Пояснительная записка
Игровая форма изучения сложных понятий, умений и навыков является очень эффективной для детей, впрочем, как и для взрослых. Вспомним, многие из нас, уже в зрелом возрасте, принимали участие в деловых играх на различных семинарах, слётах, профессиональных курсах. Для детей же 9 -12 лет игра преобладает над другими видами деятельности. На обычном занятии педагогу приходится тратить много времени и сил на поддержание дисциплины и концентрацию внимания учащихся, в этом случае не всегда ученик принимает и понимает изучаемый материал, т.к. он не прочувствовал его, не открыл для себя. Через игровые же моменты на занятии активизируется и развивается творческая и познавательная деятельность ребёнка. Поэтому в своей работе я активно использую игровые и творческие задания по изучаемому или пройденному материалу. Контрольные или проверочные работы проводятся обычно в виде игр-соревнований или творческих заданий. Это даёт следующий положительный эффект:
- У детей этого возраста сильно развито стремление к лидерству в коллективе, потребность к поощрению, что является одним из видов мотивации выполняемой учебной работы.
- Только хорошо ориентируясь в материале, можно выполнить работу творчески и грамотно.
- Это просто интересно и увлекает детей, им нравится учиться.
Для развития творческого мышления, более качественного усвоения материала предлагаются методические рекомендации по применению нестандартных обучающих средств (приложение 2).
Такой интегрированный и нетрадиционный подход применим к изучению любой темы, и позволит ученикам:
- глубоко и прочно усвоить материал;
- приобрести навыки систематизации знаний;
- комплексно и творчески их применять;
- высказывать собственные суждения;
- не бояться рисковать при выборе оптимального решения.
Эффективность использования нетрадиционных форм занятий заключается в том что:
- в работу вовлекаются практически все учащиеся;
- многократно повторяется и глубоко усваивается материал;
- повышается культурный уровень;
- развивается творческое мышление и кругозор;
- активизируется познавательная и самостоятельная поисковая деятельность;
- воспитывается активная творческая личность с современным мировоззрением.
Данная методическая разработка может быть использована не только педагогами учреждений дополнительного образования соответствующего профиля, а также учителями информатики в школе.
Итоговое занятие “Компьютерный турнир”
Цель занятия: закрепление знаний по теме “Первые шаги в мире ПК”.
Задачи:
- проверка ЗУН;
- развитие творческого мышления и кругозора учащихся;
- активизация познавательной и самостоятельной поисковой деятельности;
- приобретение навыков систематизации знаний;
- воспитание активной творческой личности.
Место занятия в учебном плане: итоговое занятие по теме “Первые шаги в мире ПК” (Приложение1).
Тип занятия: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид занятия: сдвоенный, продолжительность 1,5 часа.
Форма проведения занятия: нетрадиционное - игра-соревнование. Основная форма работы – индивидуальная. Условия игры: в ней принимают участие все учащиеся группы (по числу ПК). Оценивание производится в соответствии с графой “Оценка результата”. Победитель каждой номинации (тура) награждается знаком победителя (бейджик со званием). Участник, имеющий большее количество наград, получает звание “Подающий надежды КомпАс”.
В туре “Домашнее задание” используются творческие работы обучающихся: рефераты, кроссворды, ребусы и т.д.Творческие работы воспитанников приведены в приложении 3.
Год обучения: первый.
Возраст обучающихся: 9 – 12 лет.
Оборудование: персональные компьютеры.
Методическое обеспечение:
- раздаточные материалы для каждого ученика;
- комплекс упражнений для профилактики переутомления (приложение 10);
- бейджики со званиями по каждому конкурсу:
1 | Пионер-драйвер | 2 | Клавиатурных дел мастер I | 3 | Эрудит |
4 | Клавиатурных дел мастер II | 5 | Лучший знаток | 6 | Птица-секретарь |
7 | Vita-хранитель | 8 | Начинающий программист | 9 | Подающий надежды КомпАс |
Действия педагога:
- по ходу этапов конкурса раздаёт задания;
- проверяет и оценивает выполненные работы;
- передаёт данные на обработку или сам вносит результаты конкурсов в ПК.
Сценарий занятия “Компьютерный турнир”
Педагог. Здравствуйте, ребята! Вот и подошла к концу изучения наша тема “Первые шаги в мире ПК”. Настала пора подвести итоги, и сделаем мы это в виде игры-соревнования, которая называется “Компьютерный турнир”. Это соревнование состоит из 8 туров включающих в себя различные задания (Педагог последовательно проводит туры представленные в таблице).
№ | Название конкурсных заданий | Цель | Время (мин) | Оценка результата | Макс.баллы | Звание | |
Внимание, на старт! | Организационный момент | 5 | |||||
1 | Разминка “Компьютерные приколы” |
|
5 | За каждый правильный ответ 1 балл |
9 | Пионер-драйвер | |
2 | Блиц-турнир на клавиатурном. тренажёре русский язык |
Проверка умений работы на русской клавиатуре всеми пальцами | 7 | 12 - 1 | Число ПК 12 |
Клавиатурных дел мастер I | |
Комплекс упражнений для профилактики переутомления | 3 | ||||||
3 | Домашнее задание | Проверка творческих работ | 10 | За каждую работу 1 балл |
Кол-во работ | Эрудит | |
4 | Блиц-турнир на клавиатурном тренажёре английский язык | Проверка умений работы на английской клавиатуре всеми пальцами | 7 | 12 - 1 | Число ПК 12 |
Клавиатурных дел мастер II | |
5 | Кроссворд | Проверка знаний о языках программирования, устройствах в/вывода | 8 | За каждый правильный ответ – 1 балл | 17 | Лучший знаток | |
Перемена | Проветрить помещение | 10 | |||||
6 | Набрать текст | Проверка умений набора русского текста | 15 | За каждую ошибку снимается 1 балл |
20 | Птица-секретарь | |
7 | Тест на знание техники безопасности | Проверка знаний по ТБ и ПО |
5 | За каждый правильный ответ – 1 бал | 7 | Vita-хранитель | |
Комплекс упражнений для профилактики переутомления | 3 | ||||||
8 | Набрать текст | Проверка умений набора русско-английского текста | 15 | За каждую ошибку снимается 1 балл | 20 | Начинающий программист | |
Финиш | Подведение итогов конкурса с использованием электронных таблиц | 7 | Подающий надежды КомпАс |
Задания и раздаточные материалы
1. Разминка. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
№ | Компьютерные приколы | Ответ |
1 | Полудрагоценный камень и домашний ПК | Агат |
2 | Фрукт и ПК | Apple |
3 | Река, ЭВМ, мотоцикл | Урал |
4 | Река в Армении и ЭВМ | Наири |
5 | Трёхмачтовое военное судно и школьный ПК | Корвет |
6 | Мужской плащ и ПК | Макинтош |
7 | “Убойное” устройство в системном блоке | Винчестер |
8 | Компьютерный “Грызун” | Мышь |
9 | Лежбище “компьютерного” грызуна | Коврик |
2. Блиц-турнир на клавиатурном тренажёре – русский язык.
Если количество участников – 12 человек, то лучший результат оценивается в 12 баллов, худший – 1 балл.
3. Домашнее задание. За каждую выполненную работу – 1 балл.
За время изучения темы учащимися должны быть подготовлены творческие работы:
- реферат;
- тематический словарь;
- кроссворд;
- натворд;
- чайнворд;
- венгерский кроссворд;
- ребус;
- рисунок из символов клавиатуры.
4. Блиц-турнир на клавиатурном тренажёре –английский язык.
Если количество участников – 12 человек, то лучший результат оценивается в 12 баллов, худший – 1 балл.
5. Кроссворд. За каждый правильный ответ начисляется 1 бал.
По вертикали: язык программирования, который мы будем изучать.
По горизонтали: записать языки программирования, которые начинаются с этих букв.
6. Набрать текст на русском языке. Максимальное количество баллов 20, за каждую ошибку снимается 1 балл.
Проверка. Выделить текст: Сервис Исправления Сравнить версии…
Вариант 1. (символов с пробелами 600)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ О ДЗЕРЖИНСКЕ Первые упоминания о Черноречье относятся к началу 17-го века.
1918 г. сентябрь. Открыта первая средняя школа.
30 марта 1930 г. день рождения г. Дзержинска.
1 сентября 1956 г. открыт Дзержинский филиал Горьковского политехнического института.
22 января 1967 построено здание Дворца пионеров – сейчас Дворец детского творчества.
1976 г. открыт первый в области межшкольный учебно-производственный комбинат.
1986 году открыт на базе Дома юного техника первый компьютерный кружок.
1 сентября 1990 г. открыт компьютерный класс во Дворце детского творчества.
Вариант 2. (символов с пробелами 698)
ЧЕРНОРЕЧЬЕ И РАСТЯПИНО Первые упоминания о Черноречье в исторических документах встречаются в начале 17 века. Документы говорят, что с начала 18-го столетия деревни и сёла западного Черноречья принадлежали Дудину монастырю, восточная часть – Троице-Сергеевской лавре. Владения монастырей в местном крае распределялись так: Амбросиево-Дудину монастырю принадлежали 9 деревень и сел с небольшим по численности населением, всего около 780 крепостных душ. Наиболее крупными из сел были Дубенки и Желнино. Троице-Сергеевской лавре принадлежали 10 довольно крупных селений с численностью душ от 400 до 900, среди них такие, как Черное, Бабино, Колодкино, Игумново, Растяпино, Бабушкино, Юрьевское и другие. |
7. Тест на знание техники безопасности
1. Наиболее опасным является дисплей:
а) плазменный;
б) жидкокристаллический;
в) с электронно-лучевой трубкой.
2. Надо вставать, когда в кабинет заходят:
а) категорически запрещается вставать;
б) директор;
в) педагог.
3. Расстояние до монитора должно быть:
а) 100 см;
б) 60 см;
в) 40 см.
4. Приведи в соответствие с возрастом непрерывное время работы на ПК:
а) 6 – 7 класс – 25 мин;
б) 10 – 11 класс – 20 мин;
в) 8 – 9 класс – 30 мин.
5. Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?
а) принтер;
б) монитор;
в) системный блок;
6. Ключи от оконных решёток находятся у:
а) директора;
б) педагога;
в) в доступном месте, которое знают все.
7. Сигнал пожарной тревоги:
а) 1 звонок;
б) 3 звонка;
в) сообщение по телевизору или радио.
Ключ. 1.в; 2.б; 3. б; 4. чем младше класс, тем меньше времени проводят учащиеся за ПК; 5.б; 6. в; 7. а.
8. Набрать текст программы в одном из встроенных текстовых редакторов языков программирования. Максимальное количество баллов 20, за каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.
Проверка. Запустить программу на выполнение
1. Вариант. (198 символов с пробелам) | 2. Вариант. (270 символов с пробелами) |
REM ИЗУЧИМ ОПЕРАТОРЫ PRINT, INPUT CLS ‘ ОЧИСТКА ЭКРАНА INPUT “ЗАДАЙ ГОД ОТКРЫТИЯ ЗДАНИЯ ДВОРЦА ПИОНЕРОВ”; G INPUT “ЗАДАЙ ТЕКУЩИЙ ГОД”; T R = T – G PRINT “ЗДАНИЮ ДДТ В ”; T; “ ГОДУ ИСПОЛНИТСЯ ”; R;“ЛЕТ” |
Program PR1; {изучим операторы Write, Read} Uses CRT; Var V,G, R: Integer; Begin ClrScr; {очистка экрана} Write(‘Задай год открытия здания ДДТ ’); Read(G); Write(‘Задай текущий год ’); Read(T); R:=T – G; WriteLn(‘Зданию ДДТ в ’, T, ‘ исполнится ’, R, ‘ лет’); End. |
Педагог. Наша игра подошла к финишной прямой. Подведём итоги нашего конкурса. Победитель получает знак “Подающий надежды КомпАс”. Кто мне подскажет, как расшифровать словосочетание “КомпАс”? (компьютерный Ас).
Настала пора прощаться. Я понимаю, что каждый из вас выполнил разный объём работы и набрал разное количество баллов, и любой творческий процесс не может уложиться в отведённые временные рамки. Но конкурс, есть конкурс! Поздравим победителей! У нас впереди ещё много всяких соревнований и конкурсов, которые ждут своих победителей. При изучении темы “Графические редакторы” вы можете подготовить свои регалии в виде эмблем, медалей и т.д
Освоив тему “Первые шаги в мире ПК”, вы все очень хорошо справились с заданиями. Мы можем приступить к изучению следующей темы “Тестовый редактор”, в котором вам предстоит оформить свои рукописные творческие работы.
Благодарю вас за выполненную работу. До встречи на следующем занятии.