Задачи урока:
- помочь учащимся разобраться, что такое потребность и полезность;
- разобрать пирамиду человеческих потребностей по А.Маслоу;
- ответить на вопрос, кто же такие потребители;
- познакомиться с правами потребителя;
- рассмотреть на практическом примере закон убывающей предельной полезности.
Оборудование:
- плакат “Пирамида человеческих потребностей по А.Маслоу;
- 1 кг конфет.
Ход урока
I. Повторение по ранее пройденному материалу проводится в виде тестирования и фронтального опроса учащихся.
1) Раздать листки с тестами. Учащиеся выбирают правильный ответ и объявляя его, объясняют его.
2) Задать учащимся вопросы:
Что такое
- спрос, величина спроса;
- закон спроса;
- предложение, величина предложения;
- закон предложения;
- равновесная цена (показать на графике);
- эластичность спроса, формула эластичности;
- эластичность предложения.
II. Следующий этап – изучение новой темы.
Перед одним учащимся ставится коробка с конфетами и ученик обязуется есть эти конфеты:
- по желанию;
- одну за одной;
- по команде учителя;
- по одной или горстями.
Само существование экономики, все производства связаны с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов. Давайте же зададимся вопросом: что же такое потребности?
Потребностей много. Их собрал и составил пирамиду человеческих потребностей американский социолог Абрахам Маслоу (сообщение ученика, получившего задание ранее). На доску повесить плакат “Пирамида человеческих потребности” и вместе с ребятами рассмотреть и разобрать его (замечательно, если он будет показан через проектор).
Потребность
в саморазвитии
Потребность
в уважении
(уважении со стороны др.
людей и самоуважении)
Социальные потребности
(потребности в любви, дружбе,
общении с людьми)
Потребность в безопасности
(защита от преступников и внешних врагов)
Физиологические потребности (еда, вода, одежда, жилье, воспроизведение рода)
“Пирамида человеческих потребностей” по А.Маслоу.
Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах (попросить учащихся привести примеры).
По мере того, как человек потребляет какое-либо благо или услугу, потребность его и ном насыщается. Здесь остановиться на ученике, поедающем конфеты. Отметить полезность и желаемость первых конфет. Но каждая последующая конфета приносит все меньше удовольствия. И наступает момент, когда конфеты будут нежелаемы и неполезны. Мы говорим, срабатывает закон убывающей предельной полезности. В результате подвести учащихся к закону убывающей предельной полезности.
Следующим этапом нашей работы является определение – кто же такой потребитель? Эта работа проводится в три этапа.
1 ЭТАП – Работа в парах. Учащиеся за партой выводят своё определение потребителя.
2 ЭТАП – Работа в группах. Учащиеся двух соседних парт объединяются и выводят по общей согласованности определение потребителя.
3 ЭТАП – Представитель из каждой группы зачитывает результат работы группы – определение потребителя.
Учитель на доске, основываясь на данные определения, рисует ромашку.
Кто такой потребитель.
Итак:
Потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд.
Теперь мне хочется обобщить все сказанное вами. Каждый человек в современном мире пользуется предметами, которые он приобрел за деньги. Потребителями, вне зависимости от профессии, пола, возраста, являемся все мы. Даже продавец, стоящий за прилавком – потребитель. Почему? И богатый бизнесмен тоже является потребителем, так как он ездит на “Мерседесе”, который купил. И даже президент страны является потребителем, так как костюм, который на нём надет, он тоже сшил не сам.
Потребителем является не только человек, который уже приобрёл товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что если вы обратились к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже стали его потребителем.
Возможна ситуация, когда один человек купил товар в подарок другому. Помните, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручен этот товар в качестве подарка, станет его потребителем. Возможен и такой вариант: фирма приобретает своим сотрудникам туристические путёвки. В этом случае сотрудники фирмы тоже являются потребителями, хотя и не сами оплатили услугу.
И последний момент. Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрёл товар для личных нужд.
Далее о суверенитете потребителя. Суверенитет потребителя – это его независимость, это право владельцев любых видов экономических ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием. Смысл этого на первый взгляд сложного определения прост. Если у человека, домашнего хозяйства есть экономические ресурсы (капитал, рабочая сила, недвижимость и т.д.), то за эти ресурсы домашнее хозяйство получает доходы. Так вот, суверенитет потребителя состоит в том, будут ли эти доходы потрачены на покупку тех или иных товаров или услуг, или нет. В покупке или отказе от покупки – независимость принятия решения потребителем.
Теперь ответим на вопрос – независимость от кого? Конечно же от тех, кто очень хотел бы, чтобы потребитель потратил свои деньги именно на его товары и услуги – от изготовителей и продавцов товаров.
А что угрожает независимости? Всеми правдами (тщательно изучая истинные потребности потребителей) и неправдами (скрывая и искажая информацию, обманывая потребителя), полуправдами (недобросовестная реклама, красивая упаковка некачественных товаров) продавцы пытаются заманить в свои “сети” потребителей. Они пытаются проникнуть в подсознательные области мозга потребителя с одним призывом – “Купи!”
Ученики в тетрадях записывают факторы, ограничивающие суверенитет потребителя:
- Монополизм производителя
- Непрофессионализм потребителя
- Введение нас в заблуждение (чистый обман)
- Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу.
Как потребителю обеспечить свой суверенитет? Главное он должен знать свои права.
Итак, приобретая что-либо за деньги, вы становитесь потребителями, а потребители и имеют свои права. Представьте, что вы зашли в магазин и, давайте с вами определим, на чтo вы имеете право?
Нa доске записывается учителем “Права потребителя”, а учащиеся сами фиксируют на ней свои высказывания. Например:
- на информацию
- на выбор
- на консультацию
- на добросовестное, качественное обслуживание
- на качество товара
- на возврат товара
- на замену товара
- на возмещение убытков
- на апробацию
- на здоровье
- на ошибку
- на защиту от агрессии
- на возмещение морального ущерба.
Существуют потребители, которые покупают товар для того, чтобы “выделиться из массы”, подчеркнуть своё особое положение. Поэтому во всех странах мира большой популярностью пользуются автомобили марки “Мерседес”. Их делают в ограниченном количестве и продают по очень высокой цене. Поэтому каждый, кто купил “Мерседес”, имеет (с его точки зрения) основание для того, чтобы смотреть на остальных сверху вниз. Это так называемое, демонстративное потребление”, впервые описал американский учёный Торстейн Веблен, с которым мы хотели бы вас познакомить. Выступление ученика с сообщением о нём на 3–5 минут.
Во многих странах существует государственный контроль качества некоторых продуктов с целью – больше информировать потребителя. Существует общество потребителей независимые общественные организации, которые помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами, а также исследуют потребительские свойства различных товаров и публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах. В России издаётся журнал “Спрос” и “Денежка” – желательно показать учащимся эти яркие и содержащие полезную информацию журналы.
Познакомить учащихся с “Законом о защите прав потребителя”, показать его и зачитать некоторые статьи на выбор.
Закон “О защите прав потребителей” – самый главный юридический документ целого комплекса законов – законодательства о защите прав потребителей. Закон “О защите прав потребителей” вступил в действие с апреля 1992 г. и теперь активно применяется потребителями всякий раз, когда ущемляются их права и особенно когда требуется их государственная или судебная защита. Также образованы Общества по защите прав потребителей. Есть оно и у нас в Чувашии.
В качестве закрепления предложить учащимся решить следующую задачу:
У станции метро стоят три продавца, торгующие бананами. Бананы из одной парши, цены 25, 22 и 18 рублей за килограмм. Тот продавец, который торгует дешевле коллег, улыбчив и вообще приятен во всех отношениях. Под шутки и прибаутки обслуживает довольных покупателей, не давая им возможности дождаться, когда стрелка весов замрёт, фиксируя окончательный вес. Зато и сам не замерзает и других не задерживает. Вопрос: какого продавца вы предпочтёте при условии, что качество бананов одинаково у всех троих?
Ребята высказываются.
Как показали многочисленные проверки, обвес при уличной торговле бананами колеблется от 10 до 500 граммов. Возьмём даже среднюю цифру 255 гр. И что получится? А получится, что по выбранному вами продавцу вы заплатили 18 рублей не за кг, а за 745 гр. Определите, во сколько вам фактически обошёлся один килограмм бананов. Требуются ли комментарии? (по данным журнала “Спрос”).
Попросите учащихся дома написать синквейн на слово “потребитель”.