Приготовление первых блюд ( 2ч.)
Цели урока:
1. Образовательные:
– познакомить учащихся с традициями и особенностями русской национальной кухни;
– изучить технологию приготовления супов.
2. Развивающие:
– развитие навыков работы в группе, презентации мини-проектов;
– развитие познавательной активности, творческого отношения к работе.
3. Воспитательные:
– формирование интереса к русской национальной кухне.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база – оборудование, посуда, инвентарь, плакат “Супы”, образцы “Виды нарезки овощей”, муляжи.
Дидактическое обеспечение – технологические карты, критерии оценки, алгоритм презентации творческой работы.
Методы обучения: демонстрационный, поисково-исследовательский, практический.
Тип урока: комбинированный.
Литература:
- Поскребышева Г. И. Православная кухня. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2000.-208с.
- Русская кухня. Поэтапные инструкции приготовления. – М.: издательство “Эксмо”, 2005. – 256с.
- Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий общественного питания/ Авт. – сост. Здобнов А.И, Цыганенко В.А., Пересичный М.И. – К.: А.С.К., 2001. – 656с.
Ход урока:
1. Организационный момент:
- проверка присутствующих;
- объявление темы, цели урока.
2. Проверка домашнего задания:
- изучить особенности приготовления супов в русской кухне
- представить мини-проект по теме “Русская национальная кухня”: разработать технологическую карту первого блюда по старинному рецепту, рассчитать калорийность 1 порции супа.
Актуализация знаний учащихся: историческая справка о традициях и особенностях русской национальной кухни.
Русская кухня, как и любая другая национальная кухня, сложилась под влиянием различных природных, социальных, экономических и исторических факторов.
Главная особенность русской национальной кухни – обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд; многообразие выпеченных изделий – пирогов, пирожков, кулебяк, калачей, шанег и др.; широкий ассортимент блюд из различных круп – каши, запеканки, крупеники.
Национальное русское кулинарное искусство за многие века своего развития сумело создать замечательные образцы сочетания круп с другими продуктами – овощами, молоком, яйцами, творогом, рыбой и т.д.
Другая отличительная особенность русской национальной кулинарии – разнообразие приемов тепловой обработки продуктов. Большое влияние на тепловую обработку продуктов оказала русская печь, которая существует уже около 4 тыс. лет. Она потребовала создания посуды особой формы (горшки, чугуны), а также определила своеобразные приемы жарки гусей, уток, кур, поросят – тушками, мяса – крупными кусками, запекание окороков целиком и др.
Третья особенность русской кухни заключается в том, что, используя различные продукты, народные кулинары создали целые группы своеобразных блюд, принесших нашей кухне заслуженную славу во всем мире: выпеченные изделия из дрожжевого теста, из крупы и рыбы; ни в одной кухне нет такого широкого ассортимента рыбных, мясных, овощных закусок и холодных блюд. С глубокой древности сохранился чрезвычайно богатый, всегда восхищавший иностранцев ассортимент первых блюд.
В результате взаимопроникновения и взаимовлияния русская кухня обогатилась новыми блюдами из других национальных кухонь, но, заимствуя блюда, русские люди применяли свою технологию их приготовления, поэтому они приобретали у нас свой особый вкус. Вот почему русская кулинария всегда оставалась самобытной и оригинальной.
Практическая часть
Вводный инструктаж:
- по охране труда и технике безопасности;
- о порядке работы;
- критерии оценки творческих работ учащихся (Приложение 1).
2. Санитарно-гигиеническая подготовка к уроку.
3. Организация учащимися рабочего места.
4. Работа в группах по приготовлению блюд по разработанной технологической карте.
5. Текущий инструктаж
Во время работы учитель наблюдает за соблюдением техники безопасности, личной гигиены, технологии приготовления, корректирует ошибки.
Подведение итогов
Устная презентация выполненной практической работы по алгоритму:
- название работы;
- историческая справка о супах в русской кухне;
- пищевая ценность блюда;
- технология приготовления;
- калорийность 1 порции;
- органолептическая оценка качества блюда;
- оценка работы (что получилось, что не получилось, что изменили бы и почему).
Ответы на вопросы присутствующих.
9. Заключительный инструктаж.
Органолептическая оценка учителем качества приготовленных блюд: замечания по допущенным нарушениям в ходе практической работы. Подведение итогов урока: оценить работу учащихся согласно критериям, прокомментировать оценки.
10. Постановка домашнего задания: разработать рекламу блюда, оформить мини-проект.
Уборка рабочих мест.
Технологическая карта
Тема: Русская национальная кухня. Первые блюда.
Щи кислые с фасолью в горшочках
№ | Продукты |
Нетто, грамм |
1. |
Фасоль | 100 |
2. |
Капуста квашеная | 250 |
3. |
Картофель | 150 |
4. |
Морковь | 50 |
5. |
Лук репчатый | 30 |
6. |
Масло растительное | 50 |
7. |
Бульон | 800 |
8. |
Соль, перец | По вкусу |
9. |
Сметана | По вкусу |
Выход: |
1000 |
Ход работы:
- Фасоль промыть, замочить на 4 часа, отварить.
- Квашеную капусту порезать, потушить с добавлением бульона, растительного масла.
- Лук, морковь нашинковать и пассировать в растительном масле.
- Картофель нарезать брусочком.
- В горшочки выкладываем картофель, добавляем бульон и в духовом шкафу провариваем 15 минут.
- Добавляем подготовленную капусту, фасоль, пассированные овощи, бульон, специи и томим в духовом шкафу 20 -30 минут до готовности.
- При подаче посыпаем рубленой зеленью.
- Подаем в горшочках.
- Отдельно подаем сметану.
В работе соблюдай технику безопасности и личную гигиену.
Технологическая карта
Тема: Русская национальная кухня. Первые блюда.
Борщ с крупой
№ | Продукты |
Нетто, грамм |
1. |
Бульон | 800 |
2. |
Геркулес | 100 |
3. |
Свекла | 100 |
4. |
Уксус столовый 3% | 16 |
5. |
Сахар | По вкусу |
6. |
Лук репчатый | 40 |
7. |
Морковь | 40 |
8. |
Жир | 20 |
9. |
Томатная паста (помидоры) | 30 |
10. |
Соль, перец | По вкусу |
11. |
Сметана | По вкусу |
Выход: |
1000 |
Ход работы:
- В кипящий бульон добавить геркулес и варить 10 минут.
- Лук, морковь нашинковать и пассировать с жиром.
- Свеклу нарезать соломкой и тушить с добавлением жира, бульона, уксуса, томата.
- В бульон с крупой добавляем пассированные овощи, подготовленную свеклу, соль провариваем.
- За 5 минут до готовности добавляют лавровый лист, перец, зелень (сахар по вкусу).
- Подача: наливаем борщ, посыпаем зеленью, добавляем сметану.
В работе соблюдай технику безопасности и личную гигиену.