Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся
Задачи:
- Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов.
- Развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы.
- Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики.
- Развитие воображения и творческих способностей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
– Доброе утро!
– Доброе утро, солнцу и птицам.
– Доброе утро, улыбчивым лицам!
– Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.
II. Игра “Настроение”
(Педагог показывает карточки, а дети отвечают, какое на них изображено настроение, рисуют свое настроение.)
– Ребята, а какой вы хотели бы видеть меня? Вот такой….(педагог имитирует злость) или вот такой……(радость). Конечно, весёлой и доброй. И я хочу видеть вас весёлыми и счастливыми. Пусть на ваших лицах поселится добрая, весёлая улыбка. А вы не хотите поделиться хорошим настроением с другими людьми? Тогда давайте пошлём это настроение с воздушным поцелуем друг другу, солнышку, новому дню.
– Сегодня у нас с вами не обычное занятие, а интересная игра. А называется она “Путешествие на Планету Радости”. Вас ждут интересные задания и весёлые конкурсы. Вы готовы? Тогда вставайте в круг, беритесь за руки, мы отправляемся в полёт.
Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.
(Дети поднимают руки вверх и становятся на носочки)
Учитель прикрепляет на доску солнышко.
Готовьтесь, отважные, в радостный
Путь сквозь бурю и ветер, и шторм.
Раз-два! Ребята, вперёд!
Три-четыре! Ребята, в полёт!
Задание 1. “Девятая фигура” (ракета)
Задание 2. Счет прямой и обратный.
Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
На далекую планету
Поскорей попасть хотим.
Сели в кресло, дали газ,
И ракета понеслась!
– Полетели! А пока мы с вами летим на Планету Радости, я вам предлагаю выполнить задание.
Задание 3.
– Посмотрите на этот рисунок и найдите две одинаковые фигуры. Чем они отличаются?
Задание 4.
- Красная – направляем в точку, которая находится в квадрате, но за кругом и треугольником.
- Желтая – в треугольнике и квадрате, но за кругом.
- Зеленая – в треугольнике, но не в круге и в квадрате.
- Синяя – в круге, треугольнике и квадрате.
– Вот мы и прилетели!
На доске – детские аппликации, рисунки, оригами “ Цветок красоты, который растет в душе моей мамы”, название планеты “Планета Радости”, на одном цветке бабочка.
– Эта бабочка волшебная. Цветы, на которые она садится, начинают чудесно благоухать и становятся необыкновенно красивыми. Пока наша бабочка перелетает с цветка на цветок, мы с вами составим звуковую модель слова “бабочка”.
Составление звуковой модели слова бабочка.
5. Физминутка
6. Выделение звука [Б]. Обозначение звука буквой
7. Конструирование буквы Б из мягкой проволоки
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Потом предложить детям сделать другие буквы и ответить на вопросы:
- Какая буква получится, если у буквы Б убрать верхнюю палочку? (Мягкий знак)
- Какая буква получится, если у буквы Б убрать маленький полукруг? (Буква Г)
- Какая буква получится, если верхнюю палочку буквы Б перевернуть в обратную сторону? (Твердый знак)
- Какая буква получится, если верхнюю палочку убрать, а ее перевернуть с ног на голову? (Буква Р)
– Вот какая наша буква-озорница.
8. Написать букву Р на доске мокрым пальчиком
Букву Р писать несложно:
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок,
И получится флажок.
9. Рассматривание детских работ. “В гостях у буквы Р”
– Буква Р хочет, чтобы вы ее хорошо запомнили и порычали сердито, улыбаясь.
– Чем отличаются эти звуки? (Твердый, мягкий звук.)
– Наша буква Р очень любит работать, всегда что-то делает, творит, помогает. Назовите профессии своих мам. (Дети говорят, кем работают их мамы.)
– А вы помогаете своим мамам? (Ответы детей.)
10. Физминутка (с музыкальным сопровождением)
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами
1, 2, 3, 4 –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились!
– Представьте, что у вас на носу длинная кисточка. Напишите слово – МАМА.
– Как красиво у вас получилось! Я думаю, мамам очень понравилось.
– А сейчас они попробуют написать у вас на спине букву, а вы отгадайте.
11. Стихи-драматизации (домашнее задание)
Все в порядке
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
– Был на квартиру налёт?
– Нет!
– К нам заходил бегемот?
– Нет!
– Может быть не наш?
– Наш!
– Может не наш этаж?
– Наш!
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
– Значит, это не обвал?
– Нет!
– Слон у нас не танцевал?
– Нет.
– Очень рада.
Оказалось, я напрасно волновалась!
Сапоги
– Ты опять ходил по лужам,
Сапогами грязь месил?!
Говорить мне сколько нужно,
Просто нет с тобою сил,
Ведь просила: береги!
– Для чего же сапоги?
Гараж
– Кто намусорил в прихожей?
Ну, на что это похоже!
Доски, гвозди, молоток…
Что ты делаешь, сынок?
Тут какой-то ералаш…
– Для твоих сапог гараж!
12. Выставка рисунков “Буквы улыбаются”
– Когда эта бабочка садится на людей, они приобретают хорошие качества. (Учитель берет бабочку и подходит к каждому ребенку. Называет букву, ребенок должен назвать хорошие качества человека на эту букву. Берет букву со стола, прикрепляет ее на доску. (Б В Т А У З И)
Задание: разделить все буквы на две группы (гласные и согласные) Б В Т З У А И
Артикуляция звуков (Нитка, зеркало).
Рассказывание сказки “Как улитка подружилась с веточкой (домашнее задание)
13. Упражнение в произношении мягких и твердых согласных звуков
14. Загадка
Пять братьев вместе родятся,
А ростом разные.
15. Физминутка
Вот помощники мои
Ты как хочешь поверни.
1, 2, 3, 4, 5
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
16. Драматизации пальчиковые
Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю.
Попугаю в ответ попугай:
– Попугай, попугай, попугай!– Где купили вы, сеньор,
Этот красный помидор?
– Вот невежливый вопрос!
Это собственный мой нос!– Лютик, Лютик, что хохочешь?
– Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!Рыбка
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
– Здравствуй!
– Здравствуй!
– Как дела?
– На рыбалке я была.
Я удила рыбака
Дядю Федю-чудака.
– Где же твой рыбак? Попался?
– Нет, ушел, хитрец! Сорвался!
17. Загадка
Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться все не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех)
18. Гимнастика для пальчиков (с грецким орехом)
Не по тропе, а около
Катилося и охало.
О охало,
О окало,
Не по тропе, а около.
19. Рисование узора.
Упражнение “Четвертый лишний”
Чтение детьми стихотворения “ Не бойтесь, пожалуйста, доктора льва!”
Не бойтесь, пожалуйста, доктора Льва!
Он в горло зверюшке посмотрит сперва
И выпишет срочно рецепт для больного:
“Таблетки, микстуру и теплое слово,
Компресс, полосканье и доброе слово,
Горчичники, банки и нежное слово,–
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова – не лечат больного!”
– Подарите своим мамам теплые, добрые, нежные
слова. Чаще говорите их свом родным, друзьям.
А наше путешествие подходит к концу. Мне очень
хочется, чтобы планетой Радости для вас стала
наша гимназия. До встреч!