Оформление:
Периодическая Система Химических Элементов Д. И. Менделеева.
Плакаты с описанием химических свойств химических элементов и их применением.
Действующие лица: Атомик: мельчайшая частичка, любознательный и избалованный мальчишка. Химик – Лаборант: человек строгих правил. Стражники (химическая связь и валентность): хранители законов периодической системы. Академик Углерод: ученый с чувством собственного достоинства. Водород: хвастливый, суетливый коротышка, болезненно переживающий за свою репутацию и низкий рост. Йод: главный медик, очень занятой и от этого сварливый. Сера: аллотропная (непостоянная) и капризная дама. Хлор: труженик и работяга – мастер стирки. Кислород: вездесущий и незаменимый. Алюминий: амфотерный (двуликий) металл, ищущий постоянное место жительства. Натрий: нервный и своенравный металл, вечно всем недовольный, воспламеняющийся даже от воды. Железо: знающий себе цену, незаменимый элемент. Магний: Оптимист, всегда в хорошем расположении духа.
Имитационная модель игры. Путешествие по периодической системе, в результате которого учащиеся узнают много интересного о химических элементах.
Распределение ролей и заданий между участниками.
Участники игры:
1-я группа – металлы и неметаллы, изучив литературу, готовят по ролям выступления о металлах и неметаллах
2-я группа – химик – лаборант, атом и стражники готовят вопросы и задания.
Учитель: Сегодня мы продолжим свое увлекательное путешествие по стране Химии. Прежде мы начинали изучение законов природы, физических и химических явлений, отправляясь на обыкновенную кухню (фрагмент видеофильма “Химия-8” Суровцева Р.П., Гузей Л.С. “кварт” Москва).
А сейчас мы находимся на границе государства под названием Менделевия. В этом государстве все жители подчиняются Великому Периодическому Закону Химических Элементов, а создателем этого закона является великий ученый Д. И. Менделеев. Дмитрий Иванович уточнил не просто классификацию химических элементов, а открыл закон природы.
Открытие периодического закона и создание периодической системы ознаменовало начало эпохи современной химии. Огромное количество разрозненных экспериментальных данных о химических элементах и их соединениях было связано в единую, стройную систему. Неопределенность и случайность при поиске новых элементов уступили место точному научному предвиденью. Возможности предсказания свойств элементов и их соединений по его положению в периодической системе широко используются в различных областях промышленности и техники для решения разнообразных проблем, связанных с созданием новых материалов с определенными заранее заданными свойствами.
(Фрагмент № 1)
И даже поэты складывают стихи о периодической системе элементов Менделеева.
Другого ничего в природе нет. Ни здесь, ни там в космических глубинах Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. |
Тут мало оптикой поможешь глазу Тут мысль пытливая всего верней. Пылинку и увидишь-то, не сразу - Глубины мирозданья скрыты в ней, |
Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгой. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай. |
Будь то вода, что поле оросила, Будь то железо, медь или гранит- Всю страшную космическую силу, Закованную в атомы, хранит. |
Есть просто газ легчайший – водород, Есть просто кислород, а вместе это – Июньский дождь от всех своих щедрот, Сентябрьские туманы на рассветах. |
Мы не отступим, мы пробьем дорогу Туда, где замкнут мирозданья круг, И что приписывалось раньше богу, Все будет делом наших грешных рук |
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома.
И кажется Вселенная сама
Одной лабораторией огромно. (С. Щипачев).
Химик:
Случилось это в понедельник или во вторник, а может в другой день недели. Я только очень хорошо помню, что не в воскресенье, так как в воскресенье мы не учимся. Все одноклассники давно уже разошлись кто куда. В этот день у меня было особенно много работы, и я засиделся допоздна у своих аппаратов. Шло время. На улице стало темнеть. Устав, после долгой работы, я опустил голову на руки и задремал. И в этот короткий миг между сном и явью мне вдруг показалось, что я слышу тоненький голосок. Я страшно удивился: было так поздно. Я поднял голову. Передо мной стоял взъерошенный, смешной на вид человечек, со странной внешностью. Я не мог понять, как он сюда попал, хотя уверял себя, что в кабинете химии может случиться и не такое. Я продолжал смотреть на него в удивлении. Он тоже не сводил с меня своих лучистых глаз. О чем он дума? Не представляю себе.
Химик: Как ты сюда попал?
Атомик: Я думал, тебе скучно здесь ……совсем одному.
Химик: А разве ты не знаешь, что не каждому позволено входить в химическую лабораторию, где обитают удушливые кислоты, ядовитые соли, едкие щелочи?
(Мальчик пожимает плечами, разводит руками, выражая удивление, ходит вдоль таблицы Д.И. Менделеева), и вдруг просит:
-Покажи мне чудо!
Химик: Я не умею творить чудеса, а как они делаются? Нет, только волшебники это умеют, на то они и волшебники.
Атомик: Хочу увидеть чудо, необыкновенное чудо, – захныкал мой гость.
(Химик прохаживается, думает, закатывает глаза, показывает опыт "Вулкан").
Атомик: А еще что-нибудь умеешь?
Химик: Хорошо, смотри (демонстрирует опыт "Змеи").
Атомик: Чудеса у тебя здорово получается. А хочешь, я тебя возьму в путешествие по стране химических элементов, кстати, меня зовут Атомик.
В каждой клетке, чей то дом, пойдем, познакомимся.
(Берутся за руки и идут)
Атомик: Первым делом мы заглянем к водороду, я не знаю, что означает это странное имя, мне кажется, старичку больше подошло бы имя Василий.
(Водород не велик ростом, говорит много, хвастается еще больше)
Водород: (тараторит) Проходите, у меня тут хорошо, весело, я самый важный химический элемент.
Атомик (смотрел, смотрел) – Кто тебе дал такое имя, дедушка?
Водород – Разве ты не знаешь? Добрый и мудрый Лавуазье в 1787 году. А как ты думаешь, что означает мое имя? “Рождающий воду”. Понимаешь? Совсем просто. Что может быть проще воды…
Атомик (не дал ему договорить):
– А почему ты не растешь, дедушка?
Водород: (огорчился) Как это не расту? Что значит не расту? (поднялся на цыпочки) Я вешу 2 грамма. Два с хвостиком. Ведь я не бегемот.
Атомик: А что ты здесь делаешь, дедушка?
Водород: Живу. Никто на свете не умеет делать то, что умею я. Я самый серьезный элемент.
Атомик: А как ты докажешь, что не хвастаешь?
Водород: Очень просто.
(Демонстрация опыта "Получение водорода" или проверка заранее собранного водорода на чистоту, или приготовленную "гремучую" смесь, или ).
Водород: Вот видите, какой я сильный, ну, в прочем я занят. Прощайте друзья!
(Идут дальше).
Химик: А здесь кто живет?
Атомик: Академик углерод.
Стражник №1: От трудов и от забот
Отдыхает Углерод
Не тревожьте сладкий сон
Почивать изволит он
Не шумите у ворот
Спит великий Углерод
Баю-бай, баю-бай, бай
/стучат/
Стражник№1:Кто там?
Химик: Путники жаждущие знаний.
Атомик: А как долго будет спать твой хозяин после обеда?
Стражник№1: Сколько пожелает. Он ведь Академик.
(Подходит еще один стражник)
Стражник№2: Академик желает вас видеть, идите за мной.
(Появляется Углерод)
Углерод: Какую сторону жизни изучают мои гости? Видимую, или невидимую?
Атомик: Хожу, где могу! А вы чем занимаетесь?
Углерод: Я углерод и не спроста
Свет превращаю в зелень листа
Нефть я и газы в недрах прессую.
Углем по извести Землю рисую
Атомик: Раз ты академик напиши формулы элементов, которые живут в этих домиках.
Углерод/пишет формулу/:
Забывая все на свете,
Азот работает при свете
Он бесцветен от того
Что ни помнит ничего
Атомик: Здорово, еще, еще!
Углерод: Это Йод - великий медик /пишет формулу/.
Он в большие люди метит,
Всем советы он дает,
Но ужасно едок йод.
Атомик: А это чей дом?
Углерод: Хлор-любитель пить чернила,
Заедая промокашкой,
Он в трубе водопроводной.
Поглощен работой тяжкой
Как-то хлор засел за книжку – “проглотил” в
присест
Береги свои штанишки:
Он и пуговицы съест.
Атомик /смеется, хлопает в ладоши/.
Углерод: А ты сам знаешь какие-нибудь формулы? Сейчас я тебя проверю и вообще, что такое формула?
/Показывает написанные формулы веществ, Атомик называет зрители помогают/
Атомик: (хвастливо) Да я вообще все формулы на свете знаю.
Углерод: А самую сложную?
Атомик: Какую? Спрашивай!
Углерод: Формулу жизни!
Атомик: Первый раз слышу премудрый Углерод.
Углерод: Вот я и работаю и день, и
ночь над ней
Однако узнать какова она,
Мне пока не удалось (вздыхает)
Идите дальше и мне не мешайте.
Химик: Ну, спасибо тебе за науку мудрый академик углерод, мы пойдем.
Атомик: А это чей подъезд? Постучим.
Стражник№2: Галогены часто вместе.
И о ком из них не спросим -
Все живут в шестом подъезде
Менделеевского дома.
Кислород:
Я жилец квартиры восемь |
Меня вы встретите везде |
Везде, повсюду нужен кислород
В пустыне – как поток холодных вод,
Как листьев упоительная тень-
Для стражника в палящий знойный день
Я нужен всем всегда, везде на суше, воздухе, воде.
Химик: Ленивая сера ворчит то и дело:
Сера: Ах, как я устала!
Мне все надоело!
В тени я дрожу,
А на солнце мне жарко
Меня никому в этом мире не жалко
Химик: Так хнычет ворчунья. В жару и в морозы, и паром становятся слезы.
Сера: Да, готова, всем признаться:
Вижу я себя на троне в восьми атомной короне,
Не парю я в атмосфере
Тяжко, ох, тяжко живется сере!
Стражник№2: Ну, и нудная семейка, уходите по-скорей-ка.
Химик: Так заглянем непременно к
Элементам галогенам
(а по-русски солероды)
Всем от фтора и до йода
Даже новенький Астат
Быть в семействе этом рад.
Атомик /читает/ “Химчистка”.
Стало быть, здесь живет Хлор, он ведь мастер по стирке и отбеливанию тканей
Хлор: Я известный мастер стирки
Хлор-молекула моя
Создавалась не в пробирке
В пенном море бытия.
И теперь в стране кипучей элементов и людей-
Не ищите – нету лучше славной прачечной моей.
Я отбеливаю ткани и белую бумагу я,
Чтобы шрифта начертанье было видно всем и вся.
Вы, неряхи – замарашки и чернильные носы!
Мне рубахи, майки, джинсы.
Дневники вы мне несите,
Чтобы с них я двойки стер.
Лучший пятновыводитель, в целом мире это хлор! Не мешайте, заходите, не болтайтесь у дверей
Не найдете, не ищите – лучше прачечной моей.
Атомик: Здорово ты работаешь, Хлор.
Хлор: Заходите, если стирка потребуется.
Химик: Не будем мешать, до свидания.
Атомик: ДОМ № 53, заглянем?
Химик: Как лекарствами здесь пахнет, здесь лечебница, однако.
(Подходят к импровизированному медпункту)
Йод: Следующий. Вам помазать быстро или что еще болит?
Химик: Да мы путешественники, не больные, хотим поближе с Вами познакомиться.
Йод: У меня больных много, не досуг мне с вами болтать.
Атомик: Ну, пожалуйста, доктор.
Йод: У тебя что-нибудь болит, мальчик? Нет! Иди и играй!
Химик: Вы нам хоть анкету заполните.
Йод: Ну, давай, что с вами поделаешь? (заполняет)
Химик: (читает) имя – Йод.
Фамилия-Йод.
Национальность-химик.
Происхождение – глубинные воды, морские
водоросли.
Специальность – медик, химик.
Ваша характеристика – неметалл, атомная масса = 126,9 а..е.м., схож с бромом, связи с химическими элементами поддерживаю с помощью валентности 1 или 7.
Цвет – темно-бордовый.
Родственники за границей – есть по всей земле.
Самые близкие родственники – галогены 7 подъезда, йодистая окись – бабушка.
Атомик: А что такое валентность еще и разная?
Химик: Это сложное “дипломатическое дело”, милый мой. В общем, валентность – это своего дела “посольство”. Элементы уважают друг друга. Чтобы поддерживать между собой дружественные отношения, они совершают обмен послами, которые называют валентными электронами.
Атомик: Надо же, как все сложно и запутано, может, до металлов прогуляемся?
Стражник: Металлов много на Земле,
Разбежались по всей стране.
Атомик: Натрий первый на пути
Надо нам к нему зайти.
Натрий: Я не в меру очень нервный
От всего могу вспылить
Не бросайте меня в воду -
Ей огня не погасить.
Химик: Что ты, натрий, расшумелся? Не будем мы тебя успокаивать, лучше уйдем.
Стражник: Проходите, не мешайте,
Никого не раздражайте,
Щелочи начнут плескать,
Вам потом несдобровать.
Стражник №1: В таблицу снова
загляните,
Соседа натрия найдите.
Магний: Про магний скажите в момент:
“Он двухвалентный элемент”
Сравните с щелочным металлом.
Различны эти вещества:
Слабее металличность стала
Зато валентность возросла.
Возьмите магний в виде ленты
Он серебрится и блестит
А подожжете, так мгновенно
Он ярко вспухнет и сгорит
Атомик: Молодец, магний, я тоже весь заискрился.
Алюминий: Ох, пропал я, ох, пропал,
В свой домишко не попал,
Вышел погулять и вот –
Никто дорогу не дает
Магний гонит к неметаллам,
Те бранятся и кричат, не пускают в четный ряд.
Химик: Не волнуйся, успокойся, чтоб квартиру разыскать про тебя должны мы знать.
Алюминий:
Что надо знать про Алюминий? |
Добавка магния и меди |
Атомик: Вопросов больше к тебе нет, ты амфотерный элемент
Между магнием и бромом будешь ты стоять дозором
(Появляется Железо)
Железо – Железо есть во всех
предметах
Дом построить, гвозди забить,
Чтоб лист на стену прикрепить
В кармане кнопка должна быть
Вокруг железные предметы:
Машины, рельсы, инструменты
И паровозы, тракторы
Топор, чтоб поколоть дрова
Замок, к нему ключи нужны
Перо чтоб написать стихи
И чертят разные рисунки
На льду железные коники
Химик: Прогулялись мы не плохо,
Возвратились до утра
Скоро в школу придут дети
По местам нам всем пора.
(Поют все вместе на мотив песни: "Учат в школе…")
Знаки разные писать тонким перышком в
тетрадь
Учит химик, учит химик, учит химик,
И валентность расставлять, уравнения писать
Учит химик, учит химик, учит химик,
Получать всем кислород
Отыскать, где водород
Учит химик, учит химик, учит химик,
И не путать никогда – где металл, где неметалл
Учит химик, учит химик, учит химик.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по стране Химии, а впереди нас ждет еще не мало открытий и приключений.
ЛИТЕРАТУРА:
- Аликберова Л. “Занимательная химия”. Москва. Изд-во “АСТ-ПРЕСС”, 1999, 560с.
- Ион Ионович Ватаману “Приключение Атомика” Кишинев. Изд-во “Литература артистике”, 1889, 80 с.
- “Химия в школе” №4 Москва. Из-во “Центр импресс”, 2004.