Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания.
Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками.
Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей и подростков не только в организованных коллективах, но и в семье. Установлено, что в благополучных семьях нервно-психические расстройства у детей встречаются в 3 раза реже, чем в неблагополучных (26,8% против 82,3%), выраженные заболевания органов пищеварения – в 2,5 раза (14,9% против 39,9%), ЛОР-органов – в 1,5 раза, количество часто болеющих детей различается в 6 раз.
Продолжает возрастать число детей отнесенных по состоянию здоровья к людям с ограниченными возможностями.
У нас в лицее в 2002-2003 учебном году – 36 человек освобождены от уроков физкультуры.
105 человек отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
137 человек относятся к подготовительной группе.
В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Поэтому мы и ищем новые формы организации работы с детьми.
Движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. Недаром в народе говорят: “Здоровому все здорово!” Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Человек сам творец своего здоровья!
В 2002-2003 учебном году впервые в лицее был проведен марафон по физической культуре среди 6, 8, и 10 классов в рамках интеллектуального марафона “Я– здоровый человек”. Это новая форма, она была очень интересна как для учеников, так и для учителей. К этому мероприятию дети готовились в течение января– апреля месяца. Конкурс состоял из 4-х этапов: Я знаю, Я могу, Я понимаю, Я делаю. Результаты конкурсов суммировались и определялся победитель.
Ниже приводится программа марафона.
Проведение марафона позволило повысить интерес учащихся к здоровому образу жизни. Марафон стал проводиться ежегодно. Что вызывает повышенный интерес у учащихся. Они стали больше готовиться к марафону, уделять внимание не только урокам физической культуры, но и дополнительным занятиям по предмету. Расширились их интересы и в теоретических знаниях.
Итогами марафона стали:
- повышения интереса к предмету “физическая культура”;
- увеличение на 11, 5 % занимающихся в спортивных секциях;
- успешное выступление учащихся лицея на предметной олимпиаде по “физической культуре на районе, городе и области.