Цели:
Обучающие:
- иметь представление о том, как изучают окружающий мир;
- устанавливать связи между деятельностью человека и природой;
- пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения);
- изучить устройство термометра и правила пользования им; измерять температуру воды, воздуха, своего тела.
Развивающие:
- способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, рассуждать.
Воспитывающие:
- содействовать развитию умения работать «в паре», взвешивать свои поступки, вступать в дискуссию, считаться с мнением своих товарищей.
Оборудование: макет ртутного термометра, термометры разного целевого назначения, модели индивидуальных термометров, инструменты, приборы, толковый словарь русского языка для школьников, учебники, рабочие тетради к учебнику «Мы и окружающий мир. 2 класс» для четырёхлетней начальной школы, авторы Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н..
Ход урока
I. Осмысление нового материала. (Постановка проблемы и пути её решения)
1.Учитель: Рассмотрите предметы на таблице и на столе. Назовите их. Для чего они предназначены?
На доске иллюстрации: панель автомобиля, телескоп, микроскоп, термометр, флюгер. У доски предметы: молоток, плоскозубцы, безмен, ножницы, кипятильник, складной метр, иголка, шило.
Ученики. Чтение из толкового словаря о значении слов: телескоп, микроскоп, флюгер.
Телескоп – астрономический прибор для изучения небесных тел по их электромагнитному излучению.
Микроскоп – увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом.
Флюгер – металлический флажок, который поворачивается под давлением ветра, показывая, куда он дует.
2. Учитель: На какие группы можно распределить эти предметы?
Молоток, плоскогубцы, безмен, ножницы, кипятильник, складной метр, иголка, шило – инструменты
Панель автомобиля, кипятильник, телескоп, микроскоп, термометр, флюгер – приборы.
Вывод:
- инструменты – приспособления, при помощи которых проводятся ручные работы;
- приборы – приспособления для измерения чего – либо, для нагревания или охлаждения, для увеличения или уменьшения изображения.
II. Осознание полученных знаний с опорой на жизненный опыт детей. (Решение проблемы, заявленной в начале урока)
1.Учитель: Какой будет тема урока?
Из всех приборов назовите наиболее распространённый.
Ученики: Термометр.
2. Учитель: Рассмотрим его устройство. Ответы детей.
3. Рассказ учителя: Рассмотрим устройство термометра для измерения температуры воздуха. Этот термометр показывает температуру воздуха и летом, и зимой. Летом тепло, а зимой холодно. В качестве границы между градусами тепла и градусами холода является точка, которую условно обозначили 0°. При нагревании столбик ртути в термометре пойдет вверх - температура, говорят, выше нуля. При охлаждении столбик будет опускаться вниз - температура ниже нуля. Температуру кипящей воды обозначили +100°. Деления идущие вверх от ноля будут показывать «плюс», а деления идущие вниз - «минус». Принято записывать показания термометра: t — температура, + выше нуля, - ниже нуля, маленький кружочек вверху обозначает градусы (t=+20°, плюс двадцать градусов по Цельсию, по фамилии учёного, который изобрёл шкалу термометра).
III. Практическая работа.
Выполнение практических упражнений по определению и записыванию температур.
а) Установите на индивидуальных моделях термометров показания:+3°, -2°, 0°, +21о, -10о.
б) Запишите знаками показатели температур –6о, +14о, -29о, +7о. Три ученика работают у доски, остальные в рабочих тетрадях.
в) Составьте свои задания. Работа в парах.
IV. Творческое применение знаний и умений в новой ситуации.
1. Как по–другому называют термометр?
- Градусник.
- Почему?
2. Инсценирование стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять».
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Живот потрогал – не болит!
Чихаю – не чихается!
И кашля нет! И общий вид
Такой, как полагается!
И завтра ровно к девяти
Придётся в школу мне идти
И до обеда там сидеть –
Читать, писать и даже петь!
И у доски стоять, молчать,
Не зная, что же отвечать…
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
«Родная, миленькая ртуть!
Ну, поднимись ещё чуть – чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем –
Остановись на «тридцать семь»!»
Прекрасно! Тридцать семь и два!
Уже кружиться голова!
Пылают щёки (от стыда!)…
Ты нездоров, мой мальчик?
Да…
Я опять лежу в постели –
Не велели мне вставать.
А у меня на самом деле –
Тридцать шесть и пять!
3. Беседа.
Что это за особая температура? С помощью какого термометра её измеряют? Рассмотрите его устройство. Что вы заметили?
Ученики.
Там не нужна шкала с делениями, как у термометра для определения температуры воздуха. У человека ниже 34° и выше 42° температура тела не может быть, иначе он умирает. Расстояние между градусами разделено на десять равных частей, так как для человека важно изменение температуры даже на десятые доли градуса.
V. Наблюдения, нацеленные на осмысление нового материала.
Учитель. Какие термометры вы знаете?
Ученики: комнатный, уличный, для измерения температуры воды, тела, устроенные по принципу расширения и сжатия металлической пластинки, связанной стрелкой со шкалой показателей температуры, ртутные или спиртовые термометры, электронный.
Учитель. Что у них общее и чем они отличаются?
Ученики: «Трубочка с жидкостью – подкрашенный спирт или ртуть; планка с делениями – градусами».
Дети высказывают предположения о том, как работают термометры, корректирую их ответы, раскрываю принцип работы данных приборов.
VI. Подведение итогов работы на уроке.
Что понравилось на уроке? Довольны ли вы собой? Что расскажете родителям, когда придёте домой? Чему научите братишек, сестрёнок?
VII.Домашнее задание.
- Измерить температуру собственного тела.
- Измерить температуру воздуха в помещении (в квартире), на улице (урок проводился 3 октября).
- Почему показания термометров неодинаковы?
При разработке урока, я опиралась на дидактические принципы системы развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Постараюсь проанализировать разработанный урок с позиции общего развития личности.
Л.В. Занков был против термина «формировать личность», который предполагает какие-то насильственные действия вопреки природе человека. Он ставит другую цель: помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребёнке, создать благоприятные условия для их созревания и развития. Основой духовных сил является ум, воля, чувства.
Предложив детям рассмотреть предметы на таблице и на столе, пытаюсь их заинтересовать. Осмысление предлагаемых знаний происходит с опорой на жизненный опыт учащихся, на применение учебной и дополнительной литературы. Активизации познавательной деятельности и осознанию программного материала способствует на уроке практическая работа с использованием моделей термометров, наглядности. Благодаря работе «в паре» ученики лучше усваивают принцип устройства и применения термометра, формируется умение грамотно им пользоваться.
Продуктивности обучения способствует реализация индивидуального подхода, формирование общеучебных умений и навыков.
Индивидуализация обучения обеспечивается разными средствами:
- сравнительным изучением результативности обучения и развития ребёнка по отношению к его собственным достижениям;
- актуализацией разных уровней познавательной деятельности (наглядно - действенного, наглядно - образного, словесно – образного, словесно – логического);
- разными уровнями индивидуальной меры помощи для успешного выполнения каждым ребёнком каждого задания.
На уроке создаются условия для формирования общеучебных умений и навыков. Наиболее значимые для осуществления учебной деятельности – это наблюдение, слушание, информационно – ориентировочные - чтение, операционно -исполнительские умения – классификация и обобщение, контрольно – коррекционные – самопроверка и самоконтроль.
Учебная деятельность учащихся организуется как поисковая, самостоятельная. Её продуктивность стимулируется специальными заданиями: ребёнок сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний, осознаёт полученные знания с опорой на жизненный опыт, творчески применяет знания и умения в новой ситуации.
Исходным моментом для продуктивной методики является атмосфера в классе, состояние каждого участника образовательного процесса, то есть важнейшим компонентом, определяющим эффективность образовательной системы, как определял Л.В. Занков, является сотрудничество: «ученик – ученики – учитель – родители».
Литература.
- Л.В. Занков. Избранные педагогические труды.
- Л.В. Занков. Беседы с учителями.
- Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. Корпорация «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2005 год.
- Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. «Мы и окружающий мир» 1 - 2 классы (1–4). Методические пояснения к курсу, Москва, 2001 год.