Принципы педагогического наследия А.С. Макаренко в жизни школы

Разделы: Общепедагогические технологии


Едва ли найдётся в Волгоградской области много школ, история которых насчитывает почти полтора века. Даниловская муниципальная средняя общеобразовательная школа имени А.С.Макаренко 10 ноября 2006 г отметила 145 лет со дня основания. И уже более полувека наша школа носит имя великого педагога и просветителя А.С.Макаренко. Конечно, великое имя присвоено не вдруг. Этому замечательному событию предшествовала огромная работа коллектива единомышленников – педагогов и учащихся под руководством директора И.И.Кирсанова.

И.И.Кирсанов, талантливый педагог и организатор увидел актуальность идей Макаренко для претворения их в жизнь в послевоенном посёлке. Так же, как и после гражданской войны, в послевоенные 50-е годы – разруха, голод, семьи лишились своих кормильцев, в посёлке много вдов с детьми, много сирот, есть беспризорники. Именно школа, по мнению Кирсанова, согласно учению Макаренко, должна была стать тем образовательным, воспитательным, культурным центром, тем островком добра, благополучия, творческих возможностей для детей, а также их родителей и всех жителей посёлка. Именно школа призвана была соединить педагогику с жизнью, воспитать гражданина-патриота, научить ориентироваться в окружающем мире, преодолеть беспомощность послевоенной детворы. Всё это хорошо понимал Кирсанов. Поэтому именно в 50-е годы опыт работы А.С.Макаренко заинтересовал коллектив учителей Даниловской средней школы. Планомерная работа в школе по всестороннему изучению его методов воспитания привлекла внимание Академии педагогических наук и редакции “Учительской газеты”. В течение недели гостями школы была бригада из “Учительской газеты” и младший научный сотрудник АПН М.Д.Виноградова. В “Учительской газете” была напечатана статья “Школа на Медведице”.

Март 1950 года. С этого отсчёта началась новая история школы. Ей решением исполкома Сталинградского областного совета депутатов трудящихся было присвоено имя выдающегося педагога и писателя А.С.Макаренко.

Республика возникла в школе нашей,
И стала жизнь значительней и краше!
И школа имени Макаренко Антона
Подарит нам задора и мажора!
Решительность, активность, доброта,
Отзывчивость и труд
Отныне всех по жизни нас ведут.

Да, действительно, школа живёт и работает, руководствуясь принципами педагогического наследия А.С.Макаренко. И не важно, какой год – 1930-й, 1950-й или 2007-й -- традиции школы сохраняются, продолжаются и совершенствуются вместе со временем.

Безусловно, в последние годы изменяются условия функционирования школ, предъявляются новые требования к образовательным учреждениям. Но гениальность педагогики Макаренко как раз в том, что она всегда современна, ибо не может быть несовременной жизненно-ориентированная педагогика, приоритетом которой является жизнь, законы развития личности в единстве с природой и обществом.

Макаренсковское кредо – единство жизни и воспитания, пожалуй, тот самый идеал, к которому должен стремиться педагогический коллектив любой школы. Поэтому образ жизни педагогического учреждения, его роль в социуме, особенно в небольшом селе, посёлке, играет первостепенную роль в воспитании гражданина. Создание и накопление традиций, стиль, тон, атмосфера, образ жизни школы приобретает новый значительный смысл в условиях обновления структуры и содержания общего образования. Даниловская школа им. А.С.Макаренко является, поистине, культурным, образовательным, просветительным центром в посёлке.

Десятилетиями складывались традиции нашей школы. “Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы”, -- говорил А.С.Макаренко. Традиции живут, претерпевают изменения в духе времени, но остаётся неизменно тот главный стержень, тот “макаренковский дух” школы, который делает наше образовательное учреждение неповторимым, особенно жизненным, современным.

Идея использования производительного труда как непременного условия становления гражданственности подростков и юношей никогда не выходила из поля зрения педколлектива.17 сентября 1950г. в школе был проведён первый в её истории праздник “Урожая”, согласно традиции колонии им. Горького. Об этом празднике писала “Сталинградская правда” за 18 октября 1950г. А 21 апреля 1951г. прошел “День первой борозды”. Учащиеся работали на закладке школьного сада, на посадке пришкольного участка. А как работали на уборке овощных и бахчевых культур! Ведь на вырученные деньги школа приобрела инструменты для духового оркестра! Дети видели реальные результаты своего труда.

Соединение воспитания с производительным трудом оставалось приоритетным в работе нашего коллектива и в последующие годы. В школьном лесничестве “Берендей”, в производственной бригаде, а в дальнейшем – мини-совхозе “Росинка”, в звеньях строителей реализуется идея Макаренко о зарплате, как о важном факторе воспитания. Деньги, заработанные школьниками, по решению общего собрания идут на приобретение музыкальных инструментов, аудио-видеоаппаратуры, экскурсионных путёвок по стране, на установку мемориальной доски выпускникам школы, погибшим в Великой Отечественной войне, на оформление Зала боевой и трудовой славы и школьного музея А.С.Макаренко.

Школьный музей А.С.Макаренко – это гордость, “изюминка” нашей школы! Интересна история его создания. Многие годы коллектив школы интересуется всем, что связано с именем великого педагога. Под руководством Заслуженных учителей школы Е.В. Терновой и М.И.Фоменко велась переписка с воспитанниками Макаренко, с его последователями. Необходимо было общение с ними, чтобы была возможность убедиться, действительно ли это сильные, интересные, необыкновенные личности? В дар школе привозили и присылали книги, воспоминания, фотографии. Возникла необходимость систематизации собранного материала. Так пришли к идее открытия школьного музея. По инициативе Заслуженного учителя школы А.П.Абашеевой началась работа по оформлению музейной экспозиции. Под руководством А.П.Абашеевой и Е.В.Терновой, которая впоследствии станет главным хранителем музея, учащимися и педагогами школы был систематизирован и оформлен богатейший материал. С 12 по 17 марта 1986г. в школе по приглашению гостит И.И.Яценко – воспитанник Макаренко. Именно ему было предоставлено почетное право перерезать ленточку при открытии школьного музея А.С.Макаренко.

Долгие годы музей А.С.Макаренко является центром пропаганды идей великого педагога, источником творчества талантливых учеников и учителей. А эстафету у Е.В.Терновой приняла талантливый педагог - Л.Н.Русаева. Именно она теперь является хранительницей бесценных экспонатов комнаты - музея.

Коллектив школы постоянно ищет новые формы и методы в учебной и внеклассной работе по развитию гражданского самосознания школьников, по использованию наследия А.С.Макаренко. Наиболее удачные, значимые, любимые детьми и педагогами массовые мероприятия остаются надолго в “копилке” коллектива, становятся подлинно традиционными. При подготовке к таким школьным мероприятиям воплощается в жизнь идея Макаренко о сводном разновозрастном отряде. Временные творческие разновозрастные группы, причём, не только из учащихся, но и с участием талантливых педагогов, стремятся каждый год внести “изюминку” в давнюю школьную традицию. Поэтому, например, традиционный “Осенний праздник” (бывший “День Урожая”) каждый год приобретает неповторимые и незабываемые формы: “Осенний бал гимназистов”, “Театральные встречи в Даниловке” - совместный спектакль учеников и учителей “Как царь сыновей женил”, “Песни для гитары и сердца” - осенний бал бардовской песни, спектакль-концерт “Что такое Осень?”, “Осенний КВН”. В подготовке и проведении этих праздников участвуют родители, общественные организации посёлка, гости. На таких мероприятиях зал всегда полон.

Под девизом “Я люблю свою землю” ежегодно, 19 декабря, в день рождения нашего земляка – писателя Д.Л.Мордовцева проводится большой праздничный концерт. Это мероприятие всегда становится культурным событием в жизни посёлка и проходит в районном доме культуре при большом стечении народа с привлечением общественных организаций. В первом отделении – рассказ учителей-словесников о жизни и творчестве Д.Л.Мордовцева, а во втором отделении – концерт “Праздник детства” (на сцене выступают ученики, учителя, родители).

В марте в Даниловской школе – традиционные Макаренковские дни. Продолжительность этих мероприятий меняется, это – “Макаренковский месячник”, “Макаренковская декада”, “Макаренковская неделя”, но неизменно – это самое яркое, главное и значимое событие в жизни школы. Оно открывается 13 марта, в день рождения Макаренко торжественной линейкой, на которой принимают в “Почётные Макаренковцы” лучших учащихся 11 класса и учителей, которые учёбой и трудом, добрыми делами доказали верность девизу А.С.Макаренко: “Трудись, дерзай, давай счастье другим – в этом источник твоего счастья” (Приложение 1). В течение этого торжественного дня у бюста А.С.Макаренко в фойе школы стоит почётный караул. Учащиеся 5-х классов посещают школьный музей А.С.Макаренко. Экскурсии для них проводят старшеклассники. Очень интересно проходят все мероприятия этих дней: “Макаренковские уроки”, “Уроки творчества”, “Слёт спортсменов”, “Фестиваль юных талантов”, “Торжественное собрание отличников”, родительское собрание “Счастливый случай”, родительское собрание “Мы вас благодарим”, учительский капустник “Макаренковская картошка”, литературная гостиная “Взгляды Макаренко на воспитание: история и современность”. Более пятидесяти лет с именем Макаренко, много это или мало? Учителя школы решили поговорить, поспорить: а правильно ли они работают, чего нужно придерживаться, от чего отказаться? Очень разные и острые мнения прозвучали в литературной гостиной, обсуждение проходило по типу телепередачи “Процесс”. Много мнений было высказано, но по большинству голосов пришли к единому: вечно жива педагогика А.С.Макаренко.

Все Макаренковские дни идёт пропаганда педагогического наследия А.С.Макаренко среди родителей, жителей посёлка. Двери школы открыты для гостей. Проводятся педагогические чтения, читательские конференции по изучению педагогического наследия Макаренко, выставки, презентации юных поэтов, художников, артистов, спортсменов, талантливых учеников и педагогов.

Традиционной стала Макаренковская олимпиада для учащихся 11-х классов, претендентов на звание “Почётный Макаренковец”. Ребятам предлагается ответить на вопросы о жизни и деятельности педагога-просветителя, а так же выразить своё отношение к учению Макаренко, к школьным традициям, поразмышлять над школой будущего.

Отрывки из сочинений учеников:

“…Я думаю, что моя школа – лучшая в мире. Здесь такие добрые учителя, у них очень отзывчивые сердца. Без школы невозможно жить, невозможно вырасти нормальным человеком. Ведь школа даёт ещё и знания, которые нужны в жизни. Например, учит доброте, дисциплине, учит помогать друг другу. Мы – выпускники. Как быстро летит время! Милая школа, оставайся такой, какая ты есть, надёжной, доброй…”

“ Школа будущего... Какая она? Я думаю, очень сложно ответить на этот вопрос. Может, мы будем общаться только с компьютерами, а может быть, только с книгами. А может быть, у каждого будет свой индивидуальный учитель, ведь не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Зато я знаю точно, что без знаний в жизни не обойтись, ведь знания нужны, как винтовка в бою. Даже ум не замещает знания, а только укрепляет их.

Школа не кончается никогда. Её уроки длятся всю жизнь. Образование – мастерская, где оттачивается и закаляется разум. Однако без труда, упорного учения невозможно приобрести знания. Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к учению и прилежанию. Все чудеса в мире сотворены упорным трудом и любовью к познаниям…”

“ Наша школа носит имя замечательного писателя, учителя, да и просто хорошего человека – Антона Семёновича Макаренко. Она была построена на деньги брата писателя Даниила Мордовцева. И мне кажется, что учителя, а также и многие ученики с достоинством несут возложенную на них ответственность. Ведь имя даётся при рождении, но его можно изменить, потому необходимо оправдать его, доказать, что ты его достоин”.

Каждый учебный год в нашей школе по традиции завершается общим коллективным делом – творческим отчётом школы. Последний творческий отчёт проходил под девизом:

“Два мира есть у человека: один, который нас творит,
Другой, который мы от века творим по мере наших сил”.

Это мероприятие ещё раз продемонстрировало и подтвердило огромную роль нашего образовательного учреждения в социуме, поскольку традиционными стали совместные встречи, семинары, внеклассные мероприятия с общественными организациями, дошкольными образовательными учреждениями, библиотекой, профессиональным училищем, психологической службой, центром занятости, краеведческим музеем, родителями. В день творческого отчета Даниловская муниципальная средняя общеобразовательная школа имени А.С.Макаренко принимала гостей со всего района. В программе – шесть внеклассных мероприятий и четыре мастер-класса, а также экскурсии в Музей истории школы, малую Третьяковку, Зал боевой и трудовой славы, Макаренковский музей (Приложение 2).

На одном дыхании прошёл торжественный сбор детской организации “Юные Макаренковцы” для 5-8-х классов. Учащиеся трёх пятых классов были приняты в организацию “Юные Макаренковцы”. Звучали речёвки, песни, рапорта. Гордые пятиклассники с повязанными новенькими галстуками красного, голубого и белого цветов читали стихи и давали торжественное обещание.

В 8 “а” классе был проведён классный час “Край, в котором ты живёшь”. Учащиеся соревновались в знании своего родного края: его истории, настоящего и будущего. Ребята говорили о знаменитых людях, живших на Даниловской земле, размышляли о том, каким они хотят видеть свой родной посёлок в будущем. Работники районной детской библиотеки наградили лучших читателей класса грамотами.

Ток-шоу “Роль человека в современном мире” для учащихся 10-го класса прошло в форме увлекательной игры-соревнования, в ходе которой ребята узнали много нового об известных и редких профессиях, побывали в роли менеджеров, экономистов, актёров. Это мероприятие готовилось совместно с центром занятости и психологической службой района.

Девятиклассники собрались на классный час “Люби прекрасное”, подготовленный совместно с ПУ-40. Ребята рассуждали о том, что такое красота, каким должен быть красивый человек и что мы вкладываем в это понятие. Хозяева представили сценки из “Педагогической поэмы” А.С.Макаренко, а гости из ПУ-40 продемонстрировали коллекцию моделей одежды, изготовленную своими руками.

В ДОУ “Солнышко” собрались зрители на праздник “Хочу всё знать”. Соревновались две сборные семейные команды: “Солнышко” (подготовительная группа детского сада) и “Звёздочка” (учащиеся 4 “б” класса). Здесь был и азарт игры, и песни, и весёлые сценки в исполнении детей и родителей.

В спортивном зале школы показывали своё мастерство в весёлых эстафетах семейные команды из 3 “а” класса. Получился настоящий праздник для взрослых и детей “Папа, мама, я – спортивная семья”. Показали своё мастерство не только спортсмены, но и артисты, и даже болельщики.

В который раз подтверждается эффективность и действенность идеи воспитания в контексте жизни как основы развития гражданственности подрастающего поколения. Не секрет, что на переломных этапах развития общества социальные потрясения, как правило, сказываются именно на детях. “Трудные” дети - это беда любой школы, это беда семьи и общества. А.С.Макаренко очень точно высветил главную причину появления “трудных” детей - это тот или иной вид неблагополучия окружающей их среды. Причины неблагополучия среды, которые называл А.С.Макаренко в своё время, и сегодня остались теми же самыми: более свободная форма семьи, большая загруженность отца и матери работой, отход женщины от семейной ограниченности, материальные и прочие формы противоречий, смерть одного из родителей, измены, мачехи, болезни и инвалидность. Поэтому система работы с детьми, созданная великим педагогом, актуальна в наши дни, как никогда. Весь стиль макаренковского воспитания отличается человечностью, направленностью на то, чтобы создать условия для радостной и активной жизни детей. А это ли не цель любого педагогического коллектива? И вот уже более полувека с лёгкой руки удивительно талантливого педагога Кирсанова и благодаря идеям гениального педагога Макаренко коллектив Даниловской школы делает всё возможное для создания того самого островка добра, благополучия, творческих возможностей для детей, а также их родителей и всех жителей посёлка. И вот уже почти полтора века выходят из стен школы талантливые выпускники, творческие личности. Поэтому становится понятным то чувство гордости за свою родную школу, с которым выходит на сцену ученик, открывающий юбилейный концерт словами:

“Школа наша не проста – лет уж ей побольше ста!
Не сравнить её с другими. У неё есть даже имя!”

И тем дороже строчки о школе нашего выпускника, профессора Волгоградского технического университета А.Л.Плотникова:

“…Известных школ в России много. Их знают все, их знаю я.
Но педагогов, что от бога, имеет школа лишь моя!
Ей благодарны будем все мы, она среди простых забот
Педагогической поэмы страницы пишет каждый год…”