Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – в моем творчестве”.
С.Есенин.
Цели урока:
1. Через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта (лица необщее выражение”) в раскрытии темы Родины и природы. | 1. Самостоятельно проанализировать стихотворения (по группам), проследить, как раскрывается в них тема Родины и природы. |
2. Развивать у учащихся навыки самостоятельного постижения лирики Есенина, соотнесения их со своими внутренними представлениями | 2. Уметь находить изобразительно-художественные средства, определять их роль в тексте |
3. На примере лирики С.Есенина воспитывать любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость. | 3. Развивать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений Есенина. |
План – схема урока.
Содержание этапов | Методы: словесньий, наглядный, репродуктивный, продуктивный. |
1. Этап акгуализации опорных знаний. (Презентация урока) | Приемы: беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, чтение наизусть, устные выступления учащихся. |
2. Корректировка и углубление результатов самоосмысления и постижения поэта. Кроссворд “На родине поэта”. (9 слайд) | Основная форма работы на уроке — групповая. |
3. Этап усвоения нового материала. Тест “Загадки строкой – Есенина”.(9 слайд) | Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, определение тропов, выразительное чтение. |
4. Этап углубления результатов. | Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо. |
5. Этап подведения итогов. Показ 11-12 слайдов. | |
6. Домашнее задание. |
Подготовка к уроку:
Учащиеся: получили опережающее задание — чтение, говорение, слушание, письмо, прочитать стихотворения: “Гой ты, Русь моя родная... “Низкий дом с голубыми ставнями”, Я покинул родимый дом...”, Несказанное, синее, нежное... Подумать, какая тема, какой образ объединяет эти стихотворения.
Учитель: приготовить презентацию урока, портрет поэта, репродукции картин Шишкина, Левитана.
Ход урока.
1. Этап актуализации опорных знаний (презентация этапа урока, показ 1-8 слайдов.)
Задача: восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности С.Есенина и его жизни.
2. Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта.
Задача: понять и раскрыть истоки творчества С. Есенина. Подвести учащихся к пониманию того, что все творчество С.Есенина сливается в три важные для него темы: природа, родной край и любовь (подробно останавливаемся на последних двух).
3. Этап усвоения нового материала.
Задача: проследить, как же создается образ Родины и природы Есениным, выявить основные мотивы, особенность поэтического строя есенинской лирики.
Обсуждение, выразительное чтение и анализ стихотворений по группам.
Каждая группа получает карточку с указанным стихотворением С.Есенина. (Члены других групп по ходу анализа стихотворений делают записи в своих тетрадях).
Стихотворения для выразительного чтения и анализа:
– “Гой, ты Русь моя родная...”
– Низкий дом с голубыми ставнями...”
– “Я покинул родимый дом...” “ Несказанное,
синее, нежное...”
Вопросы и задания для анализа (записаны на
доске).
1. Какие образы вы увидели в прочитанном
стихотворении?
2. Найти художественно-выразительные средства,
определить их роль в создании образов.
3. каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?
4. Какие чувства вызвало у вас прочитанное
стихотворение?
Вывод: какие темы главные в лирике С.Есенина? (Тема Родины и природы).
4. Этап углубления результатов осмысления лирики С.Есенина.
Задача: определить какую роль играет цвет в поэзии Есенина.
1. Каждая группа приводит примеры того, как работает цвет в стихотворениях Есенина. (Подвести к пониманию того, что цвет у Есенина экспрессивен: “синий”– синоним слову нежный, голубой – эпитет Руси: “голубая Русь.)
2. Учащиеся отмечают, что голубой, синий – краски неба, золотой – колосящиеся поля и т.д. — в поэзии Есенина сопоставимы с палитрой русской живописи.
5. Этап подведения итогов урока.Беседа учителя с учащимися.
Задача:
1. Обобщить и закрепить полученные на уроке
знания учащихся о лирике Е.Есенина.
2. Выявить восприятие учащимися стихотворений
Есенина, посвященных теме родины, природы.
3. Слово учителя: Действительно,
всенародное признание этого поэта есть нечто
гораздо большее, чем только популярность. До
последнего вздоха Сергей Есенин любил свою
Родину и с первых своих шагов принадлежал ей.
Вопросы:
Что нового вы узнали о личности поэта и его
лирике? Какой след в душе оставила лирика Есенина
и сам поэт?
Вывод: И хочется закончить наш урок словами самого Сергея Есенина “ моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”
6. Домашнее задание (контроль усвоенного).
1. Выучить наизусть одно из стихотворений
Есенина (на выбор).
2. Мини-сочинение на одну из тем:
“Мой Есенин”.
Стихотворение Есенина, которое меня
взволновало”.
“Природа и Родина в лирике Есенина”.
Замечание к уроку.
Этот урок продолжает формировать умение учащихся анализировать поэтический текст: определять тему, идею, мотив стихотворения, находить тропы, определять их значение и роль в тексте, выразительно читать поэтическое произведение.
В презентации к уроку использованы
репродукции с картин художников:
Л И.Шарлемана “Портрет поэта”.
АРамодановской “Заокские дали”.
Д.Белюк “Живой родник”.
Музыкальное сопровождение: произведение
Вивальди из цикла “Времена года”.