Цель: приобщение учащихся к театральному искусству, обогащение духовных потребностей ребенка, развитие его творческой активности.
Задачи:
- пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
- освоить необходимые навыки актерской техники;
- развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой
- эмоциональный отклик;
- развить природные детские способности ребят: фантазию,
- воображение, внимание, контактность.
Пояснительная записка
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников.
Ведение кружка “Творчество” в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.
Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся.
Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений.
Программа кружка предназначена для детей 12-13 лет.
Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей.
Структуру программы составляют введение и три основных раздела, включающих вопросы технологии организации и постановки мини-спектаклей.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (в течение года должно быть проведено 68 часов).
Форма контроля деятельности кружка – отчетный спектакль перед родителями.
Предполагаемым результатом работы кружка является овладение детьми азами актерского мастерства, развитие творческих способностей, воображения, умения владеть собой во время публичных выступлений.
Программа содержит список литературы, необходимый для реализации программных требований.
Тематический план работы кружка
№ занятия | № темы | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | 1. | Введение. Задачи кружка. | 1 |
Раздел 1. Игровая театральная педагогика. | |||
2. | 1. | Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”. | 1 |
3. | 2. | Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”. | 1 |
4. | 3. | Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”. | 1 |
5. | 4. | Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”. | 1 |
Раздел 2. Об основах актерского мастерства. | |||
6. | 1. | Основы актерского мастерства. | 1 |
7. | 2. | Голос и речь человека. | 1 |
8. | 3. | Жест, мимика, движение. | 1 |
9. | 4. | Урок актерского мастерства на развитие памяти. | 1 |
10. | 5. | Практическое занятие на развитие внимания. | 1 |
11. | 6. | Творческое действие в условиях сценического вымысла. | 1 |
12. | 7. | Творческое взаимодействие с партнером. | 1 |
13. | 8. | Технология общения в процессе взаимодействия людей. | 1 |
14-15. | 9. | Беспредметный бытовой этюд. | 2 |
16. | 10. | Этюды на движение. | 1 |
17. | 11. | Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. | 1 |
18. | 12. | Беспредметный этюд на контрасты. | 1 |
19. | 13. | Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения. | 1 |
20. | 14. | Диалог. | 1 |
21. | 15. | Интонация, настроение, характер персонажа. | 1 |
22. | 16. | Образ героя. Характер и отбор действий. | 1 |
23. | 17. | Имитация поведения животного. | 1 |
24. | 18. | Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. | 1 |
25. | 19. | Обыгрывание элементов костюмов. | 1 |
Раздел 3. Театральная деятельность. | |||
26. | 1. | Целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства. | 1 |
27. | 2. | Конкурсы “Мим” и “Походка”. | 1 |
28. | 3. | Выразительность бессловесного поведения человека. | 1 |
29. | 4. | Ставим спектакль “Немое кино”. | 1 |
30. | 5. | Выбор произведения и работа над ним. | 1 |
32. | 6. | Распределение ролей. Чтение по ролям. | 1 |
33-34. | 7. | Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | 2 |
35. | 8. | Театральная постановка. | 1 |
36. | 9. | Анализ театральной программы. | 1 |
37-38. | 10. | Посещение театра. | 2 |
39. | 11. | Обсуждение спектакля. | 1 |
40-41. | 12. | Просмотр телеспектакля. | 2 |
42. | 23. | Обсуждение телеспектакля. | 1 |
43. | 24. | Старая сказка на новый лад “Красная шапочка”. | 1 |
44. | 25. | Работа по технике речи. | 1 |
45. | 26. | Работа по технике движения. | 1 |
46. | 27. | Подготовка оформления спектакля. | 1 |
47. | 28. | Эстетическое оформление и сценография спектакля. | 1 |
48-51. | 29. | Репетиция спектакля. | 4 |
52. | 30. | Организация участников, зрителей и гостей премьеры. | 1 |
53. | 31. | Выпуск спектакля. Премьера. | 1 |
54. | 32. | Анализ премьеры. | 1 |
55. | 33. | Юмористические миниатюры “Ох уж эти дети”. Распределение ролей. | 1 |
56-57. | 34. | Репетиционные занятия по технике речи. | 2 |
58-59. | 35. | Репетиционные занятия по технике движения. | 2 |
60. | 36. | Подготовка оформления спектаклей. | 1 |
61. | 37. | Эстетическое оформление спектаклей. | 1 |
62-64. | 38. | Репетиции. | 3 |
65. | 39. | Подготовка афиш. | 1 |
66. | 40. | Премьера. | 1 |
67. | 41. | Анализ спектакля. | 1 |
68. | 42. | Итоги за год. | 1 |
Список рекомендуемой литературы для игровых моментов
- Журнал “Воспитание школьников” № 4, 1998год.
- Журнал “Воспитание школьников” № 5, 1998год.
- Журнал “Воспитание школьников” № 6,1998год.
- Журнал “Воспитание школьников” № 4, 2004год.
- Журнал “Воспитание школьников” № 3, 2005год.
- Журнал Классный руководитель” № 6, 2001год.
- Журнал Классный руководитель” № 2, 2003год.
- Журнал Классный руководитель” № 7, 2003год.
- Журнал Классный руководитель” № 5, 2004год.
- Журнал Классный руководитель” № 7, 2005год.