческого потенциала – в наших силах.

Не навязчивое учение – а грамотное педагогическое сопровождение, не работа по предложенной схеме – а обоюдное сотворчество, вот что должно быть первичным на пути к креативному познанию каждого ребенка, формированию его творческой самостоятельности. Это нелегкий, трудоемкий, обязательно системный и прогнозируемый процесс.

Особо показательным примером для достижения вышеизложенных целей, может послужить один из самых распространенных, ведущий и актуальный на сегодняшний день вид творческого исследования.

Педагоги дополнительного образования, учителя общеобразовательных школ, на сегодняшний день находятся в ситуации, когда ученику, воспитаннику нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет не в полной мере. Одним из путей преодоления подобного разрыва, является поиск компенсирующих педагогических технологий. В данном контексте речь идет об отходе от “классического” формирования знаний, умений, навыков и переходе к идеологии развития, на основе гуманистической, личностно-ориентированной модели образования. В этом случае, исследовательские, творческие методы обучения должны играть ведущую роль в современных образовательных учреждениях различных типов.

Из истории технологии проектирования

В арсенале педагогических технологий, инновационных видов деятельности, проектирование занимает особое место. Разработке данного направления посвящены работы известных отечественных педагогов-исследователей М.Б. Павловой, П.С. Леренера, С.С. Симоненко, М.Б. Романовской.

Сам метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но, учитывая современный, стремительно изменяющийся постиндустриальный социум, с его возрастающими потребностями в высокоинтеллектуальных, неординарных личностях, метод проекта, как предусматривающий умение адаптироваться в новых отношениях, можно отнести к педагогическим технологиям XXI века.

“Брошенный вперед” - таков точный перевод с латинского слова “проект”. Это прототип, прообраз какого либо объекта, либо вида деятельности, а проектирование, в свою очередь превращается в процесс создания проекта.

Еще 1919 году в США, проектное обучение оформилось в метод проектов, в России он получил широкое распространение лишь после издания работы В.Х. Кильпатрика “Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе”. В основе данной системы лежат труды американских ученых: Дьюи, Лая, Торндайка, главные их идеи заключаются в следующем:

  • с большим удовольствием ребенком выполняется та деятельность, которую он свободно выбрал самостоятельно;
  • деятельность строится не в русле учебного предмета;
  • опора на сиюминутное увлечение воспитанников;
  • истинное обучение никогда не бывает односторонним – важны и необходимы побочные сведения.

В связи с этим, метод проектов предполагает использование окружающей жизни, как лаборатории, в которой происходит процесс познания. “Все из жизни – все для жизни” таков сходный лозунг данной педагогической технологии.

Основой данного метода является: креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Условия применения технологии проектирования сводятся к следующему:

  • существованию некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска, путем применения интегрированных знаний;
  • значимости предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
  • применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
  • структурирование этапов выполнения проекта;
  • самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проектирование как средство умственно-практического познания

Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают воспитанникам осознать, что знания – это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

Умения, нарабатываемые воспитанниками в процессе проектирования, в отличие от “накопительно-знаниевого” обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственно-практических действий. Иначе говоря, у учащегося: формируются ключевые компетенции: трудовые, коммуникативные, социальные. К таковым, например, относятся:

  • выявление потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей и услуг;
  • понимание постановки задач, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;
  • планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, то есть, без ограничения фантазии, учащиеся должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме – “я хотел бы…”;
  • планирование действий, то есть распоряжение бюджетом времени, сил и средств.
  • составление последовательности действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
  • выполнение обобщенного алгоритма проектирования;
  • внесение коррективов в ранее принятые решения;
  • конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования; формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение);
  • выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
  • поиск и нахождение необходимой информации самостоятельно;
  • составление схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представление их в вербальной форме;
  • оценивание результата по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
  • оценивание проектов, выполненных другими;
  • понимание критериев оценивания проектов и процедуры публичной защиты проектов;
  • конструирование представлений о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, т. е. готовом изделии;
  • расшифровка замысла, идей, решений проектировщика по “посланию” (“знаку”, “смыслу”), которым является готовое изделие.

Типология технологии проектирования

При овладении педагогом технологии проектирования необходимо, прежде всего, понимание того, что проекты могут быть разными.

Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам:

  • Метод, доминирующий в проекте:
    • исследовательский;
    • творческий;
    • игровой;
    • информационный;
    • практико-ориентированный.
  • Характер координации:
    • непосредственный;
    • со скрытой координацией.
  • Характер контактов:
    • внутренние;
    • региональные;
    • международные.
  • Число участников.
  • Продолжительность проведения.

Методы, доминирующие в проекте

Исследовательские методы имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента.

Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике “дизайн – петли”: определение потребности; исследование (дизайн – анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия).

Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и т.д.).

Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных или деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.д. Обязательно намечается проблема и цели проекта.

Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования). Далее проводится обработка полученной информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).

В заключении проходит презентация (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющую конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий.

В заключение необходима качественно организованная презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта (персональное представление проектировщиком готового изделия в рамках подведения итога по теме образовательной программы или итоговой аттестации воспитанника, участие в выставке, конкурсе, олимпиаде и т.д.)

Характер координации

Непосредственный, то есть с открытой координацией. Педагог (координатор) участвует в проекте в своем собственном статусе, направляя работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа проводится в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.

Со скрытой координацией (возможно главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус педагога (наставника) в период деятельности групп – участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

По числу участников

проекты могут быть:

  • индивидуальные;
  • парные;
  • групповые.

По продолжительности проведения

проект может быть:

  • краткосрочным - (разработан на нескольких занятиях);
  • среднесрочным - (от недели до месяца);
  • долгосрочным - (от месяца до нескольких месяцев).

Гуманистическая направленность и цель проектного обучения в системе дополнительного образования состоит в том, чтобы максимально создать условия, при которых воспитанники:

  • самостоятельно и с охотой приобретают недостающие знания из различных источников;
  • учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают в себе аналитическое мышление и исследовательские умения (выявление проблем, сбор необходимой информации, наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение и т. д).

Приоритеты технологии проектирования

Исходные теоретические позиции проектного обучения в дополнительном образовательном процессе базируются на:

  • принципе гуманизма – в центре внимания воспитанник и развитие его творческих способностей;
  • приоритете логики деятельности с личностным смыслом для воспитанника, что повышает его мотивацию в учении;
  • индивидуальном темпе работы над проектом, что обеспечивает выход воспитанника на свой, личный уровень развития;
  • комплексном подходе в разработке проектов, что способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций воспитанника;
  • глубоком, осознанном усвоение базовых знаний за счет универсального их применения в различных ситуациях.

Таким образом, технология проектного обучения в дополнительном образовательном процессе, по сути, состоит в том, что ребенок в процессе работы над творческим проектом постигает реальные процессы, факты, объекты. Он предполагает проживание воспитанником конкретных ситуаций; приобщает его к проникновению в глубь процессов и явлений.

Игра, как основная форма обучения в проектировании

Чтобы постичь, прожить и приобщиться к раскрытию и конструированию, необходимы особые формы обучения. В условиях дополнительного образовательного процесса, ведущей и традиционной формой работы является имитационная игра – самая свободная и естественная форма погружения человека в реальную, либо воображаемую действительность с целью ее изучения, проявления собственного “Я”, творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, при чем познавательные действия воспитанника выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет личностный смысл.

Игра несет в себе функции:

  • психологические - снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке;
  • психотерапевтические – помогает ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения и общее самочувствие;
  • технологические – позволяет частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность. В итоге ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, так необходимую для всестороннего развития его личности.

К сожалению, далеко не каждый педагог дополнительного образования или учитель общеобразовательной школы сегодня готов профессионально использовать интерактивный режим работы, с включением в свой арсенал технологии творческой проектной деятельности. Но, если мы стремимся к всесторонней гуманизации обучения и признаем, что личность каждого нашего воспитанника самоценна и у каждого, пришедшего на занятие ребенка есть свой личный опыт, свое восприятие окружающего мира, то мы обязаны: пробовать, делать ошибки и снова пробовать. Демонстрировать качественный пример нашим детям в стойкости и умении, оптимизме и творчестве. И только в этом случае в нас поверят и нам поверят, а значит – в совершенстве освоят и усвоят основы проектирования, “проектирования” собственного успешного жизненного пути.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Использованная литература:

  1. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования: Директор школы №3, М.: 1998 г.
  2. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно – методическое пособие для повышения квалификации работников образования. – М.: АПКиПРО, 2002 г.
  3. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: центр ВЛАДОС, 2002 г.