При проведении уроков физической культуры в начальной школе некоторое время у меня существовала проблема – слабое использование возможностей овладения теоретическими знаниями. Согласно комплексной программе, физическая культура представляет собой педагогический процесс, который решает следующие задачи физического воспитания: оздоровительные, развивающие, образовательные и воспитательные и объединяет основные компоненты – “Способы физкультурной деятельности” (операционный), “Физическое совершенствование” (мотивационный) и “Знания о физической культуре” (информационный). Темы для изучения третьего компонента регламентированы, но при том количестве учебных часов в год, при тех объемных требованиях, наполняемости классов, наличие (а скорее отсутствие) новых учебников, теоретическая подготовка отодвигалась на “второй план”, хотя усвоение теоретического материала – это тоже один из способов решения проблемы оздоровления учащихся. Больше времени на уроке всегда хочется отвести для практической работы, ведь очень тяжело и долго в начальных классах приходится доводить до двигательного навыка выполнение многих технических элементов.
Стремясь решать основные задачи физического воспитания, при этом не уменьшать, а даже увеличивать объем материала информационного компонента по физической культуре не в ущерб практической части, я разработала физкультурно-образовательную программу “Вестник здоровья”, предназначенную как для самих школьников, так и для их родителей и учителей. В лицее мы стали выпускать “Листки здоровья”, с помощью которых эта программа осваивается учениками.
Как выглядит “Листок здоровья”? Выпускаются “Листки здоровья” раз в неделю, они и стали решением той проблемы. Теперь необходимый основной теоретический материал по всем информационным блокам программы дети рассматривают не только на уроках физической культуры, но и дома с родителями, на уроках окружающего мира, истории, классных часах. Самое главное, чтобы информация на “Листках здоровья” не превышала объема печатного текста на листе форматом А-5, и текст должен быть достаточно крупный и ярко оформленный, чтобы привлечь и заинтересовать малышей. Второе условие – “Листок здоровья” должен быть у каждого ученика данного класса, в зависимости от темы. Дополнительные “Листки здоровья” вывешиваются в каждом классе, в спортивном уголке и в холле лицея.
Как мы готовим “Листки здоровья”? Часть материала по темам я подбираю сама, использую учебники, журналы по физической культуре, справочники, художественную литературу, ИНТЕРНЕТ и пр., например: “Наказ юным физкультурникам”. Определенные темы в программе готовит медицинский работник лицея, например: “Правила питания”, “Наша осанка”. Некоторые “Листки здоровья” я готовлю с учителями ОБЖ, истории и биологии. Весь материал готовится в соответствии с возрастными возможностями и подготовленностью учащихся. К активному процессу создания “Листков здоровья” привлекаются и дети с родителями в виде творческого домашнего задания. Такие задания часто получают дети специальной медицинской группы и освобожденные от уроков физической культуры по состоянию здоровья. Эта форма работы апробирована и с успехом используется в нашем лицее.
Цель программы:
Организация оздоровительной и физкультурно-образовательной работы в лицее с целью повышения общего культурного и физического уровня обучающихся, способствующего формированию навыков здорового образа жизни, вовлечению в регулярные занятия физкультурой и спортом, укреплению и сохранению здоровья детей в процессе обучения.
Основные задачи программы:
- углублять содержание предмета за счет теоретических знаний, не изменяя объем двигательной активности;
- формировать общие представления о физической культуре, её значении в жизни человека;
- повышать эффективность усвоения практического материала через самостоятельность и познавательную активность обучающихся;
- стимулировать стремление детей к здоровому образу жизни, к улучшению своего физического состояния.
- продолжать формирование у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Принципы реализации программы:
- Принцип сознательности и активности. Его реализация предполагает формирование осмысленного отношения к общим и конкретным задачам программы.
- Принцип системности и целесообразности реализуется при помощи четкого определения места и значения каждого вопроса в системе физического воспитания.
- Принцип индивидуализации. Реализация этого принципа базируется на создании условий для самоизучения теоретического материала.
- Принцип доступности реализуется в подготовке “Листков здоровья” с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Программа “Вестник здоровья” состоит из 6 теоретических информационных блоков:
- Физкультура и спорт.
- Наш организм и здоровье.
- Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества.
- Подвижные и спортивные игры.
- Олимпийское движение.
- Безопасность во время занятий физкультурой и спортом.
Программный материал и теоретические вопросы:
1 блок – Физкультура и спорт
- Наказ юным физкультурникам
- Что вы знаете о физической культуре
- Что относится к основным занятиям по физической культуре
- Зачем нужна утренняя гимнастика
- Как появилась физическая культура у древних народов
- Физкультурная азбука
- Программы здоровья семьи на каникулах (осенних, зимних, весенних)
- Что такое спорт
- Виды спорта, развитые в нашем городе
- Лучшие спортсмены города
- Зимние виды спорта
2 блок – Наш организм и здоровье
- Здоровье и здоровый образ жизни
- Твой организм, основные части тела
- Сердце, его работа
- Работа мышц при выполнении физических упражнений
- Легкие человека, дыхание при выполнении физических упражнений
- Дыхательная гимнастика
- Что вы знаете о личной гигиене
- Закаливание организма
- Процедура закаливания способом обтирания
- Осанка человека
- Упражнения на формирование правильной осанки
- О правилах питания
- Витамины в жизни человека
- Вода и питьевой режим
- Режим дня школьника
3 блок - Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества
- Способы передвижения человека
- Что такое физическое упражнение и физическая подготовка
- Что такое физическая нагрузка
- Как составить комплекс упражнений
- Физическое качество – сила, упражнения для его развития
- Физическое качество – быстрота, упражнения для его развития
- Физическое качество – выносливость, упражнения для его развития
- Физическое качество – гибкость, упражнения для его развития
- Физическое качество – ловкость, упражнения для его развития
- Что такое равновесие и как его измерить
4 блок - Подвижные и спортивные игры
- Русские народные игры
- Снова “Классы”
- Правила честной игры
- Игры с мячом
- Как появился мяч, виды мячей
- Игры со скакалкой
- Дружно играем на переменах
- Президентские состязания
- Популярные спортивные игры
5 блок - Олимпийское движение
- Как появились олимпийские игры
- Миф о Геракле
- Современные Олимпийские игры
- Символы Олимпиады
- Принципы и клятва Олимпийских Игр
- Российские олимпийцы
- Олимпийские чемпионы города
- Новые олимпийские виды спорта
- Афины 2004
- Турин 2006
6 блок – Безопасность во время занятий физкультурой и спортом
- Внимание и память при обучении новым движениям
- Травмы зимой и летом, в спортзале и на улице
- Основные правила поведения в спортзале
- Правила предупреждения травматизма
- Правила безопасности во время уроков физической культурой
- Спортивная одежда и обувь
- Подбор инвентаря и оборудования
- Контроль за нашим самочувствием
Ожидаемые результаты:
Реализация программы “Вестник здоровья” позволит:
- Повысить интерес учащихся к предмету “Физическая культура”.
- Овладеть учащимся специальными теоретическими знаниями, необходимыми для уроков и самостоятельных занятий физической культурой.
- Развивать у учащихся физические качества и формировать двигательные умения.
- Сохранять здоровье учащихся лицея.
- Развивать познавательные способности учащихся.
- Повысить внимание родителей к вопросам физического воспитания детей.