Цели урока:
- Познакомить с новой учебной книгой.
- Совершенствовать навык беглого выразительного чтения.
- Привитие навыков этикета речи.
- Совершенствовать навык здорового образа жизни.
- Развивать речь уч-ся, пополнять словарный запас.
Ход урока
1. Мотивационное начало
- Здравствуйте, дорогие ребята (зайцы). Улыбнитесь нам. Хотите узнать кто мы? Хорошо. Вы о нас узнаете в течение урока.
2. Рассматривание обложки. (Аннотация)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой книгой. Рассмотрите ее.
- Что нарисовано на обложке? (Заяц, кубики, зайчик в домике, мальчик).
- Как вы думаете, о чем может быть эта книга?
- Посмотрите, как называется эта книга.
А могут ли у солнышка быть капельки? Прочитав эту книгу, мы ответим на этот вопрос.
Откройте с. 1. Можно найти на обложке фамилию автора? Прочитайте.
Для кого написана эта книга?
Откройте с. 2 и на титульном листе прочитайте верхнюю строчку. Значит, эта книга – школьный учебник по чтению. На этой странице можно узнать, кто принимал участие в создании этой книги. Есть аннотация.
Что такое аннотация? (Маленький текст о том, для кого и зачем написана эта книга. Аннотацию имеют все книги.)
3. Знакомство с содержанием. (Содержание, раздел)
Откройте стр.206 Посмотрите, какая толстая книга. Мы ее будем читать до конца учебного года.
- Прочитайте самое верхнее слово на стр.206 “Содержание” - что это такое? (Все то, что содержит эта книга) На стр. есть строчки, выделенные красным цветом. Прочитайте их.
( “Раздел 1, 2,3….)
- Что значит слово раздел? (Книгу разделили на части. Каждая часть книги называется разделом.)
- Вы прочитали название 1 раздела. О чем мы будем читать в 1 разделе?
- В каждом разделе крупными буквами выделены слова. Что это за слова? Прочитаем
(Это фамилии людей. Кто они? Писатели, поэты.)
Значит, в этой книге собраны произведения разных авторов. А кто собрал эти произведения в одну книгу для чтения? (Екатерина Валерьевна и Рустам Николаевич Бунеевы собрали все эти произведения) Для чего же они собрали для нас эти произведения?
ЗСТ ( здоровье сберегающая пауза )
Поднимает руки класс – это “раз”
Повернулась голова – это “два”
Руки вниз, вперед смотри – это “три”
Руки в стороны пошире, развернули на “4”
С силой их к плечам прижать – это “5”
Всем ребятам тихо сесть – это “6”
4. Чтение обращения к первоклассникам.(микрорайон)
- Откройте стр. 3, прочитайте первую строчку.
- К кому обращаются авторы- составители? (К вам, первоклассникам)
Чтение обращения. 1—й абзац читает учитель.
- Для чего же эта книга? (Чтобы научиться хорошо читать )
- С кем знакомят авторы? ( С главным героем). Кто он? (Заяц. Веселый заяц Пус).
- Теперь продолжим чтение. (читают по предложениям)
Комментарий учителя и вопросы по ходу чтения:
- Где жили зайцы? Какая эта семья? Сколько их было?
- Каким был самый маленький зайчонок? Почему его звали ПУС?
(Давайте, попробуем выбрать из всех зайцев зайчика ПУСА)
- А как могли звать других зайчат? (Корх - короткий хвост; Длиуш- длинные уши; Белуш - белое ухо и т. п.)
- Какой была школа?
- Почему мама не разрешала зайчатам бегать к школе?
- Почему там могло быть страшно? (злые собаки, дети-драчуны и т. п.)
- Из пяти зайчат четверо послушных. А пятый? Как вы думаете, кто он был? (Заяц Пус). Правильно ли вы угадали? Почитаем дальше.
Молодцы, угадали! Читаем последнее предложение: “И вот однажды …” Что же могло случиться?
5. Работа по серии картинок стр. 4
Переверните страницу, рассмотрите картинки.
Чтение подписей к картинкам.
- Итак, однажды Пус близко подошел к школе. Посмотрите на 2-ю картинку, как расстроился ПУС: глазки грустные, ушки опустил. О чем он думал? Прочитайте
- Посмотрите на соседнюю картинку. Каким радостным, счастливым стал ПУС. Почему? Прочитайте. (Чтение подписей 3-й и 4-й картинкам).
Что такое заветное желание? Какое заветное желание было у Пуса? (ходить в школу)
Рассмотрите соседнюю картинку. Что произошло с Пусом? (превратился в мальчика А почему? Потому, что зайцы не ходят в школу…) И вот наш заяц Пус стал мальчиком. Прочитайте подпись к последней картинке. Как надо это прочитать? Посмотрите, как рад заяц Пус. Он не просто пошел в школу, а…?. Побежал!
6. З С П
Заяц Пус стал мальчиком и побежал в школу учиться. А, мы представим себе, что мы попали влез и станем на минутку животными
- Зайчиком, медведем, лисичкой, синицей, обезьяной.
7. Что делают в школе? ( учатся) Откройте, стр. 6. ПРОЧИТАЙТЕ
Первый урок вежливости
Дети читают 4 строчки вверху страницы.
- Как теперь зовут зайца Пуса? Посмотрите на друзей Пети. Вот Катя Персикова. Вы догадались, почему авторы-составители так ее назвали? (Хорошая, милая, скромная…).
- А какой Вова Колесников? (озорной, веселый, шустрый, любит играть в мяч..)
- Знают ли друзья Пети, что он - заяц Пус? (нет, он новенький среди ребят, и друзья помогают ему во всем.
Давайте прочитаем, что же советует Пете озорник Вова.
Учитель читает “вредный совет” Гр. Остера на стр.6.
Понравился ли совет Катюше? А вам? Прочитаем, что написано в низу страницы.
- Давайте посмотрим, чему же решила научить Катюша Петю на первом уроке вежливости. Прочитайте на стр. 7. КАК НАДО ЗДОРОВАТЬСЯ.
УЧЕНИЦА
Слово здравствуй очень старое . Связано со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово здравствуйте, желали другим людям быть здоровым, крепким, могучим, как дерево, дуб ,например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
- Правило №1 “Дети должны первыми здороваться со взрослыми”. Правильно ли это?
- Правило № 2 “Дети должны здороваться со всеми учителями….”(они взрослые)
- Правило №3 “Невежливо приветствовать издалека….”
Почему невежливо здороваться издалека?
Вернемся к Вовиному совету. Почему он не хотел говорить вежливые слова? (не хотел, чтобы его называли болтуном)
Можно ли Катюшу назвать болтушкой, если она здоровается со всеми взрослыми?
8. Поэтическая игра “Словарь вежливых слов”
- Какие еще вежливые слова, вы знаете?
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит ..(добрый день)
3.
Если больше есть не в силах,
скажем маме мы..(спасибо)
4.
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
5.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(прости, пожалуйста)
6.
И во Франции и Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
Какой это человек по характеру, который говорит: “здравствуйте”, “пожалуйста”, “спасибо”? (воспитанный, вежливый человек)
А кого же называют болтуном, болтушкой?
Конечно, мы понимает, что совет Григория Остера – это шутка. Но она нам помогла Пете понять очень важные вещи.
9. Ситуации (работа в парах)
- 1 ряд – в переполненном автобусе твой знакомый стоит впереди, а ты сзади. Как ты поздороваешься?
- 2 ряд – встретились два друга
- 3 ряд – Знакомый пожилой человек идет с тяжелой сумкой
10. Подведение итогов.
Что вы взяли полезного с сегодняшнего урока? Что запомнили?
Давайте на прощание подарим Пете песенку на память
Здравствуйте!
Ты скажешь человеку: здравствуйте!
Здравствуйте! – улыбнется он в ответ . –
Здравствуйте!
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И, наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много – много лет!
11. Рефлексия (красный, синий, зеленый карандаш)
Д/З (Прочитать советы Вовы и Кати; вопросы к обращению придумать ситуации; рисунки)