В проекте модернизации российской системы образования отмечается, что развитие образования значительно отстает от темпов изменения жизни в стране и мире.
Между тем современная жизнь предъявляет человеку совершенно новые требования. Главными среди них являются:
- умение делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия;
- общественная активность и творческая инициатива;
- рационализм и эффективность;
- самостоятельность и личная целеустремленность;
- умение адаптироваться в условиях постоянных общественных изменений;
- видение ключевых проблем общественной жизни и стремление решать их, устанавливая взаимодействие с окружающими людьми.
Молодое поколение не обладает жизненным опытом, он приходит лишь с самим ходом человеческой жизни. Не зря одной из самых развивающихся педагогических областей является социализация молодежи.
Одним из средств социализации молодежи подросткового и юношеского возраста в современной педагогике служит самоуправление.
Самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей.
К началу 2004-2005 учебного года в гимназии накопился большой материал, полученный в ходе различных социологических опросов и психологических исследований. В результате анализа были выявлены вопросы, которые волнуют всех, кто имеет отношение к школе:
- как заинтересовать детей не только учебной деятельностью,
- как дать возможность детям реализовать свой личностный и творческий потенциал,
- каким образом можно выявлять и развивать коммуникативные качества?
Так коллективно были сформулированы цели, достичь которых возможно через вовлечение учащихся в реальные проблемные управленческие ситуации – организацию детского самоуправления. (Приложение 1)
В нашей гимназии сложились уникальные традиции, используя которые удалось разработать структуру детской организации самоуправления, работа в которой будет максимально эффективна. Так начала свою работу ДОС гимназии №9 г.Коломны «Флотилия «ИСТОК».
В работе «Флотилии «ИСТОК» реализуется вариативно-программный подход к деятельности детей. Ребята могут выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую созвучную душе программу, сами планировать сроки и темпы выполнения программ. В связи с этим вариативно-программный подход позволяет создать наиболее благоприятные условия для создания поля самореализации детей и развития самоуправления в детских объединениях и организации в целом.
В настоящее время детская организация самоуправления «Флотилия «ИСТОК» находится на этапе становления. Цели деятельности определяются совместно педагогами и учащимися. Постепенно предоставляется возможность детям самостоятельно определять цели своей деятельности. Поиск путей достижения целей осуществляется школьниками при консультативной помощи педагогов.
Одна из педагогических задач - оказание помощи детям в оценке друг друга с целью выявления лидеров своей группы и выбора своих организаторов. Для этого используется многоступенчатая система выборов и специально организованные занятия «Академии молодежного актива».
«Академия молодежного актива»
Программа психологической поддержки штурманов и капитанов Флотилии «ИСТОК»
…Приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.
А.Дистервег
Процесс подготовки учащихся к организаторской деятельности представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности.
В подготовке школьников к организаторской работе можно выделить три главных структурных компонента:
- Информационный. Детям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач;
- Операционный. Формирование у учащихся коммуникативных и организаторских навыков и умений, осуществляемое во время занятий;
- Практический. Работа в классах и объединениях, в процессе которой закрепляются приобретенные знания и умения.
В программе особое внимание уделено проблемам общения, его видам, приёмам, способам управления чувствами.
Форма проведения: занятия с использованием тренинговых упражнений.
Цели курса:
- Повышение общей социально-психологической адаптированности участников.
- Формирование навыков самопознания и самореализации
Задачи курса:
- Создание и пополнение запаса элементарных знаний в области психологии общения и психологии личности.
- Выработка устойчивых навыков конструктивного социального взаимодействия
- Выявление и развитие лидерских качеств.
«Юнги» (1 - 4 класс)
Цели:
- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам.
№ занятия |
Название и решаемые задачи |
Занятие №1. |
«Давайте знакомиться!». (Преодоление тревожности, создание ситуации заинтересованности друг другом). |
Занятие №2 |
«Как научиться разговаривать с людьми?». (Отработка навыков коммуникации). |
Занятие №3. |
«Что такое интонация?» (Отработка навыков вербального и невербального взаимодействия). |
Занятие №4. |
«Как научиться преодолевать трудности вместе?». (Тренировка навыков коммуникации в различных ситуациях). |
Занятие №5. |
«Как понять друг друга без слов?». (Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей). |
Занятие №6. |
«Умеешь ли ты дружить?». (Осознание собственного отношения к другим, развитие навыков рефлексии). |
Занятие №7. |
«Как научиться жить дружно?». (Развитие социальной восприимчивости, навыков поведения в критических ситуациях). |
Занятие №8. |
«Как воспитать характер?». (Формирование позитивной самооценки, тренировка умения отстаивать своё мнение). |
«Алые паруса» (5 – 8 класс)
Цели:
- Познание своих возможностей во взаимодействии с другими людьми.
- Тренировка способности установления и поддержания контакта в общении.
№ занятия | Название (по основному упражнению) и решаемые задачи |
Занятие №1. |
Знакомство. «10 секунд». (Создание позитивного эмоционального настроя, ситуации, способствующей лучшему узнаванию друг друга). |
Занятие №2 |
«Сито». (Тренировка в отборе необходимого материала из потока информации). |
Занятие №3. |
«Зеркало». (Развитие эмпатических возможностей участников, концентрация на невербальном языке). |
Занятие №4. |
«Эстафета чувств». (Развитие умения пользоваться языком жестов). |
Занятие №5. |
«Какие бывают вопросы». (Тренировка коммуникативных навыков). |
Занятие №6. |
«Приёмы эффективного слушания». (Комплексная отработка навыков слушания). |
Занятие №7. |
«Комплименты». (Отработка навыков получения и подачи обратной связи). |
Занятие №8. |
«Разговор начистоту». (Тренировка ответственного отношения друг к другу, возможность получения индивидуальной и групповой оценки своей личности). |
«Аврора» (9 – 11 класс)
Цели:
- Тренировка навыков эффективной коммуникации
- Выявление лидерских качеств и тренировка лидерских навыков
- Развитие самостоятельности в принятии решений
№ занятия |
Название (по основному упражнению) и решаемые задачи |
Занятие №1. |
Знакомы? Знакомы! «Реклама» (Создание позитивного эмоционального настроя, ситуации способствующей лучшему узнаванию друг друга). |
Занятие №2 |
«Лидер – это…». (Тренировка в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств). |
Занятие №3. |
«Круг и я». (Выработка стратегий поведения, группового взаимодействия). |
Занятие №4. |
«Ведущий дискуссии». (Освоение активных стилей общения, совершенствование лидерских умений). |
Занятие №5. |
«По-одному». (Тренировка слаженной групповой работы, развитие умения участников концентрироваться на партнере). |
Занятие №6. |
«Лабиринт». (Дать возможность участникам проявить лидерские качества). |
Занятие №7. |
«Печатная машинка». (Развитие навыка совместного решения групповой задачи). |
Занятие №8. |
«Ты настоящий творец». (Выявление и анализ эффективности основных стратегий управления). |