Интегрированный урок в 6-м классе по теме: "Звуки и их распространение"

Разделы: Физика


Обучение физике в общеобразовательной школе начинается, как правило, с 7-го класса, однако в последнее время всё больше педагогов ориентируются на ведение в 5–6-х классах пропедевтических курсов, например, интегративного курса физики-химии по программе А.Е.Гуревича, Д.А.Исаева, Л.С.Понтак.

А.Е.Гуревич одним из первых поставил вопрос о необходимости изучения физики на ранней стадии обучения в школе и приступил к практической реализации этой идеи. Стержнем его концепции являются усиленное внимание к развитию мышления обучающихся, формирование и развитие у них умений видеть проявление законов физики в окружающем мире. Решению этих задач может способствовать проведение интегрированных уроков с участием нескольких педагогов. Наибольшая эффективность обучения достигается, если такие уроки проводятся командой педагогов систематически.

Урок по теме “Звуки и их распространение” может быть проведён и одним учителем физики с использованием представленных материалов.

  • Тип урока: урок изучения нового материала.
  • Продолжительность урока: 1 академический час.
  • Учителя: физики (ведущий учитель), биологии, русского языка.
  • Цель урока: изучение происхождения, свойств и значения звука, особенностей его распространения в различных условиях, восприятия звуков животными и человеком; развитие навыков анализа и интерпретации учебной информации, представленной в различных формах; воспитание коллективизма, личной ответственности за результаты общей совместной деятельности.

Оборудование и материалы к уроку: видеомагнитофон, телевизор, плакат “Органы слуха человека”, карточки-задания для групп (приложения), гитара, оборудование для демонстрационного эксперимента “Распространение звука” [2, с.111].

Подготовка доски: написаны дата, тема урока, эпиграф:

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит. (Некрасов)

Ход урока

  1. Организационный момент:
    • Обсуждение эпиграфа.
    • Постановка задачи перед учащимися.
  2. Беседа в классе:
    • Повторение: обсуждение вопроса об источниках звука; анализ результатов выполненного дома экспериментального задания “Наблюдение источников звука” [1, с.81].
    • Демонстрация камертона, опыта с распространением звуковых волн от одного камертона к другому, соприкасающемуся с подвешенным на нити шариком.
    • Обсуждение.
  3. Работа в группах:
    • Распределение на группы по четыре человека по принципу соседних парт.
    • Получение заданий (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4).
    • Постановка целей: каждая группа должна не только выполнить своё задание, но и выбрать представителя, который представит результаты работы всему классу: лаконично, чётко, доказательно.
    • Работа в группах продолжается всего 5-7 минут.
  4. Презентация результатов работы групп:
    • 1 группа: представитель группы называет важнейшие характеристики звука громкость и высоту тона, демонстрирует с помощью гитары, как меняется и от чего зависит громкость её звучания и высота тона звука, приводите примеры, подтверждающие способность звуковых волн к огибанию препятствий, отражению, поглощению. Учитель физики комментирует и при необходимости дополняет выступление.
    • 2 группа: представитель группы с использованием плаката “Органы слуха человека” рассказывает о строении уха, о восприятии звуков человеком. Учитель биологии комментирует и при необходимости дополняет выступление, не останавливаясь (пока!) на значении слуха для человека.
    • 3 группа: представитель группы рассказывает о звуках речи, сопровождая “демонстрацией”, учитель русского языка и литературы помогает при необходимости; учителя биологии и физики подключаются к беседе, обращая внимание на то, каким образом человек издаёт звуки при говорении, пении.
    • 4 группа: представитель группы на основании анализа данных таблиц 100–104 из справочника по физике и технике [3, с.91-93] делает выводы о зависимости скорости распространения звука в воздухе от его температуры, о различной скорости распространения звука на разной высоте над поверхностью Земли, в разных веществах; учитель физики просит обучающихся объяснить данные зависимости на основе представлений о строении вещества; учитель биологии обращает внимание на то, что мы воспринимаем звуки не только органами слуха, но и сквозь своё собственное тело, в том числе и свой голос.
  5. Подведение итогов работы в группах. Учитель физики вновь обращает внимание обучающихся на эпиграф, напоминая, что звук способен отражаться от препятствий, и это используется многими животными, а также в различных технических устройствах.
  6. Задание к следующему уроку для отдельных обучающихся (по желанию) подготовить небольшие сообщения по следующим темам:
    • Почему образуется эхо?
    • Как ориентируются летучие мыши?
    • Почему у слона такие большие уши?
    • Как работает эхолот?
  7. Учитель русского языка и литературы просит внимательно послушать стихотворение (в приложении 5 представлено стихотворение О.И.Скороходовой, потерявшей слух и зрение в раннем детстве) и ответить на вопрос “Что за человек мог написать такое стихотворение?”. После этого обсуждается значение слуха для человека, необходимость бережного отношения к этому дару природы.
  8. Домашнее задание для всех: написать сочинение-размышление на тему “Когда исчезли звуки…”.
  9. Подведение итогов урока, в заключение просмотр видеофильма “Звук” из оксфордской видеоэнциклопедии для детей (том 1) с целью краткого обобщения изученного на уроке материала.

Список литературы

  1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.. Физика. Химия. 5–6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: Пособие для учителей / В.А.Буров, Б.С.Зворыкин, А.П.Кузьмин и др.; Под ред. А.А.Покровского. – 3-е изд., перераб. Ч. 2. Колебания и волны. Оптика. Физика атома. – М.: Просвещение, 1979.
  3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учеб. пособие для учащихся. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1989.