Оценка успеваемости по предмету “Физическая культура” часто вызывает конфликты между учителями, учениками и их родителями, так как спортивные педагоги как правило, не находят достаточно убедительной аргументации выставленной оценке. В настоящее время сложилась система определения результативности педагогического процесса, построенная, главным образом, на принципах комплексной оценки уровня достижений учащихся, при этом интенсивность созревания организма, особенности физического развития (длина и масса тела) и типы телосложения (астеноидный, дигестивный, торакальный, мышечный) часто не учитываются.
Занимающимся с большей длиной и массой тела легче даются метания, в тоже время им значительно сложнее овладеть техникой данного упражнения и показать высокие результаты в беге на выносливость. Школьники с небольшими габаритными показателями тела быстрее достигают успехов в упражнениях циклического характера, требующих проявления выносливости, а учащиеся с относительно высоким ростом и незначительной массой тела успешнее других выступают в прыжковых видах легкой атлетики.
Рекомендованные Министерством образования России программы по физическому воспитанию для общеобразовательной средней школы ориентируют учителя на учет индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их темпами биологического созревания, уровнями физического развития и двигательной подготовленности. Однако конкретные методические подходы, указания и разработки в данном направлении практически отсутствуют.
Входе исследования нами были выделены основные критерии дифференцированного оценивания физической подготовленности школьников: конституциональные особенностей телосложения, уровень биологического созревания и антропометрические данные школьников.
Анализ соотношения школьного контингента в возрасте 7-17 лет показывает, что 57,1 % занимающихся относятся к торакальному типу телосложения, число лиц с дигестивным типом телосложения составляет 16,7 %, астеноидным - 14,7 %, мышечным – 11,5 % (табл. 1). У большинства испытуемых (72,1 %) паспортный возраст соответствует биологическому.
В месте с тем, в разные периоды онтогенеза нами выявлены несколько другие соотношения данных контингентов. В препубертатный период отмечается наибольшая доля (77,7 %) учащихся, паспортный возраст которых соответствует биологическому, а в пубертатный и постпубертатный периоды выявлено снижение доли данного контингента. Во всех группах второе место занимают испытуемые с отстающим уровнем созревания организма.
Изучение важности таких факторов, как возраст, уровень биологического развития и тип телосложения в изменчивости признаков, провели по восьми показателям. Из результатов дисперсионного анализа следует, что ведущим фактором изменчивости обсуждаемых показателей в возрасте 7-11 лет является паспортный возраст. Наиболее существенно значимость возрастного фактора выражена при изменении показателей бега на 30 м (46,3 %) и метания набивного мяча (36,6 %).
В возрасте 12-15 лет доминирующим фактором изменения показателей является уже уровень биологического созревания организма. Наибольшая значимость данного фактора выявлена при изменении показателей бега на 30 м (37,7%), 6-минутного бега (35,0 %) и прыжка в длину с места (34,5 %).
Тип телосложения – доминирующий фактор изменения показателей физической подготовленности у 16-17-летних школьников. Наибольшая значимость этого компонента выявлена при изменении показателей поднимания и опускания туловища (41,1%) и подтягивание на перекладине (32,7%).
Следовательно, возраст и пол, общепринятые факторы при разработке нормативов, не являются исчерпывающими для исчисления значений обсуждаемых показателей физической подготовленности.
Обследование 624 учащихся в возрасте 7-17 лет позволило выявить влияние их антропометрических показателей на результативность различных двигательных заданий, полученных на основе парных и частных коэффициентов корреляции. Данные показатели взаимосвязи анализируемых характеристик часто не совпадали. Мы отдали предпочтение материалам, полученным на основе частных коэффициентов корреляции, которые, по нашему мнению, более объективно отражали интересующую нас взаимосвязь показателей.
Ростовые показатели школьников в возрасте 7-12 лет оказывают достоверное влияние на их результативность в 6-минутном беге, в 7-10 и 13-14 лет – в беге на 1000 м, в 11-17 лет – в прыжке в высоту. Достоверное влияние массы тела на результаты в шестиминутном беге проявляется только в возрасте 7-8 лет, в подтягивании на высокой перекладине – в 11-12 лет, в беге на 1000 м - в 7-8 лет, в прыжке в высоту – в 11-14 лет.
Таким образом, росто-весовые показатели оказывают разное влияние на двигательные возможности школьников в возрасте 7-17-ти лет. В одни возрастные периоды антропометрические показатели вносят существенный вклад в достижение спортивного результата, в другие – оказывают меньшее воздействие. Поэтому только оптимальные росто-весовые показатели школьников способствуют значительному повышению их результативности в различных двигательных заданиях школьной программы.
Сопоставление антропометрических показателей школьников, занимающихся и не занимающихся спортом, также убеждает нас в важности рассматриваемой проблемы. По нашим данным, юные спортсмены существенно превосходили по показателям длины и массы тела школьный контингент, не занимающийся спортивной деятельностью.
В возрастном периоде 7-10 лет прослеживается тенденция преимущества учащихся с ярко выраженным опережающим биологическим развитием, особенно в беге на 30 и 60 м, прыжке в длину с разбега и прыжке в длину с места. Основная же масса школьников этого возраста находится в одном двигательном диапазоне.
К 10-летнему возрасту начинает проявляться существенное преимущество школьников мышечного типа телосложения в отдельных упражнениях, особенно в прыжке в длину с места и челночном беге 3?10 м. Учащиеся астеноидного типа показывают более высокие результаты в 6-минутном беге и в подтягивании на перекладине.
В возрастном периоде 11-14 лет наглядно проявляется зависимость конституциональных особенностей и уровней созревания организма школьников на их результативность в различных двигательных заданиях, что подтверждает целесообразность учета данных характеристик при оценке физической подготовленности.
У 15-17-летних юношей мышечного типа телосложения четко прослеживается тенденция их преимущества по большинству анализируемых показателей, характеризующих уровни развития физических способностей.
Таким образом, отчетливо прослеживаются различия в показателях физической подготовленности школьников одного хронологического возраста, но разного типа телосложения. Причем, эти различия с возрастом усиливаются.
Опрос 934 учащихся средних школ № 33, 82, 102 г. Волгограда свидетельствует о том, что большинство респондентов указывают о существенном влиянии типов телосложения занимающихся на их результативность в различных двигательных действиях, особенно в прыжках, метаниях и длительном беге.
По материалам обследования, 39,4 % мальчиков младшего, 61,3 % среднего школьного возраста и 79,4 % старшеклассников указывают на наличие преимущества более высокорослых занимающихся в легкоатлетических упражнениях школьной программы. Младшие школьники такое преимущество в основном видят только в прыжковых видах легкой атлетики. Подростки отмечают это преимущество в беге на короткие дистанции и прыжковых видах, а старшеклассники указывают, что более высокий показатель длины тела дает им преимущество в прыжках, в беге на короткие дистанции и в метании гранаты.
Школьники всех возрастных групп отмечают, что большая масса тела отрицательно влияет на результаты во многих легкоатлетических упражнениях, только в метании снаряда данный показатель дает им некоторое преимущество.
Нами также было опрошено 64 учителя физической культуры. Большинство школьных спортивных педагогов отмечали влияние особенностей телосложения учащихся на их результативность в различных двигательных заданиях школьной программы. По мнению учителей, оценка по физической культуре необъективно отражает двигательные возможности школьников при выполнении программных нормативов по физической культуре. Педагоги убеждены, что традиционный способ оценивания физической подготовленности формирует у учащихся них негативное отношение к урокам физической культуры, снижает интерес к занятиям физическими упражнениями, не стимулирует детей к двигательной активности.
На наш взгляд, в учебный процесс общеобразовательной школы целесообразно ввести 100-бальную рейтинговую систему оценки показателей физической подготовленности. Данная система оценки показателей обладает следующими преимуществами перед традиционными способами контроля: результаты проверки в шкалах содержат большое число градаций; сравнение достижений учащихся в классах и составление рейтингового списка; объективность и точность оценки контролируемых показателей; выявление ведущих и отстающих компонентов подготовленности.
Оценка “неудовлетворительно” включала показатели от 20 до 40 баллов, “удовлетворительно” - от 40 до 60 баллов, “хорошо” - от 60 до 80 баллов, “отлично” - от 80 до 100 баллов.
Ниже приведена методика проведение дифференцированного оценивания юношей с учетом их конституциональных особенностей.
Анализ состояния проблемы дифференцированного оценивания физической подготовленности и наши собственные разработки позволяют заключить:
1. Антропометрические показатели, конституциональные особенности и уровни созревания организма – наиболее значимые критерии дифференцированного оценивания физической подготовленности школьников одной возрастно-половой группы.
Высокая значимость в реализации двигательных возможностей, доступность и простота в регистрации, практическом применении, тесная взаимосвязь с биомеханической структурой физических упражнений и интенсивностью созревания организма делают показатели длины и массы тела приоритетными в оценивании двигательных возможностей школьников.
2. В период обучения в школе показатели длины и массы тела оказывают разное влияние на двигательные возможности учащихся. Наибольшее суммарное влияние данных характеристик проявляется в пубертатный период. Выявлена специфика соотношения антропометрических показателей в различных двигательных заданиях: в метании снарядов доминирующее влияние на результат оказывает показатель массы тела; в спринтерском беге, в прыжке в высоту и прыжке в длину заметное преимущество имеют уже высокорослые и относительно легкие по весу школьники, а в беге на выносливость лидерами становятся ученики среднего и выше среднего роста (относительно небольшой показатель массы тела).