Тема: Нумерация чисел в пределах 1000. Закрепление пройденного.
Цели: закреплять полученные знания по нумерации многозначных чисел, совершенствовать умение решать задачи, примеры; развивать логическое мышление, память; расширять кругозор через профориентационное воспитание; развивать интерес к предмету; поддерживать любознательность.
Оборудование: карточки с номерами квартир, карточки с числами и соответствующими им буквами ( 7513 – П, 5713 – О, 3751 – Ч, 3571 – Т, 3157 – А ), учебник Математика 4 класс автор М.И. Моро и др.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Но это еще не все гости. Отгадайте загадку и вы узнаете, кого мы ждем.
* * *
Кто стучится в дверь ко мне?
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он
Эльдиканский …………….
(почтальон).
Учитель перевоплощается в почтальона.
Здравствуйте, я необычный почтальон, я почтальон – вычислитель. Я буду разносить письма по тем квартирам, где результат вычисления будет такой же, как у меня. Набрав, по пять и больше писем, вы заработаете положительную оценку.
2. Устный счет.
А сейчас начнем считать,
Выражения читать,
Сравнивать, преобразовывать,
Задачи умные решать.
- Расположите числа в ряд, начиная с самого большого, и прочитайте зашифрованное слово.
П Ч О Т А
Кто отгадал, как называется место моей работы? (Почта).
Правильно, молодцы!
А мы переходим к следующему заданию.
- Номера, которые лежат у вас на партах – это номера ваших квартир. Первый ряд это первый дом, второй ряд – это второй дом, а третий ряд – это третий дом.
Работать будут все, но каждый в своем доме, в своей команде. Разнесите письма в порядке возрастания номеров квартир.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
2114 | 2105 | 2109 |
2112 | 2102 | 2111 |
2113 | 2104 | 2110 |
2115 | 2103 | 2113 |
2111 | 2106 | 2112 |
У кого готов ответ?
Учитель вызывает «жителей» того дома, которые быстрее справились с заданием.
- Вставьте пропущенные цифры, так чтобы неравенства были верными.
21603>2160* | 21603<21*03 |
21603<21*03 | 21603>2*603 |
- Занимательные вопросы.
А теперь послушайте занимательные вопросы и попробуйте на них ответить.
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два воробья и пять червей. Сколько птиц? Ответь скорей!
- Первый Назар шел на базар, второй Назар – с базара. Какой Назар купил товар, Какой шел без товара?
- Купил на одну копейку, заплатил две копейки. Сколько дадут сдачи?
- На дереве сидят четыре птицы: два воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
- У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?
Молодцы! Справились со всеми заданиями в устном счете. Я вам очень благодарна. И мы продолжаем работу.
3. Работа над пройденным материалом.
- Нумерация многозначных чисел.
№ 166.
1.
- Сколько всего десятков в числе 210? (21)
- Сколько сантиметров в 210 мм? (68)
- Сколько сантиметров и миллиметров в 215 мм? (21см. и 5мм.)
2.
- Сколько всего сотен в числе 6800? (68 сотен)
- Сколько метров в 6800 см? (68 см)
- Сколько метров и сантиметров в 6850 см? (68м и 50 см)
3.
- Сколько тысяч в числе 12300? (12 тысяч)
- Сколько килограммов и граммов в 12300 гр.? (12кг и 300 гр.)
Физминутка.
Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали
Вы скачите пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг – скок, прыг – скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Отдохнули? Молодцы!
Ты задачу прочти,
Подумай и ее реши!
- Решение задачи.
– О ком эта задача?
– Что известно?
– Что надо узнать?
– Как вы предлагаете оформить условие задачи?
– Эта задача простая или составная?
За 1 час Количество часов Всего телеграмм
1 т. – ? т. 6 часов 90 телегр.
2 т. – ? т. 6 часов 120 телегр.
Ход решения задачи.
– Чтобы ответить на главный вопрос задачи, мы сначала должны ответить на второстепенный.
– Каким действием?
– Делением. Чтобы узнать сколько, телеграмм отбивает первая телеграфистка за один час, надо всего телеграмм разделить на количество часов …
– Зная, сколько отбивает первая телеграфистка телеграмм за один час телеграмм, мы сможем ответить на главный вопрос задачи?
– Нет. Нужно узнать, сколько отбивает за один час вторая телеграфистка.
Для этого все телеграммы второй телеграфистки разделим на количество часов …
– Теперь можем узнать, на сколько больше телеграмм отбила вторая телеграфистка?
– Можем?
– Какое действие для этого нужно выполнить?
– Чтобы узнать, на сколько больше телеграмм передавала вторая телеграфистка, нужно из большего вычесть меньшее.
– Решение запишите самостоятельно.
Проверьте друг у друга, обменявшись тетрадями.
Взаимопроверка.
1) 90 : 6 = 15 (тел) за 1 час 1-я телеграфистка.
2) 120 : 6 = 20 ( тел) за 1 час 2-я телеграфистка.
3) 20 – 15 = 5 (тел)
Ответ: на 5 телеграмм больше отправила вторая телеграфистка, чем первая.
Молодцы! Помогли мне разобраться с задачей и порадовали своими знаниями.
Решение примеров.
а) (24 + 6) : 2 = (72 – 24) : 2 =
(72 + 8) : 8 = (16 + 2) : 2 =
(8 – 2) : 6 = ( 24 – 6) : 2 =
б) 66000 : 1000 = 25000 : 10 =
6600 : 100 = 2500 : 10 =
50100 – 100 = 5410000 – 410000 =
Молодцы! И примерчики вам по зубам.
Итог урока.
Понравился вам урок?
Что именно понравилось?
Какие задания понравились?
А теперь давайте посмотрим, кто сегодня получил больше всех писем?
Посчитайте у кого сколько писем. У кого больше пяти и пять?
Молодцы! Это значит, что вы по праву теперь можете назвать себя почтальонами – вычислителями. Я вам очень благодарна за ваш труд на уроке.
Спасибо всем. На этом урок окончен.
Используемая литература:
Сборник «Особенности организации учебного процесса в 4-летней начальной школе» – Якутск, 2001 год. Составитель: Егорова Н. Е.