Цель: Закрепить полученные ранее знания о задаче.
Задачи:
- Закрепить умение вычленять части задачи, составлять и решать задачи; продолжить работу над усвоением состава числа.
- Развитие логического мышления, внимания, аналитических способностей, навыков быстрого счёта
- Воспитывать сознательную дисциплину, прививать интерес к предмету.
Тип урока: Урок закрепления.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы работы: общеклассные, групповые, индивидуальные.
Оборудование: цифровой веер, числовая таблица, магнитофон, карточки с индивидуальными заданиями, иллюстрации с изображением Деда Мороза, фрагментов из сказок “Три поросёнка”, “Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и семь гномов”, таблички с частями задачи (большие и в конвертах для работы в парах), задачи, ленты с вопросами задач, геометрические фигуры (для рефлексии).
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверить готовность к уроку.
- Мы друг друга понимаем?
Хором: Да, да, да!
- Хорошо всегда считаем?
Хором: Да, да, да!
- А задачи мы решаем?
Хором: Да, да, да!
- На уроке засыпаем?
Хором: ?
II. Актуализация опорных знаний. Цель.
На доске плакат с изображением Деда Мороза.
Рисунок1.
1. Предварительная беседа.
- Кто смотрит на вас с доски? (Дед Мороз)
- Случайно ли он здесь оказался?
- Как вы думаете, для чего он к нам пришёл?
2.Упражнение на расширение поля зрения. Работа с индивидуальными таблицами.
- Если вы успеете найти в этой таблице числа от 1 до 25 по порядку за полминуты, то сам дедушка Мороз заговорит с вами и вы точно узнаете, для чего он к нам пришёл?
11 23 8 14 5 1 4 24 20 17 19 6 16 2 21 15 22 9 25 12 3 13 18 10 7
3. Звукозапись.
Дорогие мои детки! Я поспорил с Бабою Ягой. Она говорит, что вы ничего не знаете, учиться не хотите, читать не любите, задачи решать не умеете. А я ей не верю. А чтобы не сомневаться в вас, я решил придти к вам и посмотреть, как вы научились работать на уроке, решать задачи. Ведь если Баба Яга права, то мне не надо к вам приходить и дарить вам подарки. Потому что лентяи и бездельники не заслуживают подарков.
- Слышали, что сказал Дедушка Мороз? Что же нам надо сделать сегодня на уроке?
III. Устный счёт. Разминка.
Работа с цифровым веером. Игра “Молчанка”.
Дети отвечают на вопросы учителя с помощью карточек с цифрами.
Задумали число, к нему прибавили 3 и получили 9. Какое число задумали?
К четырём прибавьте столько же. Чему равна сумма?
Уменьшите 6 на 1.
Увеличьте 5 на 3.
Первое слагаемое 6, второе 2. Чему равна сумма?
Уменьшаемое 9, вычитаемое 5. Чему равна сумма? Почему это невозможно?
На сколько 8 больше, чем 2? Как узнали?
Чему равна сумма 5 и5?
На сколько 3 меньше, чем 7? Как узнали?
IV. Самостоятельная работа (по вариантам)
1 вариант
8 = 4 + . 8 = 3 + . 8 = 7 + . 8 = 5 + . 8 = 2 + . 8 = 1 + . |
9 = 4 + . 9 = 1 + . 9 = 7 + . 9 = 5 + . 9 = 3 + . 9 = 8 + . |
10 = 5 + . 10 = 1 + . 10 = 6 + . 10 = 8 + . 10 = 3 + . 10 = 4 + . |
2 вариант
5 + 5 – 7 – 3 + 6 – 2 + 3 – 6 + 9 – 4 – 3 =
Взаимопроверка.
V. Физминутка.
- Молодцы! Давайте за хорошую разминку подарим друг другу салютики.
(Дети садятся на корточки, опускают руки и начинают хлопать. Хлопая, дети поднимаются и поднимают руки над головой.)
Звукозапись “Волшебные звуки”.
VI. Работа над задачей.
1. Составные части задачи.
- Вы так дружно хлопали, что у Деда Мороза открылся мешок с подарками. Давайте посмотрим, что он нам принёс.
( Учитель достаёт из мешка таблички “решение”, “условие”, “ответ”, “вопрос”, “схема”)
- Что это?
2. Работа в парах.
- У вас в конвертах тоже лежат такие таблички. Давайте, разложим их по порядку.
Учитель приглашает к доске пятерых учеников, даёт каждому по одной табличке. По сигналу учителя дети должны встать так, чтобы части задачи расположились по порядку. Глядя на учеников у доски, ребята проверяют свою работу.
3. Постановка вопроса к задаче. (коллективно)
Учитель из мешка Деда Мороза достаёт рисунки с фрагментами из сказок.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
- По каким сказкам путешествовал Дед Мороз?
- Мы тоже встретимся с героями этих сказок, потому что в этих рисунках спрятаны задачи. Вот только у Деда Мороза в мешке всё перепуталось. Вопросы оторвались от рисунка с задачей. Давайте вернём задаче свой вопрос.
На доске ленты с вопросами.
Сколько гномиков осталось дома?
Сколько всего козлят на поляне?
На сколько поросят меньше, чем козлят?
4. Работа в группах по 4 человека.
- Составьте задачи. (каждая группа составляет одну задачу)
Дети рассказывают задачи.
На поляне было 5 козлят. К ним пришли ещё 2 козлёнка. Сколько всего козлят стало на поляне?
Дома было 7 гномиков. Один гномик вышел на улицу. Сколько гномиков осталось дома?
На поляне встретились 3 поросёнка и 7 козлят. На сколько поросят меньше чем козлят?
- Достаньте задачи из синего конверта. Прочитайте их. Проверьте, правильно ли мы справились с заданием?
- Какая задача вам показалась самой сложной?
- Давайте решим её вместе.
5. Коллективный анализ задачи на разностное сравнение.
- Прочитайте задачу.
- Прочитайте условие задачи. Вопрос.
- Какую выбрали схему? Почему?
- Что будет обозначать длинный отрезок? Почему?
- Что будет обозначать короткий отрезок? Почему?
(Дети в тетрадях зачерчивают схему задачи. Ученик - помощник у доски)
Заполнение схемы.
- Каким действием решим задачу? Почему?
- Что нам осталось сделать? Что надо сделать, что бы написать ответ?
6. Физминутка.
Дед Мороз. Волшебная музыка. Звукозапись.
- Молодцы, ребята! Вы так хорошо работаете, что мне захотелось показать вам, как я умею считать. Только вы мне помогите.
1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.
7. Работа в парах.
Дети решают задачу на нахождение остатка.
Проверка:
- Каким действием решили задачу? Почему?
8. Самостоятельная работа.
- Первую задачу решите самостоятельно.
(два ученика решают задачу у доски)
Проверка (коллективно)
VII. Итог.
Дед Мороз. Звукозапись.
- Ай да ребята! Ай да молодцы! Порадовали вы меня. Старайтесь также хорошо работать весь год. А самим то вам урок понравился? Хочется мне посмотреть. Кому урок очень понравился, наклейте на мой мешок круги, кому понравился урок, но не очень наклейте квадраты, а кому урок совсем не понравился, наклейте треугольники.
Звучит музыка. Дети наклеивают на мешок геометрические фигуры.
Ох, и весёлый мешок у меня получился! Весь год я его разглядывать буду и вас вспоминать. А через год я обязательно приду к вам и принесу свои волшебные подарки. До встречи!
- Почему вам урок понравился?