Методическая разработка компьютерного турнира по теме: "Первые шаги в мире ПК" в классе програмирования

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Игровая форма изучения сложных понятий, умений и навыков является очень эффективной для детей, впрочем, как и для взрослых. Вспомним, многие из нас, уже в зрелом возрасте, принимали участие в деловых играх на различных семинарах, слётах, профессиональных курсах. Для детей же 9 -12 лет игра преобладает над другими видами деятельности. На обычном занятии педагогу приходится тратить много времени и сил на поддержание дисциплины и концентрацию внимания учащихся, в этом случае не всегда ученик принимает и понимает изучаемый материал, т.к. он не прочувствовал его, не открыл для себя. Через игровые же моменты на занятии активизируется и развивается творческая и познавательная деятельность ребёнка. Поэтому в своей работе я активно использую игровые и творческие задания по изучаемому или пройденному материалу. Контрольные или проверочные работы проводятся обычно в виде игр-соревнований или творческих заданий. Это даёт следующий положительный эффект:

  1. У детей этого возраста сильно развито стремление к лидерству в коллективе, потребность к поощрению, что является одним из видов мотивации выполняемой учебной работы.
  2. Только хорошо ориентируясь в материале, можно выполнить работу творчески и грамотно.
  3. Это просто интересно и увлекает детей, им нравится учиться.

Для развития творческого мышления, более качественного усвоения материала предлагаются методические рекомендации по применению нестандартных обучающих средств (приложение 2).

Такой интегрированный и нетрадиционный подход применим к изучению любой темы, и позволит ученикам:

  • глубоко и прочно усвоить материал;
  • приобрести навыки систематизации знаний;
  • комплексно и творчески их применять;
  • высказывать собственные суждения;
  • не бояться рисковать при выборе оптимального решения.

Эффективность использования нетрадиционных форм занятий заключается в том что:

  • в работу вовлекаются практически все учащиеся;
  • многократно повторяется и глубоко усваивается материал;
  • повышается культурный уровень;
  • развивается творческое мышление и кругозор;
  • активизируется познавательная и самостоятельная поисковая деятельность;
  • воспитывается активная творческая личность с современным мировоззрением.

Данная методическая разработка может быть использована не только педагогами учреждений дополнительного образования соответствующего профиля, а также учителями информатики в школе.

Итоговое занятие “Компьютерный турнир”

Цель занятия: закрепление знаний по теме “Первые шаги в мире ПК”.

Задачи:

  • проверка ЗУН;
  • развитие творческого мышления и кругозора учащихся;
  • активизация познавательной и самостоятельной поисковой деятельности;
  • приобретение навыков систематизации знаний;
  • воспитание активной творческой личности.

Место занятия в учебном плане: итоговое занятие по теме “Первые шаги в мире ПК” (Приложение1).

Тип занятия: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид занятия: сдвоенный, продолжительность 1,5 часа.

Форма проведения занятия: нетрадиционное - игра-соревнование. Основная форма работы – индивидуальная. Условия игры: в ней принимают участие все учащиеся группы (по числу ПК). Оценивание производится в соответствии с графой “Оценка результата”. Победитель каждой номинации (тура) награждается знаком победителя (бейджик со званием). Участник, имеющий большее количество наград, получает звание “Подающий надежды КомпАс”.

В туре “Домашнее задание” используются творческие работы обучающихся: рефераты, кроссворды, ребусы и т.д.Творческие работы воспитанников приведены в приложении 3.

Год обучения: первый.

Возраст обучающихся: 9 – 12 лет.

Оборудование: персональные компьютеры.

Методическое обеспечение:

  • раздаточные материалы для каждого ученика;
  • комплекс упражнений для профилактики переутомления (приложение 10);
  • бейджики со званиями по каждому конкурсу:
1 Пионер-драйвер 2 Клавиатурных дел мастер I 3 Эрудит
4 Клавиатурных дел мастер II 5 Лучший знаток 6 Птица-секретарь
7 Vita-хранитель 8 Начинающий программист 9 Подающий надежды

КомпАс

Действия педагога:

  • по ходу этапов конкурса раздаёт задания;
  • проверяет и оценивает выполненные работы;
  • передаёт данные на обработку или сам вносит результаты конкурсов в ПК.

Сценарий занятия “Компьютерный турнир”

Педагог. Здравствуйте, ребята! Вот и подошла к концу изучения наша тема “Первые шаги в мире ПК”. Настала пора подвести итоги, и сделаем мы это в виде игры-соревнования, которая называется “Компьютерный турнир”. Это соревнование состоит из 8 туров включающих в себя различные задания (Педагог последовательно проводит туры представленные в таблице).

Название конкурсных заданий Цель Время (мин) Оценка результата Макс.баллы Звание
Внимание, на старт! Организационный момент 5      
1 Разминка “Компьютерные приколы”
  • проверка знаний;
  • подготовка к выполнению более трудных заданий
5 За каждый правильный ответ

1 балл

9 Пионер-драйвер
2 Блиц-турнир на клавиатурном. тренажёре

русский язык

Проверка умений работы на русской клавиатуре всеми пальцами 7 12 - 1 Число ПК

12

Клавиатурных дел мастер I
Комплекс упражнений для профилактики переутомления 3      
3 Домашнее задание Проверка творческих работ 10 За каждую работу

1 балл

Кол-во работ Эрудит
4 Блиц-турнир на клавиатурном тренажёре английский язык Проверка умений работы на английской клавиатуре всеми пальцами 7 12 - 1 Число ПК

12

Клавиатурных дел мастер II
5 Кроссворд Проверка знаний о языках программирования, устройствах в/вывода 8 За каждый правильный ответ – 1 балл 17 Лучший знаток
Перемена Проветрить помещение 10      
6 Набрать текст Проверка умений набора русского текста 15 За каждую ошибку снимается

1 балл

20 Птица-секретарь
7 Тест на знание техники безопасности Проверка знаний

по ТБ и ПО

5 За каждый правильный ответ – 1 бал 7 Vita-хранитель
Комплекс упражнений для профилактики переутомления 3      
8 Набрать текст Проверка умений набора русско-английского текста 15 За каждую ошибку снимается 1 балл 20 Начинающий программист
Финиш Подведение итогов конкурса с использованием электронных таблиц 7     Подающий надежды КомпАс

Задания и раздаточные материалы

1. Разминка. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Компьютерные приколы Ответ
1 Полудрагоценный камень и домашний ПК Агат
2 Фрукт и ПК Apple
3 Река, ЭВМ, мотоцикл Урал
4 Река в Армении и ЭВМ Наири
5 Трёхмачтовое военное судно и школьный ПК Корвет
6 Мужской плащ и ПК Макинтош
7 “Убойное” устройство в системном блоке Винчестер
8 Компьютерный “Грызун” Мышь
9 Лежбище “компьютерного” грызуна Коврик

2. Блиц-турнир на клавиатурном тренажёре – русский язык.

Если количество участников – 12 человек, то лучший результат оценивается в 12 баллов, худший – 1 балл.

3. Домашнее задание. За каждую выполненную работу – 1 балл.

За время изучения темы учащимися должны быть подготовлены творческие работы:

  • реферат;
  • тематический словарь;
  • кроссворд;
  • натворд;
  • чайнворд;
  • венгерский кроссворд;
  • ребус;
  • рисунок из символов клавиатуры.

4. Блиц-турнир на клавиатурном тренажёре –английский язык.

Если количество участников – 12 человек, то лучший результат оценивается в 12 баллов, худший – 1 балл.

5. Кроссворд. За каждый правильный ответ начисляется 1 бал.

По вертикали: язык программирования, который мы будем изучать.

По горизонтали: записать языки программирования, которые начинаются с этих букв.

6. Набрать текст на русском языке. Максимальное количество баллов 20, за каждую ошибку снимается 1 балл.

Проверка. Выделить текст: Сервис Исправления Сравнить версии…

Вариант 1. (символов с пробелами 600)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ О ДЗЕРЖИНСКЕ

Первые упоминания о Черноречье относятся к началу 17-го века.

1918 г. сентябрь. Открыта первая средняя школа.

30 марта 1930 г. день рождения г. Дзержинска.

1 сентября 1956 г. открыт Дзержинский филиал Горьковского политехнического института.

22 января 1967 построено здание Дворца пионеров – сейчас Дворец детского творчества.

1976 г. открыт первый в области межшкольный учебно-производственный комбинат.

1986 году открыт на базе Дома юного техника первый компьютерный кружок.

1 сентября 1990 г. открыт компьютерный класс во Дворце детского творчества.

Вариант 2. (символов с пробелами 698)

ЧЕРНОРЕЧЬЕ И РАСТЯПИНО

Первые упоминания о Черноречье в исторических документах встречаются в начале 17 века.

Документы говорят, что с начала 18-го столетия деревни и сёла западного Черноречья принадлежали Дудину монастырю, восточная часть – Троице-Сергеевской лавре. Владения монастырей в местном крае распределялись так: Амбросиево-Дудину монастырю принадлежали 9 деревень и сел с небольшим по численности населением, всего около 780 крепостных душ. Наиболее крупными из сел были Дубенки и Желнино. Троице-Сергеевской лавре принадлежали 10 довольно крупных селений с численностью душ от 400 до 900, среди них такие, как Черное, Бабино, Колодкино, Игумново, Растяпино, Бабушкино, Юрьевское и другие.

7. Тест на знание техники безопасности

1. Наиболее опасным является дисплей:

а) плазменный;

б) жидкокристаллический;

в) с электронно-лучевой трубкой.

2. Надо вставать, когда в кабинет заходят:

а) категорически запрещается вставать;

б) директор;

в) педагог.

3. Расстояние до монитора должно быть:

а) 100 см;

б) 60 см;

в) 40 см.

4. Приведи в соответствие с возрастом непрерывное время работы на ПК:

а) 6 – 7 класс – 25 мин;

б) 10 – 11 класс – 20 мин;

в) 8 – 9 класс – 30 мин.

5. Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?

а) принтер;

б) монитор;

в) системный блок;

6. Ключи от оконных решёток находятся у:

а) директора;

б) педагога;

в) в доступном месте, которое знают все.

7. Сигнал пожарной тревоги:

а) 1 звонок;

б) 3 звонка;

в) сообщение по телевизору или радио.

Ключ. 1.в; 2.б; 3. б; 4. чем младше класс, тем меньше времени проводят учащиеся за ПК; 5.б; 6. в; 7. а.

8. Набрать текст программы в одном из встроенных текстовых редакторов языков программирования. Максимальное количество баллов 20, за каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.

Проверка. Запустить программу на выполнение

1. Вариант. (198 символов с пробелам) 2. Вариант. (270 символов с пробелами)
REM ИЗУЧИМ ОПЕРАТОРЫ PRINT, INPUT

CLS ‘ ОЧИСТКА ЭКРАНА

INPUT “ЗАДАЙ ГОД ОТКРЫТИЯ ЗДАНИЯ ДВОРЦА ПИОНЕРОВ”; G

INPUT “ЗАДАЙ ТЕКУЩИЙ ГОД”; T

R = T – G

PRINT “ЗДАНИЮ ДДТ В ”; T; “ ГОДУ ИСПОЛНИТСЯ ”; R;“ЛЕТ

Program PR1; {изучим операторы Write, Read}

Uses CRT;

Var V,G, R: Integer;

Begin

ClrScr; {очистка экрана}

Write(‘Задай год открытия здания ДДТ ’);

Read(G);

Write(‘Задай текущий год ’);

Read(T);

R:=T – G;

WriteLn(‘Зданию ДДТ в ’, T, ‘ исполнится ’, R, ‘ лет’);

End.

Педагог. Наша игра подошла к финишной прямой. Подведём итоги нашего конкурса. Победитель получает знак “Подающий надежды КомпАс”. Кто мне подскажет, как расшифровать словосочетание “КомпАс”? (компьютерный Ас).

Настала пора прощаться. Я понимаю, что каждый из вас выполнил разный объём работы и набрал разное количество баллов, и любой творческий процесс не может уложиться в отведённые временные рамки. Но конкурс, есть конкурс! Поздравим победителей! У нас впереди ещё много всяких соревнований и конкурсов, которые ждут своих победителей. При изучении темы “Графические редакторы” вы можете подготовить свои регалии в виде эмблем, медалей и т.д

Освоив тему “Первые шаги в мире ПК”, вы все очень хорошо справились с заданиями. Мы можем приступить к изучению следующей темы “Тестовый редактор”, в котором вам предстоит оформить свои рукописные творческие работы.

Благодарю вас за выполненную работу. До встречи на следующем занятии.