Тема: Повторение изученного по теме “Имя существительное”.
Цели урока:
- обобщить знания по теме;
- способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;
- сравнивать, делать выводы, обобщения; развивать логическое мышление;
- прививать интерес к предмету.
Оборудование: сигнальные карточки, карточка с новым словарным словом “машина”, корзинка, цветы из бумаги с заданиями, звукозапись, листы с тестами.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
Создаем хорошее настроение на уроке. Улыбнитесь друг другу. Составим “Азбуку хороших слов”: вспомните добрые, хорошие слова на букву “Ч” (Чистоплотный, чудесный, человечный, честный, чистый, чуткий.) Молодцы! Какие чудесные дети!
II. Постановка задачи
1. Загадка.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
– Произнесем вместе слово “весна”. Что вы увидели, представили, услышав это слово? (Дети называют, а на доске заранее написаны слова: ручейки, сосульки, капель, птички, солнышко.)
– Прочитайте слова. На какие вопросы отвечают? Что обозначают? Какой частью речи являются?
2. Сегодня у нас последний урок по теме “Имя существительное”. Как вы думаете, над чем мы будем работать?
III. Каллиграфическая минутка
1. На доске слова: в…рона, в…р…бей, в…сна.
– Прочитайте. Какие гласные пропущены? Какое слово может быть лишним? (Весна – существительное с проверяемой безударной гласной; воробей – ударение падает на третий слог.)
2. На минутке чистописания будем писать три буквы. Определите, какие: две буквы являются безударными гласными в данных словах, третья – есть во всех словах. Какие же? (о, е, в)
На доске: оев вое ево
– Определите порядок следования букв. Пропишите всю строчку. На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают? Какой частью речи являются? Как называются существительные, отвечающие на вопросы Кто?, Что?
Физминутка
– Если услышите одушевленное существительное – приседаете, неодушевленное – встаете.
Бумага, ученик, книги, петух, ветер, солнышко, собака, мороз, корова.
3. Самостоятельно запишите по 2 существительных одушевленных и неодушевленных.
IV. Словарная работа
1. Прочитайте группу слов:
м…дведь
…рбуз
ш…ги
ин…й
н…род
…втобус
– Что это за слова? (Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением.)
– Какое слово лишнее? Почему?
– На какие вопросы отвечают слова? Что обозначают? На какие группы можно разделить слова? (Одушевленные и неодушевленные, двусложные и трехсложные, слова с безударной гласной е, и, а.)
– Приготовьте сигнальные карточки. Какие гласные пропущены?
– Составьте новое словарное слово, взяв из каждого слова первые буквы. (На доске карточка со словом “машина”)
– Что надо запомнить в этом слове? Почему?
2. Слого-звуковой анализ слова “машина”
3. Подберите родственные слова. Запишите. (Машина, машинный, машинка, машинист.)
– Назовите корень и выделите. Все ли из родственных слов являются существительными? Какое слово лишнее?
– На какие вопросы отвечают слова? Как изменяются имена существительные? В каком числе употреблены слова? Поставьте в форме множественного числа.
– Составьте предложение с любым из этих слов. Самое лучшее предложение запишем в тетради.
4. Запись с комментированием: Легковые машины собирают на заводе.
– Найдите главную пару в предложении.
Физминутка.
– Кто из вас уже был в лесу? Что вы заметили? Какие изменения? А хотели бы послушать звуки весеннего леса?
Прослушивание записи “Звуки леса”.
– Что вы увидели и услышали?
V. Письмо по памяти
– Прочитайте (на доске четверостишие).
К нам в…сна ш…гает
Быстрыми ш…гами.
И сугробы тают
Под ее н…гами.
– Приготовили сигнальные карточки. Какие гласные пропущены? Докажите. Назовите имена существительные.
Самопроверка.
VI. Работа в малых группах
Учащиеся получают тесты.
Тест № 1 (для 1-й группы)
- Найдите слово с безударной гласной, проверяемой ударением
- Найдите слово, в котором второй слог ударный
- Найдите слово, в котором есть мягкий согласный
звук
Быстро, настоящая, облако, холодный
Яблоко, заяц, весна, собака
Папа, дедушка, книга, пришла
Тест № 2 (для 2-й группы)
- Найдите словарное слово
- Найдите неодушевленное существительное
- Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв
Тетрадь, книга, бежит, тает
Окно, друзья, Коля, быстро
Девочка, снег, галка, учитель
Тест № 3 (для 3-й группы)
- Найдите существительное во множественном числе:
- Найдите слово с безударной гласной, проверяемой ударением:
- Найдите слово, в котором второй слог ударный:
Бегает, учит, журчат, мама
Дверь, ручейки, комната, стол
Язык, береза. Белый, веселые
- 1-я группа выделила слова: весна, пришла, настоящая.
- 2-я группа – быстро, снег, тает
- 3-я группа – ручейки, веселые, журчат.
VII. Творческая работа
Каждая группа составляет из найденных слов предложения.
- Пришла настоящая весна.
- Быстро тает снег.
- Журчат веселые ручейки.
– Что можно сказать об этих предложениях? (Они связаны по смыслу между собой.)
– Что еще можно наблюдать весной? (Появляются зеленые листья на деревьях, цветут цветы, летят перелетные птицы.)
– Дополните рассказ 1–2 предложениями. Кто затрудняется, можно воспользоваться словосочетаниями, которые на доске.
Перелетные птицы
Цветы
Листья на деревьях
– Найдите в предложениях имена существительные. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?
VIII. Итог урока
– Сегодня на уроке нет Нуриева Жени. Что бы вы рассказали ему о сегодняшнем уроке? Что мы повторяли?
IХ. Домашнее задание
– Весна вам приготовила цветочки. Цветочки непростые, с заданиями. В красных цветочках задания посложнее, в синих полегче. Выбирайте цветочек и домашнее задание для себя.