Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации (СДСС) среднего образования для Европы определил те основные, ключевые компетенции, которые в результате образования должны освоить молодые европейцы. Соответственно и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”.
Ключевые компетенции в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы (Модернизация Российского образования) следующие:
- Политические и социальные компетенции, такие как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты не насильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов;
- Компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе, такие как понимание различий, уважение друг к другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений;
- Компетенции в области коммуникации, таких, как владение устным и письменным общением, несколькими языками и др.;
- Компетенции, связанные с обществом информации; такие как - владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.;
- Компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни.
Компетентностный подход к образованию способствует новому видению содержания образования, его методов и технологий. В глоссарии терминов ЕФО (1997) компетенция определяется, как: “ способность делать что-либо хорошо или эффективно”. Компетентный - по-латыни “знающий”.
Не секрет, что общество не устраивает качество знаний выпускников школы. Сегодня основная проблема - как сделать изучение основ наук доступным и интересным для каждого школьника.
При планировании уроков иностранного языка, как и любого предмета, учитель должен хорошо знать образовательные и педагогические технологии, которые он может использовать на уроке. Педагогическая технология имеет несколько определений. По краткому толковому словарю – это совокупность приемов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубины процессов педагогической деятельности, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса.
В современном образовательном процессе педагогические технологии подразделяются на:
- традиционные технологии
- педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- частнопредметные технологии
- альтернативные технологии
- природосообразные технологии
- технологии развивающего обучения
- технологии авторских школ
Кроме того, мы не должны забывать об образовательных технологиях, которые подразделяются:
- технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения)
- технологии развивающего обучения
- личностно-ориентированные технологии обучения
При выборе образовательных и педагогических технологий мы понимаем, что на одном уроке и даже в педагогическом процессе одного учителя не могут присутствовать все или большинство перечисленных технологий. При подготовке и анализе урока иностранного языка учителям необходимо разделять понятия “методика” и “технология”.
Сравнительная таблица методики и технологии обучения:
Параметры сравнения | Методика обучения | Технология обучения |
Опре- деление |
Отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику. | Совокупность способов организации
учебного процесса, направленных на оптимизации
учебно-образовательного процесса; Конструирование и применение методов и приемов для обеспечения эффективности учебного процесса. |
Предмет | Сфера пересечения профессиональной (преподавательской) деятельности учителя и научной области знаний в рамках учебного предмета. | Система форм и видов взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения, учитывающая возможности педагога и учащегося, адекватно применимая на различных учебных предметах. |
Задачи. | Устанавливаются нормативные
требования к обучающей деятельности учителя и
учащихся; Определяются методы, методические средства и организационные формы взаимодействия учителя и учащихся, наиболее полно отвечающие задачам обучения конкретной дисциплины; Учителю обеспечивается возможность постоянного обновления теоретических и методических знаний; Создаются условия для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим и методическим опытом. |
Обеспечивает решение одновременно трех
задач в процессе обучения:
учебно-познавательной,
коммуникативно-развивающей,
социально-ориентированной; Усиливает учебную мотивацию, оптимизирует систему оценки ЗУН учащихся; Вооружает конкретными приемами и навыками индивидуальной и групповой работы в процессе познавательной деятельности; Дает учащимся представление об основах автодидактики, способах получения, обработки, воспроизведения информации. |
Формы. | Семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов уроков; взаимопосещение уроков, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы “Учитель года” и др. | Урок, система занятий в виде “погружения”, деловой, ролевой игр, непосредственное и опосредованное учебное взаимодействие с учениками, педагогом, ТСО и т.д. |
Учитель иностранного языка постоянно должен работать над повышением своей профессиональной компетентности, в которую входит методическая компетентность и иноязычная компетентность, которая включает коммуникативную компетентность, языковую, речевую, социокультурную и лингвокультуроведческую. При анализе и самоанализе урока иностранного языка необходимо отследить деятельность учителя: организаторскую, обучающую, воспитательную и деятельность учащихся. Приложение Выступление.ppt
Необходимо обосновать выбор применяемых технологий, методов, приемов обучения для выполнения поставленных целей, задач урока. Большую роль играет соотношение видов речевой деятельности на уроке, целенаправленность упражнений, умение организовать общение. Одна из технологий применяемая учителями иностранного языка – это технология коммуникативного обучения. На уроке мы обращаем внимание на реализацию коммуникативного подхода, дифференцированного подхода к овладению языковым материалом, к учащимся, на реализацию принципа взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.
Деятельность учащихся оценивается по уровню познавательной активности на уроке, по уровню сформированности речевых умений языковых навыков, уровню лингвострановедческих и страноведческих знаний, коммуникативным навыкам учащихся.
В школе с углубленным изучением английского языка большое внимание уделяется формированию лингвострановедческих и страноведческих знаний. Для этого кроме урочной деятельности на старшей ступени обучения, учителями иностранного языка разработаны спецкурсы для учащихся 10-11-х классов: “Страноведение”, “Литература англоязычных стран”, “Основы технического перевода”.
В целом учитель иностранного языка, разрабатывая свой урок должен хорошо владеть педагогическими и образовательными технологиями, которые способствуют усвоению учебного материала учащимися, помогают сделать учебную деятельность интереснее и эффективнее.