Фигуры на плоскости и тела в пространстве

Разделы: Математика


Форма: лабораторно-практическая работа

Контингент: учащиеся 5 или 6 классов

Цель урока: воспитание и развитие интеллектуально–творческого потенциала личности учащихся

Задачи урока:

Образовательная

  • обобщение знаний учащихся о видах пространства, фигурах на плоскости и в пространстве, систематизация знаний по теме (полнота, глубина, осознанность);
  • развитие грамотной устной и письменной математической речи, формирование навыков преобразования словесного и графического материала в математические выражения и наоборот, выделять идеи и методы рассуждений;
  • развивать «геометрическое зрение», используя обобщенные связи между объектами для развития умений в классификации объектов.

Развивающая

  • развивать различные виды умственных действий: анализ, синтез, сравнение (осознает структуру сравнения, устанавливает сходство и различие объектов по данному основанию);
  • развивать элементы творческой деятельности (доказательность, объективность, самостоятельность мышления, интуицию);
  • навыки корпоративной и самостоятельной деятельности.

Воспитательная

  • воспитание длительного и интенсивного интереса к способам деятельности, умения преодолевать трудности в удовлетворении новых познавательных интересов;
  • воспитание прекрасного (понимание красоты и изящества математических рассуждений), фантазии и воображения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: наглядная геометрия.

Методы урока: познавательные, наглядные, практические, преобразовательные, систематизирующие, контролирующие.

Формы деятельности на уроке: фронтальная, парная, самостоятельная.

Межпредметные связи: география, астрономия, физика, архитектура, черчение, физкультура, музыка.

Оборудование:

  • наглядные модели для лабораторной работы;
  • задания для лабораторной работы;
  • классификационная схема;
  • задания для практической работы;
  • мультимедийный проектор и вариант энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, школьный курс геометрии из серии обучающих программ.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что в результате данного урока и серии подобных ему уроков, ученик будет обладать следующими качествами личности:

– самостоятельно приобретать новые знания и эффективно применять их на практике;

– грамотно работать с информацией и активно применять новые информационные технологии;

– критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.

Общеучебные результаты:

– повышение качества обучения;

– формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений;

– создание положительной мотивации обучения;

– изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества.

Структура урока

Урок №1

Время

 

Урок №2

Время

1

Геометрический тренинг

3

 

1

Геометрия в нашей жизни (аукцион)

7

2

Лабораторная работа

13

 

2

Повторение, обобщение и систематизация знаний (решение задач)

15

3

Взаимопроверка лабораторной работы с последующим общим анализом

10

 

3

Физкультминутка

3

4

Физкультминутка

2

 

4

Самостоятельная работа

15

5

Классификация объектов (составление таблицы)

12

 

5

Итоги урока

 

3

6

Историческая справка (Леонард Эйлер)

5

 

6

Домашнее задание

2

Итого:

45 минут

 

Итого:

45 минут

Ход урока №1

Организационный момент. Сообщение темы, цели урока, проверка готовности к уроку.

Геометрический тренинг (мультимедиа).

    • Сколько треугольников изображено на рисунке? (13)

Найдите для любого многогранника его вид сверху и сбоку. Какая это фигура?

Призма Пирамида Шар Цилиндр

 

  • Сложите 6 спичек так, чтобы получилось 4 треугольника.

  • Почему канализационные люки делают круглыми, а не квадратными?
  • Как с помощью одной спички, не ломая ее, сложить треугольник?
  • Что означает эта запись: В + Г – Р = 2 (пирамида)?

Лабораторная работа

    • Ознакомить с целью и содержанием лабораторной работы.
    • Помощь и взаимопомощь в работе.

Цель:

– научиться распознать фигуры на плоскости и в пространстве;
– знать определения и свойства фигур;
– провести аналогию между фигурами на плоскости и телами пространстве;
– сделать вывод, в чем сходство и различие этих фигур.

Оборудование:

– набор моделей;
– текст лабораторной работы;
– памятка классификация.

Ход лабораторной работы

Задание 1.Вспомнить названия, определения и свойства всех фигур, изображенных на чертежах и на представленных моделях.

Задание 2.Найдите сходство и различие фигур на плоскости и тел в пространстве.

Задание 3. Составьте два списка фигур: «Фигуры на плоскости» и «Фигуры в пространстве».

Задание 4. Подчеркните названия фигур, которые входят в обе группы.

Задание 5. Сделайте вывод и подведите итог своей работы, записав его несколькими предложениями.

Подведение итогов лабораторной работы . Несколько учеников зачитывают вывод.

Физкультминутка. В течение нескольких минут размять руки, подвигаться, так как работа была напряженной и надо переключиться.

Классификация геометрических фигур.

На экране дается перечень фигур и пространственных тел. Классифицировать на плоские и объемные фигуры.

 

Вывод: назовите отличия и общие черты фигур на плоскости и тел в пространстве.

Историческая справка о Леонарде Эйлере (биографические данные ученого и достижения области математики).

Доказать формулу Эйлера В + Г – Р = 2.

(п + 1) + (п + 1) – 2п = п + 1 + п + 1 – 2п = 2,

2п + (п + 2) – 3п = 2п + п + 2 –3п = 2, 2=2. Ч. т. д.

 

Ход урока №2

1. Аукцион «Геометрия в нашей жизни».

Условия игры: Игра длиться не более 10 минут. Выигрывает тот, кто последним приведет пример применения «геометрии в нашей жизни». Отдельно оцениваются наиболее интересные и оригинальные примеры. Повторы не принимаются.

Систематизация знаний. Решение задач.

  • Какие из заготовок не могут быть развертками а) куба, б) пирамиды и почему?

  • Упирамиды а) 1800 ребер, б)1999 ребер. Какая это пирамида? существует ли она?Ответ: а) п =900. б) не существует.
  • Сумма элементов пирамиды В + Г + Р = 26. Определить вид пирамида? Ответ: п =26.

Физкультминутка

Самостоятельная работа (на 4 варианта, раздаточный материал каждому ученику отдельно). Задания типа № 316, 317, 318 дидактический материал 6 класс, автор А.С.Чесноков и другие.

Можно провести взаимопроверку по готовым образцам с оценкой результата.

  • Итоги урока: сделать вывод по фигурам на плоскости и тел в пространстве.

Каждый ученик получает по две отметки, наиболее активные – по три.

  • Домашнее задание:

1) творческая работа – провести исследование по плоским и пространственным фигурам в окружающем нас мире (у себя дома, в школе, во дворе и т.п.). Представить в виде сочинения, стихоторения или в любой другой оригинальной форме;

2) подготовиться к зачету.

Литература

  • Математика – 6, под редакцией Г.В. Дорофеев;
  • Математика – 6, под редакцией С.М. Никольского;
  • Математика – 6, под редакцией И.Ф. Шарыгина;
  • Наглядная геометрия 5-6 класс, под редакцией Г.В. Гусева;
  • Геометрия 10 – 11 класс, А.Д. Александров и др.;
  • «Аванта +»

Приложение