Тема урока: "Путешествие в страну Менделеевию"

Разделы: Химия


Оформление:

Периодическая Система Химических Элементов Д. И. Менделеева.

Плакаты с описанием химических свойств химических элементов и их применением.

Действующие лица: Атомик: мельчайшая частичка, любознательный и избалованный мальчишка. Химик – Лаборант: человек строгих правил. Стражники (химическая связь и валентность): хранители законов периодической системы. Академик Углерод: ученый с чувством собственного достоинства. Водород: хвастливый, суетливый коротышка, болезненно переживающий за свою репутацию и низкий рост. Йод: главный медик, очень занятой и от этого сварливый. Сера: аллотропная (непостоянная) и капризная дама. Хлор: труженик и работяга – мастер стирки. Кислород: вездесущий и незаменимый. Алюминий: амфотерный (двуликий) металл, ищущий постоянное место жительства. Натрий: нервный и своенравный металл, вечно всем недовольный, воспламеняющийся даже от воды. Железо: знающий себе цену, незаменимый элемент. Магний: Оптимист, всегда в хорошем расположении духа.

Имитационная модель игры. Путешествие по периодической системе, в результате которого учащиеся узнают много интересного о химических элементах.

Распределение ролей и заданий между участниками.

Участники игры:

1-я группа – металлы и неметаллы, изучив литературу, готовят по ролям выступления о металлах и неметаллах

2-я группа – химик – лаборант, атом и стражники готовят вопросы и задания.

Учитель: Сегодня мы продолжим свое увлекательное путешествие по стране Химии. Прежде мы начинали изучение законов природы, физических и химических явлений, отправляясь на обыкновенную кухню (фрагмент видеофильма “Химия-8” Суровцева Р.П., Гузей Л.С. “кварт” Москва).

А сейчас мы находимся на границе государства под названием Менделевия. В этом государстве все жители подчиняются Великому Периодическому Закону Химических Элементов, а создателем этого закона является великий ученый Д. И. Менделеев. Дмитрий Иванович уточнил не просто классификацию химических элементов, а открыл закон природы.

Открытие периодического закона и создание периодической системы ознаменовало начало эпохи современной химии. Огромное количество разрозненных экспериментальных данных о химических элементах и их соединениях было связано в единую, стройную систему. Неопределенность и случайность при поиске новых элементов уступили место точному научному предвиденью. Возможности предсказания свойств элементов и их соединений по его положению в периодической системе широко используются в различных областях промышленности и техники для решения разнообразных проблем, связанных с созданием новых материалов с определенными заранее заданными свойствами.

(Фрагмент № 1)

И даже поэты складывают стихи о периодической системе элементов Менделеева.

Другого ничего в природе нет.
Ни здесь, ни там в космических глубинах
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Тут мало оптикой поможешь глазу
Тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то, не сразу -
Глубины мирозданья скрыты в ней,
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Будь то вода, что поле оросила,
Будь то железо, медь или гранит-
Всю страшную космическую силу,
Закованную в атомы, хранит.
Есть просто газ легчайший – водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
Туда, где замкнут мирозданья круг,
И что приписывалось раньше богу,
Все будет делом наших грешных рук

Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома.
И кажется Вселенная сама
Одной лабораторией огромно. (С. Щипачев).

Химик:

Случилось это в понедельник или во вторник, а может в другой день недели. Я только очень хорошо помню, что не в воскресенье, так как в воскресенье мы не учимся. Все одноклассники давно уже разошлись кто куда. В этот день у меня было особенно много работы, и я засиделся допоздна у своих аппаратов. Шло время. На улице стало темнеть. Устав, после долгой работы, я опустил голову на руки и задремал. И в этот короткий миг между сном и явью мне вдруг показалось, что я слышу тоненький голосок. Я страшно удивился: было так поздно. Я поднял голову. Передо мной стоял взъерошенный, смешной на вид человечек, со странной внешностью. Я не мог понять, как он сюда попал, хотя уверял себя, что в кабинете химии может случиться и не такое. Я продолжал смотреть на него в удивлении. Он тоже не сводил с меня своих лучистых глаз. О чем он дума? Не представляю себе.

Химик: Как ты сюда попал?

Атомик: Я думал, тебе скучно здесь ……совсем одному.

Химик: А разве ты не знаешь, что не каждому позволено входить в химическую лабораторию, где обитают удушливые кислоты, ядовитые соли, едкие щелочи?

(Мальчик пожимает плечами, разводит руками, выражая удивление, ходит вдоль таблицы Д.И. Менделеева), и вдруг просит:

-Покажи мне чудо!

Химик: Я не умею творить чудеса, а как они делаются? Нет, только волшебники это умеют, на то они и волшебники.

Атомик: Хочу увидеть чудо, необыкновенное чудо, – захныкал мой гость.

(Химик прохаживается, думает, закатывает глаза, показывает опыт "Вулкан").

Атомик: А еще что-нибудь умеешь?

Химик: Хорошо, смотри (демонстрирует опыт "Змеи").

Атомик: Чудеса у тебя здорово получается. А хочешь, я тебя возьму в путешествие по стране химических элементов, кстати, меня зовут Атомик.

В каждой клетке, чей то дом, пойдем, познакомимся.

(Берутся за руки и идут)

Атомик: Первым делом мы заглянем к водороду, я не знаю, что означает это странное имя, мне кажется, старичку больше подошло бы имя Василий.

(Водород не велик ростом, говорит много, хвастается еще больше)

Водород: (тараторит) Проходите, у меня тут хорошо, весело, я самый важный химический элемент.

Атомик (смотрел, смотрел) – Кто тебе дал такое имя, дедушка?

Водород – Разве ты не знаешь? Добрый и мудрый Лавуазье в 1787 году. А как ты думаешь, что означает мое имя? “Рождающий воду”. Понимаешь? Совсем просто. Что может быть проще воды…

Атомик (не дал ему договорить):

– А почему ты не растешь, дедушка?

Водород: (огорчился) Как это не расту? Что значит не расту? (поднялся на цыпочки) Я вешу 2 грамма. Два с хвостиком. Ведь я не бегемот.

Атомик: А что ты здесь делаешь, дедушка?

Водород: Живу. Никто на свете не умеет делать то, что умею я. Я самый серьезный элемент.

Атомик: А как ты докажешь, что не хвастаешь?

Водород: Очень просто.

(Демонстрация опыта "Получение водорода" или проверка заранее собранного водорода на чистоту, или приготовленную "гремучую" смесь, или ).

Водород: Вот видите, какой я сильный, ну, в прочем я занят. Прощайте друзья!

(Идут дальше).

Химик: А здесь кто живет?

Атомик: Академик углерод.

Стражник №1: От трудов и от забот
Отдыхает Углерод
Не тревожьте сладкий сон
Почивать изволит он
Не шумите у ворот
Спит великий Углерод
Баю-бай, баю-бай, бай

/стучат/

Стражник№1:Кто там?

Химик: Путники жаждущие знаний.

Атомик: А как долго будет спать твой хозяин после обеда?

Стражник№1: Сколько пожелает. Он ведь Академик.

(Подходит еще один стражник)

Стражник№2: Академик желает вас видеть, идите за мной.

(Появляется Углерод)

Углерод: Какую сторону жизни изучают мои гости? Видимую, или невидимую?

Атомик: Хожу, где могу! А вы чем занимаетесь?

Углерод: Я углерод и не спроста
Свет превращаю в зелень листа
Нефть я и газы в недрах прессую.
Углем по извести Землю рисую

Атомик: Раз ты академик напиши формулы элементов, которые живут в этих домиках.

Углерод/пишет формулу/:
Забывая все на свете,
Азот работает при свете
Он бесцветен от того
Что ни помнит ничего

Атомик: Здорово, еще, еще!

Углерод: Это Йод - великий медик /пишет формулу/.

Он в большие люди метит,
Всем советы он дает,
Но ужасно едок йод.

Атомик: А это чей дом?

Углерод: Хлор-любитель пить чернила,
Заедая промокашкой,
Он в трубе водопроводной.
Поглощен работой тяжкой
Как-то хлор засел за книжку – “проглотил” в присест
Береги свои штанишки:
Он и пуговицы съест.

Атомик /смеется, хлопает в ладоши/.

Углерод: А ты сам знаешь какие-нибудь формулы? Сейчас я тебя проверю и вообще, что такое формула?

/Показывает написанные формулы веществ, Атомик называет зрители помогают/

Атомик: (хвастливо) Да я вообще все формулы на свете знаю.

Углерод: А самую сложную?

Атомик: Какую? Спрашивай!

Углерод: Формулу жизни!

Атомик: Первый раз слышу премудрый Углерод.

Углерод: Вот я и работаю и день, и ночь над ней
Однако узнать какова она,
Мне пока не удалось (вздыхает)
Идите дальше и мне не мешайте.

Химик: Ну, спасибо тебе за науку мудрый академик углерод, мы пойдем.

Атомик: А это чей подъезд? Постучим.

Стражник№2: Галогены часто вместе.
И о ком из них не спросим -
Все живут в шестом подъезде
Менделеевского дома.

Кислород:

Я жилец квартиры восемь
Я могу зажечь на спор.
Спички, печку и костер.
Кто вам всем дышать дает?
Атмосферный кислород!

Меня вы встретите везде
На суше, воздухе, воде.
И погибаю я в огне,
И зарождаюсь при грозе.

Везде, повсюду нужен кислород
В пустыне – как поток холодных вод,
Как листьев упоительная тень-
Для стражника в палящий знойный день
Я нужен всем всегда, везде на суше, воздухе, воде.

Химик: Ленивая сера ворчит то и дело:

Сера: Ах, как я устала!
Мне все надоело!
В тени я дрожу,
А на солнце мне жарко
Меня никому в этом мире не жалко

Химик: Так хнычет ворчунья. В жару и в морозы, и паром становятся слезы.

Сера: Да, готова, всем признаться:
Вижу я себя на троне в восьми атомной короне,
Не парю я в атмосфере
Тяжко, ох, тяжко живется сере!

Стражник№2: Ну, и нудная семейка, уходите по-скорей-ка.

Химик: Так заглянем непременно к
Элементам галогенам
(а по-русски солероды)
Всем от фтора и до йода
Даже новенький Астат
Быть в семействе этом рад.

Атомик /читает/ “Химчистка”.

Стало быть, здесь живет Хлор, он ведь мастер по стирке и отбеливанию тканей

Хлор: Я известный мастер стирки
Хлор-молекула моя
Создавалась не в пробирке
В пенном море бытия.
И теперь в стране кипучей элементов и людей-
Не ищите – нету лучше славной прачечной моей.
Я отбеливаю ткани и белую бумагу я,
Чтобы шрифта начертанье было видно всем и вся.
Вы, неряхи – замарашки и чернильные носы!
Мне рубахи, майки, джинсы.
Дневники вы мне несите,
Чтобы с них я двойки стер.

Лучший пятновыводитель, в целом мире это хлор! Не мешайте, заходите, не болтайтесь у дверей

Не найдете, не ищите – лучше прачечной моей.

Атомик: Здорово ты работаешь, Хлор.

Хлор: Заходите, если стирка потребуется.

Химик: Не будем мешать, до свидания.

Атомик: ДОМ № 53, заглянем?

Химик: Как лекарствами здесь пахнет, здесь лечебница, однако.

(Подходят к импровизированному медпункту)

Йод: Следующий. Вам помазать быстро или что еще болит?

Химик: Да мы путешественники, не больные, хотим поближе с Вами познакомиться.

Йод: У меня больных много, не досуг мне с вами болтать.

Атомик: Ну, пожалуйста, доктор.

Йод: У тебя что-нибудь болит, мальчик? Нет! Иди и играй!

Химик: Вы нам хоть анкету заполните.

Йод: Ну, давай, что с вами поделаешь? (заполняет)

Химик: (читает) имя – Йод.
Фамилия-Йод.
Национальность-химик.
Происхождение – глубинные воды, морские водоросли.
Специальность – медик, химик.

Ваша характеристика – неметалл, атомная масса = 126,9 а..е.м., схож с бромом, связи с химическими элементами поддерживаю с помощью валентности 1 или 7.

Цвет – темно-бордовый.

Родственники за границей – есть по всей земле.

Самые близкие родственники – галогены 7 подъезда, йодистая окись – бабушка.

Атомик: А что такое валентность еще и разная?

Химик: Это сложное “дипломатическое дело”, милый мой. В общем, валентность – это своего дела “посольство”. Элементы уважают друг друга. Чтобы поддерживать между собой дружественные отношения, они совершают обмен послами, которые называют валентными электронами.

Атомик: Надо же, как все сложно и запутано, может, до металлов прогуляемся?

Стражник: Металлов много на Земле,
Разбежались по всей стране.

Атомик: Натрий первый на пути
Надо нам к нему зайти.

Натрий: Я не в меру очень нервный
От всего могу вспылить
Не бросайте меня в воду -
Ей огня не погасить.

Химик: Что ты, натрий, расшумелся? Не будем мы тебя успокаивать, лучше уйдем.

Стражник: Проходите, не мешайте,
Никого не раздражайте,
Щелочи начнут плескать,
Вам потом несдобровать.

Стражник №1: В таблицу снова загляните,
Соседа натрия найдите.

Магний: Про магний скажите в момент:
“Он двухвалентный элемент”
Сравните с щелочным металлом.
Различны эти вещества:
Слабее металличность стала
Зато валентность возросла.
Возьмите магний в виде ленты
Он серебрится и блестит
А подожжете, так мгновенно
Он ярко вспухнет и сгорит

Атомик: Молодец, магний, я тоже весь заискрился.

Алюминий: Ох, пропал я, ох, пропал,
В свой домишко не попал,
Вышел погулять и вот –
Никто дорогу не дает
Магний гонит к неметаллам,
Те бранятся и кричат, не пускают в четный ряд.

Химик: Не волнуйся, успокойся, чтоб квартиру разыскать про тебя должны мы знать.

Алюминий:

Что надо знать про Алюминий?
Что он весьма распространен.
В боксите, нефелине, глине.
Встречается в природе он.
Рассмотрим Алюминий чистый.
(Его узнает каждый в миг)
Я легкий мягкий серебристый.
Тепло –и тока – проводник
Добавка магния и меди

Добавка магния и меди
Металлу прочность придает.
Без сплава этого поверьте,
Нельзя построить самолет.
Фольга в быту привычной стала,
Об этом знает, стар и млад:
В фольгу из легкого металла
Завернут вкусный шоколад.

Атомик: Вопросов больше к тебе нет, ты амфотерный элемент

Между магнием и бромом будешь ты стоять дозором

(Появляется Железо)

Железо – Железо есть во всех предметах
Дом построить, гвозди забить,
Чтоб лист на стену прикрепить
В кармане кнопка должна быть
Вокруг железные предметы:
Машины, рельсы, инструменты
И паровозы, тракторы
Топор, чтоб поколоть дрова
Замок, к нему ключи нужны
Перо чтоб написать стихи
И чертят разные рисунки
На льду железные коники

Химик: Прогулялись мы не плохо,
Возвратились до утра
Скоро в школу придут дети
По местам нам всем пора.

(Поют все вместе на мотив песни: "Учат в школе…")

Знаки разные писать тонким перышком в тетрадь
Учит химик, учит химик, учит химик,
И валентность расставлять, уравнения писать
Учит химик, учит химик, учит химик,
Получать всем кислород
Отыскать, где водород
Учит химик, учит химик, учит химик,
И не путать никогда – где металл, где неметалл
Учит химик, учит химик, учит химик.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по стране Химии, а впереди нас ждет еще не мало открытий и приключений.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Аликберова Л. “Занимательная химия”. Москва. Изд-во “АСТ-ПРЕСС”, 1999, 560с.
  • Ион Ионович Ватаману “Приключение Атомика” Кишинев. Изд-во “Литература артистике”, 1889, 80 с.
  • “Химия в школе” №4 Москва. Из-во “Центр импресс”, 2004.