Физкультурно-образовательная программа "Вестник здоровья" для учащихся 1–4-х классов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


При проведении уроков физической культуры в начальной школе некоторое время у меня существовала проблема – слабое использование возможностей овладения теоретическими знаниями. Согласно комплексной программе, физическая культура представляет собой педагогический процесс, который решает следующие задачи физического воспитания: оздоровительные, развивающие, образовательные и воспитательные и объединяет основные компоненты – “Способы физкультурной деятельности” (операционный), “Физическое совершенствование” (мотивационный) и “Знания о физической культуре” (информационный). Темы для изучения третьего компонента регламентированы, но при том количестве учебных часов в год, при тех объемных требованиях, наполняемости классов, наличие (а скорее отсутствие) новых учебников, теоретическая подготовка отодвигалась на “второй план”, хотя усвоение теоретического материала – это тоже один из способов решения проблемы оздоровления учащихся. Больше времени на уроке всегда хочется отвести для практической работы, ведь очень тяжело и долго в начальных классах приходится доводить до двигательного навыка выполнение многих технических элементов.

Стремясь решать основные задачи физического воспитания, при этом не уменьшать, а даже увеличивать объем материала информационного компонента по физической культуре не в ущерб практической части, я разработала физкультурно-образовательную программу “Вестник здоровья”, предназначенную как для самих школьников, так и для их родителей и учителей. В лицее мы стали выпускать “Листки здоровья”, с помощью которых эта программа осваивается учениками.

Как выглядит “Листок здоровья”? Выпускаются “Листки здоровья” раз в неделю, они и стали решением той проблемы. Теперь необходимый основной теоретический материал по всем информационным блокам программы дети рассматривают не только на уроках физической культуры, но и дома с родителями, на уроках окружающего мира, истории, классных часах. Самое главное, чтобы информация на “Листках здоровья” не превышала объема печатного текста на листе форматом А-5, и текст должен быть достаточно крупный и ярко оформленный, чтобы привлечь и заинтересовать малышей. Второе условие – “Листок здоровья” должен быть у каждого ученика данного класса, в зависимости от темы. Дополнительные “Листки здоровья” вывешиваются в каждом классе, в спортивном уголке и в холле лицея.

Как мы готовим “Листки здоровья”? Часть материала по темам я подбираю сама, использую учебники, журналы по физической культуре, справочники, художественную литературу, ИНТЕРНЕТ и пр., например: “Наказ юным физкультурникам”. Определенные темы в программе готовит медицинский работник лицея, например: “Правила питания”, “Наша осанка”. Некоторые “Листки здоровья” я готовлю с учителями ОБЖ, истории и биологии. Весь материал готовится в соответствии с возрастными возможностями и подготовленностью учащихся. К активному процессу создания “Листков здоровья” привлекаются и дети с родителями в виде творческого домашнего задания. Такие задания часто получают дети специальной медицинской группы и освобожденные от уроков физической культуры по состоянию здоровья. Эта форма работы апробирована и с успехом используется в нашем лицее.

Цель программы:

Организация оздоровительной и физкультурно-образовательной работы в лицее с целью повышения общего культурного и физического уровня обучающихся, способствующего формированию навыков здорового образа жизни, вовлечению в регулярные занятия физкультурой и спортом, укреплению и сохранению здоровья детей в процессе обучения.

Основные задачи программы:

  • углублять содержание предмета за счет теоретических знаний, не изменяя объем двигательной активности;
  • формировать общие представления о физической культуре, её значении в жизни человека;
  • повышать эффективность усвоения практического материала через самостоятельность и познавательную активность обучающихся;
  • стимулировать стремление детей к здоровому образу жизни, к улучшению своего физического состояния.
  • продолжать формирование у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Принципы реализации программы:

  1. Принцип сознательности и активности. Его реализация предполагает формирование осмысленного отношения к общим и конкретным задачам программы.
  2. Принцип системности и целесообразности реализуется при помощи четкого определения места и значения каждого вопроса в системе физического воспитания.
  3. Принцип индивидуализации. Реализация этого принципа базируется на создании условий для самоизучения теоретического материала.
  4. Принцип доступности реализуется в подготовке “Листков здоровья” с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Программа “Вестник здоровья” состоит из 6 теоретических информационных блоков:

  1. Физкультура и спорт.
  2. Наш организм и здоровье.
  3. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества.
  4. Подвижные и спортивные игры.
  5. Олимпийское движение.
  6. Безопасность во время занятий физкультурой и спортом.

Программный материал и теоретические вопросы:

1 блок – Физкультура и спорт

  • Наказ юным физкультурникам
  • Что вы знаете о физической культуре
  • Что относится к основным занятиям по физической культуре
  • Зачем нужна утренняя гимнастика
  • Как появилась физическая культура у древних народов
  • Физкультурная азбука
  • Программы здоровья семьи на каникулах (осенних, зимних, весенних)
  • Что такое спорт
  • Виды спорта, развитые в нашем городе
  • Лучшие спортсмены города
  • Зимние виды спорта

2 блок – Наш организм и здоровье

  • Здоровье и здоровый образ жизни
  • Твой организм, основные части тела
  • Сердце, его работа
  • Работа мышц при выполнении физических упражнений
  • Легкие человека, дыхание при выполнении физических упражнений
  • Дыхательная гимнастика
  • Что вы знаете о личной гигиене
  • Закаливание организма
  • Процедура закаливания способом обтирания
  • Осанка человека
  • Упражнения на формирование правильной осанки
  • О правилах питания
  • Витамины в жизни человека
  • Вода и питьевой режим
  • Режим дня школьника

3 блок - Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества

  • Способы передвижения человека
  • Что такое физическое упражнение и физическая подготовка
  • Что такое физическая нагрузка
  • Как составить комплекс упражнений
  • Физическое качество – сила, упражнения для его развития
  • Физическое качество – быстрота, упражнения для его развития
  • Физическое качество – выносливость, упражнения для его развития
  • Физическое качество – гибкость, упражнения для его развития
  • Физическое качество – ловкость, упражнения для его развития
  • Что такое равновесие и как его измерить

4 блок - Подвижные и спортивные игры

  • Русские народные игры
  • Снова “Классы”
  • Правила честной игры
  • Игры с мячом
  • Как появился мяч, виды мячей
  • Игры со скакалкой
  • Дружно играем на переменах
  • Президентские состязания
  • Популярные спортивные игры

5 блок - Олимпийское движение

  • Как появились олимпийские игры
  • Миф о Геракле
  • Современные Олимпийские игры
  • Символы Олимпиады
  • Принципы и клятва Олимпийских Игр
  • Российские олимпийцы
  • Олимпийские чемпионы города
  • Новые олимпийские виды спорта
  • Афины 2004
  • Турин 2006

6 блок – Безопасность во время занятий физкультурой и спортом

  • Внимание и память при обучении новым движениям
  • Травмы зимой и летом, в спортзале и на улице
  • Основные правила поведения в спортзале
  • Правила предупреждения травматизма
  • Правила безопасности во время уроков физической культурой
  • Спортивная одежда и обувь
  • Подбор инвентаря и оборудования
  • Контроль за нашим самочувствием

Ожидаемые результаты:

Реализация программы “Вестник здоровья” позволит:

  1. Повысить интерес учащихся к предмету “Физическая культура”.
  2. Овладеть учащимся специальными теоретическими знаниями, необходимыми для уроков и самостоятельных занятий физической культурой.
  3. Развивать у учащихся физические качества и формировать двигательные умения.
  4. Сохранять здоровье учащихся лицея.
  5. Развивать познавательные способности учащихся.
  6. Повысить внимание родителей к вопросам физического воспитания детей.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4