Цели урока:
A) познакомить учащихся с терминами Культура и культура Ямала.
Б) Рассказать о полуострове Ямал.
Оборудование: оформление стенда, карта ЯНАО, открытки, оформлние доски.
Тип урока: урок-путешествие.
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Рассказ учителя.
Каждый человек обязан знать историю того края, в котором он живет. Мы с вами на этой земле гости. Какие же мы? Знаем ли мы историю этой земли, нравы… Но прежде нам необходимо узнать, что же обозначают такие понятия, как Культура, Культура Ямала.
3.Работа со словарем ,с тетрадками.
Культура (в переводе с лат.- возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически развивающаяся мировая система созданных человеком материальных и духовных ценностей. (Ребята записывают определение в словарь.)
Вопрос: что мы подразумеваем под понятиями материальная и духовная ценность? Ответы учащихся или работа с толковым словарем.
Художественная культура понимается как часть культуры, она охватывает все отрасли художественной деятельности - словесную, музыкальную, театральную, изобразительную.
Культура коренных народов – это самобытные языки, разнообразный фольклор, представляющие интерес произведения изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, материальная культура.
При знакомстве с этим материалом, многие вспомнят такую загадку: какой из полуостровов Северного Ледовитого океана жалуется на свой маленький рост?
Ответ: Ямал.
Вопрос: а где он находится? Кто покажет на карте.
Слово учителя: но его размерам могут позавидовать многие государства мира. (работа с картой) Полуостров занимает площадь 148 тыс. кв. км. Однако Ямалом, Краем Земли (перевод с ненецкого) часто называют не только полуостров, но и весь ЯНАО, территория которого занимает 769,3 тыс. кв. км. По размерам округ находится на 2 месте среди 7 автономных округов. Климат суровый, лето короткое, зима продолжительная, кругом тундра и тайга.
Каждый народ веками, тысячелетиями приспосабливался к окружающей природе, стремился максимально использовать ее ресурсы. Но, по всей вероятности, нигде на земле не проходило это так трудно, как на Крайнем Севере, где и до настоящего времени жители тундры не могут перейти к оседлому образу жизни.
С раннего детства жители тайги и тундры усваивают знания, накопленные поколениями. Они хорошо знают повадки зверей, птиц, рыб, разбираются в травах, лишайниках и их питательных свойствах.
ЯНАО образован 10 декабря 1930 года. О древнейшей истории коренных народов ненцев, ханты, селькупов имеются скудные сведения. Первыми источниками, в которых встречаются упоминания о ненцах, являются летописи(работа со словарем).
В летописи Нестора 1095 года, говорится: “Югра же есть, людье язык нем и сидят с самоядью в ношных странах…” Большое количество сведений о ханты дает известное новгородское сказание “О человецах незнаемых в Восточной стране”15век: “над морем, живут люди самоядь… Ядь их мясо оленье да рыба… ездят на оленях и на собаках, а платье носят соболье и оленьи…”. Достоверные сведения о ненцах часто сочетается с фантастическим вымыслом. Якобы эти люди один месяц живут в море: “У них вверху рты, рот на темени, а не говорят. А коли говорят, и они крошат мясо или рыбу да кладут под колпак или шапку”. Встречаются и другие описания: “РТЫ У НИХ МЕЖ ПЛЕЧАМИ, а очи в грудях, а яд их головы сырые оленьи, а не говорят” – в этом рукописном свитке неизвестного автора мы находим первый связный рассказ о народах по нижнему течению реки Оби и реки Таз. В нем одновременно упоминаются каменные наконечники копий и средневековые кольчуги. Дореволюционная литература, посвященная коренным народам округа, довольна обширна. К ней относятся путевые заметки, публикации. Они интересны обычно своим фантастическим материалом. Труды авторов XVIII - XIXвеков, начала XX века являются незаменимыми источниками о прошлом аборигенов. Иностранные мореплаватели в разное время также оставили некоторые сведения о ненцах. В частности, капитан Барроу 1556 году прибыл на о.Вайгач и нашел множество самоедских идолов, имевших сходство с человеческими фигурами, со “ ртами, измазанными кровью…”, что было следами недавних жертвоприношений. Некоторые сведения по этнографии ненцев имеются в трудах голландского ученного 17 века Исаака Массы. Участник экспедиции, историк Г.Ф.Миллер в 1733-1743 годы собрал большой материал о народах Северо-Западной Сибири, используя личные наблюдения, архивы городов, фольклор. В 1750 году вышел 1 том его “Описания Сибирского царства” Другой участник экспедиции И.Э.Фишер пытался составить словарь самоедских языков. Много сделал для изучения Обского Севера В.Ф.Зуев - “Описание живущих в сибирской губернии в Березовском уезде инородческих народов остяков и самоедов”.
Большую роль в изучении этнографии/ работа со словарем/ самоедов сыграли работы финского ученого М.А.Кастрена. В начале XIX века изучение ненцев связано с именами П.И.Третьякова, Н.А.Кострова, Кушелевского…
После 1917 года развертывается деятельность по изучению быта и культуры Севера, преследующая как научные, так и практические цели скорого хозяйственного развития этих народов. В ЯНАО проживают представители более 80 народов, в том числе коренные малочисленные народы Севера: ненцы /около 21 тыс.чел./, ханты /около 12 тыс.чел./, селькупы /около 1600 чел./, коми /около 6 тыс.чел./.
Д/З.: подготовить сообщения об истории Тюменского края, о народах, проживающих на территории ЯНАО.