Проектная деятельность в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


С 2003 года в школе I ступени стала развиваться проектная деятельность с учащимися. В основу проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся.

Проектная деятельность учащихся началась с выполнения коллективных и индивидуальных творческих мини-проектов в дни “Недели Творчества”.

В настоящее время учащиеся 1-4 классов самостоятельно выстраивают проекты. Первоклассники проводят исследование о школе, учатся дружно работать в команде, их проект называется “Здравствуй, школа”.

Цель: научить детей проводить исследование

Задача: помочь каждому ребёнку успешно адаптироваться к школьной жизни освоить ее пространство.

Игра по станциям “Давайте познакомимся” заинтересовывает всех детей, здесь они приобретают новую информацию о школе, делятся своей, ребята показывают определенные интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения на станциях: “Историческая”, “Информационная”, “Загадочная”, “Классная”, “Песенная”.

В этом проекте учащиеся самостоятельно пробуют формулировать проблемные вопросы, актуализировать имеющиеся знания по наблюдениям и впечатлениям с экскурсий: по школе и музею. Во время проектной деятельности учащиеся каждого класса вместе с родителями решают сделать свои учебные кабинеты уютными. Перед участниками стоит проблема выбора: суметь договориться между собой, самостоятельно выстроить план работы, проанализировать результат на будущее и представить первые шаги в проекте перед другими участниками через две недели.

Проект 1 класса “А”: “Мир красоты, добра и света, открытий, знаний и любви”

<Рисунок1>

<Рисунок2>

<Рисунок3>

Проект 1 класса “Б”: “Наш кабинет - наш дом”

<Рисунок4>

<Рисунок5>

<Рисунок6>

Проект 1 класса “В”: “Самый красивый кабинет”

<Рисунок 7>

<Рисунок 8>

<Рисунок 9>

Проект 1 класса “Г”: “Апельсин”

<Рисунок10>

<Рисунок11>

<Рисунок12>

И родители, и педагоги сотрудничают с ребятами, именно они координируют всю работу, чтобы вовремя прийти на помощь, если она потребуется, и порадоваться вместе за успехи юных исследователей.

На фотографиях представлены шаги всех участников проекта и итогами стали красивые и комфортные кабинеты. И на “Дне открытых дверей для родителей” учащиеся 1-х классов представляют результаты такой деятельности.

Интересная проектная работа и у второклассников под названием “Здравствуй, мир”.

Цель: расширить поле исследований, развить умение самостоятельно добывать информацию из разных источников.

Дети знакомятся с разными стихиями: воздух, вода, земля и огонь. Самостоятельно выбирают себе стихию и заглядывают в мир неизвестного. Для ребят проектная деятельность знакома, поэтому мы ждём от них нестандартных, альтернативных способов, что сделает их поиск увлекательным и живым. На представлении и защите проектов были представлены яркие и интересные презентации:

2 класс “А” – “Воздух”

2 класс “Б” – “Как появился огонь?”

2 класс “В” – “Опасные природные явления, связанные с водой”

2 “Г” – “Земля”

Одна из презентаций в Приложении1

В ходе проекта “Здравствуй, мир знаний!” учащиеся 3 классов “Путешествие в страну “Всезнайка”” выполняют проекты и приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта. Приведенный ниже фрагмент игры, показывает, что учащимся приходится интегрировать знания из разных научных областей. Приложение2

Итогом исследований стала защита проектов детей в классах, а затем лучшие работы представлены на детской научно-практической конференции. Самые интересные исследования отмечены сертификатами.

В четвертых классах через проектную игру “Здравствуй - это я”, выполняя проекты, мы продолжаем развивать исследовательскую деятельность учащихся; формировать гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях, самостоятельно решать жизненно важные проблемы. Строить взаимоотношения с другими людьми. Этому помогает сотрудничество взрослых и детей, которое происходит на тренингах, встречах. Ребята ведут дневники наблюдений, в которых рефлексируют личные ощущения и ощущения от взаимодействия с группой. Бесценный опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы детей – это целый спектр психологических новообразований, которые помогут каждому успешно адаптироваться в средней школе.

При современных темпах развития научно-технического прогресса, социально-экономического пространства, развития информационных технологий очень сложно вести отбор нужной информации. Но именно этому учатся дети в проектной деятельности, а также навыкам самообразования, коммуникативной гибкости, умению адаптироваться к изменениям современной жизни.