Проектная методика как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя-практика важным и злободневным является вопрос о повышении эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать работу педагога и его учеников.

Эффективность процесса обучения, достижение высоких результатов в усвоении программного материала в общеобразовательной школе во многом зависит от заинтересованности детей. Как же сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся в отношении изучения иностранного языка, при этом, не забывая о том, что гуманизация образования призвана обеспечить условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов и потребностей.

Мне бы хотелось поделиться наблюдениями и выводами, которые были сделаны за период моей работы в школе.

Безусловно, существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из них является проектная работа, которую я успешно практикую на протяжении последних лет.

Преимущества проектной работы известны уже давно и широко используются в западной и отечественной методике преподавания иностранного языка. Говоря о необходимости использования проектов при обучении английскому языку, можно отметить следующие положительные стороны этого вида работы:

  • повышение общей мотивации учащихся;
  • образовательная и воспитательная ценность;
  • повышение значимости английского языка как средства общения.

Для меня отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Известно, что для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно ориентированным видом работы, в котором ребята пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях, создание проектов обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, подбирать информацию в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать своими руками. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.

В этом возрасте учащимся важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который ещё недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать или владеет компьютерными технологиями.

У подростков центр физической и духовной жизни перемещается во внешний мир. Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

Образовательная и воспитательная ценность заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей. В процессе проектной работы ответственность за результат возлагается на самого ученика как члена творческой группы. Исключительно важно то, что теперь ребенок, а не учитель определяет содержание, форму и способ представления проекта.

Во многих методических и психологических работах обсуждается идея значительной зависимости усвоения материала и продуктивности деятельности от отношения школьников к изучаемому. Другими словами, ребенок должен четко и ясно понимать, что он делает (изучает), почему и зачем, где и каким образом он сможет использовать полученные знания и языковые навыки. Осознав тему, цель и способы выполнения работы, ученик сможет соотнести их со своими способностями и выразить согласие начать познавательную деятельность. Поэтому я считаю, что работу над организацией самоопределения учащихся следует проводить на всех ступенях школы (начальной, средней, старшей).

Первые 2-3 года изучения английского языка я предлагаю учащимся выполнение микро-проектов (альбомов, коллажей, постеров и открыток). Дети знакомятся с новым для них видом деятельности, делают пробные шаги на пути реализации своих творческих идей. Это позволяет не только формировать позитивную учебную мотивацию, но и подготовить школьников к исследовательской работе в старших классах.

Работая по учебно-методическому комплексу В.П. Кузовлева, я имею возможность использовать проектную методику, как на уроке, так и во внеурочное время. После изучения каждой темы в учебниках предусмотрена организация данной деятельности.

Приведу пример работы в X классе над проектом “The Way Teenagers Live”. По правилам данной технологии были выделены следующие этапы:

  1. Этап планирования и накопления материала;
  2. Этап выполнения проекта;
  3. Этап презентации проекта.

Ещё только начиная новую тему, я нацелила учащихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в будущих проектах. Вниманию ребят были представлены две темы “What Is Hot With The Young Generation?” “Is It Easy To Be Young?”, посвященные вопросам, которые касаются непосредственно самих подростков и их жизни. Проблемы молодежи всегда остаются актуальными. В обществе идет вечный спор отцов и детей. У школьников появляется возможность рассказать о том, что их интересует, волнует сравнить себя с зарубежными ровесниками. На каждом уроке обозначается проблема для обсуждения:

How do teens express their individuality?

Why do teens choose a subculture?

Are you a member of some youth group? Why did or didn’t you join it?

What music do teens choose now? What music do you prefer?

How much are teens in Russia like teens in other countries?

Are all the young violent? What is your attitude towards your generation?

What do you think about drugs and drug addiction?

Young people – old problems? What problems worry young people in your country? What problems seem to you more important? Why?

What is the ‘right ’age to begin dating? Do you agree that today’s teenagers exercise more freedom in dating than the teenagers of the eighties?

Do teenager years bring luck? What does growing up mean to you?

Обсуждение этих вопросов проходило в форме дискуссий, в ходе которых ребята, опираясь на свой жизненный опыт, рассказывали свое отношение к различным ситуациям. Школьники составляли различные интервью, собирали печатный и иллюстративный материал писали эссе и выполняли художественные переводы.

Учащиеся старались самостоятельно планировать свои действия и самостоятельно решать, какие материалы им понадобятся для подготовки проекта и где их найти. В случае возникновения трудностей они обращались за помощью ко мне. Я советовала ребятам готовить черновые варианты работ, которые можно было бы проверить и скорректировать с целью избежания языковых ошибок в конечном варианте.

Многие школьники решили выполнить свои презентации с мультимедиа эффектами, что делало работы более наглядными, динамичными и привлекательными.

К сожалению, нет возможности продемонстрировать проекты в полном объёме. Приведу некоторые примеры индивидуальных творческих работ учащихся, которые являются их частью. (см. Приложение)

Таким образом, благодаря проектной методике занятия по иностранному языку отличаются коммуникативно-прагматической направленностью, самостоятельностью и творчеством учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка, а также равно-партнерским сотрудничеством учащихся и учителя.

И в этой связи чрезвычайно важным в своей работе я считаю создание таких условий, которые позволили бы ученикам учиться с удовольствием, находить творческие решения поставленных задач и видеть результаты своего труда. Ведь именно это является залогом успешной учебной деятельности.