Сотворчество педагога и учащегося – важный стимул развития личности

Разделы: Общепедагогические технологии


Сложные, противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, обуславливают спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, способную не только освоить опыт старших поколений, но обогатить его собственными достижениями. Доминирующие цели в деятельности учреждения дополнительного образования (развитие мотивации детей к познанию, творчеству, культуре, содействие личностному и профессиональному самоопределению, их адаптации к жизни, приобщение к здоровому образу жизни) позволяет создавать условия для творческой самореализации в постоянно меняющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностях детей и молодежи.

Воспитательный процесс в образовательной системе дополнительного образования включает в себя – развитие педагогики свободы и сотрудничества взрослых и детей, психолого-педагогическую поддержку личности ребенка как стратегию современного воспитания. Педагогика свободы опирается на исключительное право ребенка самостоятельно принимать решения, касающиеся его отношений с миром, обществом.

Педагогика свободы и сотрудничества всегда ориентирована на внутреннее “хочу” ребенка, а не только на внешнее “надо”. Поэтому в учреждениях дополнительного образования ребенок – субъект и стратег творческой жизни.

Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, а творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются ею, причем наибольший результат приносит привлекательная деятельность.

Игра – важнейший вид детской деятельности. Поэтому велика ее роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания его нравственных качеств, развитии творческих задатков. Игра – отображение жизни. Но в этой условной обстановке, которая создается воображением, много настоящего, действия играющих весьма реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, черты характера. Наблюдение за ребятами в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому и позволяют реализовывать их творческие возможности.

С древнейших времен человечество использовало театр и театрализованные действия в целях образования, развития личности и творчества. Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театрализованные игры очень близкими для детей, потому что игра и общение для школьников и подростков – ведущая психологическая деятельность. Именно поэтому основой программы студии художественного чтения и музыкально-театрализованных представлений “Калейдоскоп” является игра и общение.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – главная цель студии, в которую принимаются все желающие, с различным уровнем развития способностей.

Театрализованные игры способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, обогащают новыми впечатлениями, развивают интерес к слову, литературе, музыке, формируют диалогическую речь, активизируют словарь. Кроме того, театрализованные игры носят психопрофилактический характер, так как помогают эмоционально и физически разрядиться.

Коллектив учеников и педагогов осуществляет единую деятельность, которая вызывает у ребят сильные положительные эмоции, так как только такие эмоции порождают в воображении яркий образ. В результате такой деятельности ребенок реализовывает возникший образ (изображает, рисует, описывает, играет).

Совместная деятельность характеризуется тем, что ее участники вместе ставят цель предстоящего дела, выбирают средства ее достижения, осуществляют задуманное, анализируют полученный результат.

Условием организации такой деятельности и нравственно ценных отношений является активное сотворчество педагогов и ребят, обеспечивающее творческую работу каждого участника процесса, позволяющее всем проявить себя, не ущемляя тех, кто рядом. Примером этого могут служить театрализованные представления, в которых участвуют педагоги и воспитанники, создание сценариев и праздников, участие в конкурсах, исследовательских работах.

В процессе сотворчества старших и младших идет приобретение нового опыта отношений; преодолевается отрицательный опыт, взаимодействия с окружающей средой (если таковой имеется); осуществляется взаимообмен опытом отношений между старшими и младшими.

Успешную реализацию отношений сотворчества определяют ценностные ориентации педагога. Важно, чтобы он проявлял стремление раскрыть в ребятах самобытную природу, демонстрировал уважение и утверждение их как личностей, обеспечивал направленность действий ребят на развитие их творческого потенциала.

Только создав ребенку полноценную детскую жизнь с удовлетворенными моральными, эстетическими и иными потребностями, мы вправе ждать от него творческих проявлений.

Истинное творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений с ребенком, а не как отдельный прием на занятии – только в этом случае творчество станет многообразным и полноценным. Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.

Таким образом, главным при сотворчестве является вера педагога в потенциальные возможности своих воспитанников. Педагоги, не верящие в ребят, по нашему мнению, не в состоянии строить оптимистический и гуманный воспитательный процесс.

При организации совместной деятельности нужно помнить о основных предпосылках продуктивного сотворчества:

  1. Взаимодействие с воспитанниками должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними.
  2. Важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела.
  3. Необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и опыта педагога, пока у учащихся не появиться необходимость посоветоваться с педагогом.
  4. Важно обеспечивать добровольное включение ребят в решение творческих задач.
  5. Деятельность должна быть увлекательной, при ее организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся.

Совместная деятельность участника и педагога является ни с чем не сравнимым стимулом личностного развития и самоутверждения растущего человека. Чувство товарищества, эмоциональный комфорт стимулируют проявление инициативы и творчества.

Главное в работе педагога дополнительного образования дать ребятам возможность выразить себя, расти в атмосфере творчества, радости и успеха, без чего просто невозможно развитие личности.