Открытый урок по математике в 1-м классе. Тема: "Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепить полученные ранее знания о задаче.

Задачи:

  1. Закрепить умение вычленять части задачи, составлять и решать задачи; продолжить работу над усвоением состава числа.
  2. Развитие логического мышления, внимания, аналитических способностей, навыков быстрого счёта
  3. Воспитывать сознательную дисциплину, прививать интерес к предмету.

Тип урока: Урок закрепления.

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.

Формы работы: общеклассные, групповые, индивидуальные.

Оборудование: цифровой веер, числовая таблица, магнитофон, карточки с индивидуальными заданиями, иллюстрации с изображением Деда Мороза, фрагментов из сказок “Три поросёнка”, “Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и семь гномов”, таблички с частями задачи (большие и в конвертах для работы в парах), задачи, ленты с вопросами задач, геометрические фигуры (для рефлексии).

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверить готовность к уроку.

- Мы друг друга понимаем?

Хором: Да, да, да!

- Хорошо всегда считаем?

Хором: Да, да, да!

- А задачи мы решаем?

Хором: Да, да, да!

- На уроке засыпаем?

Хором: ?

II. Актуализация опорных знаний. Цель.

На доске плакат с изображением Деда Мороза.

Рисунок1.

1. Предварительная беседа.

- Кто смотрит на вас с доски? (Дед Мороз)

- Случайно ли он здесь оказался?

- Как вы думаете, для чего он к нам пришёл?

2.Упражнение на расширение поля зрения. Работа с индивидуальными таблицами.

- Если вы успеете найти в этой таблице числа от 1 до 25 по порядку за полминуты, то сам дедушка Мороз заговорит с вами и вы точно узнаете, для чего он к нам пришёл?

11 23 8 14 5
1 4 24 20 17
19 6 16 2 21
15 22 9 25 12
3 13 18 10 7

3. Звукозапись.

Дорогие мои детки! Я поспорил с Бабою Ягой. Она говорит, что вы ничего не знаете, учиться не хотите, читать не любите, задачи решать не умеете. А я ей не верю. А чтобы не сомневаться в вас, я решил придти к вам и посмотреть, как вы научились работать на уроке, решать задачи. Ведь если Баба Яга права, то мне не надо к вам приходить и дарить вам подарки. Потому что лентяи и бездельники не заслуживают подарков.

- Слышали, что сказал Дедушка Мороз? Что же нам надо сделать сегодня на уроке?

III. Устный счёт. Разминка.

Работа с цифровым веером. Игра “Молчанка”.

Дети отвечают на вопросы учителя с помощью карточек с цифрами.

Задумали число, к нему прибавили 3 и получили 9. Какое число задумали?

К четырём прибавьте столько же. Чему равна сумма?

Уменьшите 6 на 1.

Увеличьте 5 на 3.

Первое слагаемое 6, второе 2. Чему равна сумма?

Уменьшаемое 9, вычитаемое 5. Чему равна сумма? Почему это невозможно?

На сколько 8 больше, чем 2? Как узнали?

Чему равна сумма 5 и5?

На сколько 3 меньше, чем 7? Как узнали?

IV. Самостоятельная работа (по вариантам)

1 вариант

8 = 4 + .

8 = 3 + .

8 = 7 + .

8 = 5 + .

8 = 2 + .

8 = 1 + .

9 = 4 + .

9 = 1 + .

9 = 7 + .

9 = 5 + .

9 = 3 + .

9 = 8 + .

10 = 5 + .

10 = 1 + .

10 = 6 + .

10 = 8 + .

10 = 3 + .

10 = 4 + .

2 вариант

5 + 5 – 7 – 3 + 6 – 2 + 3 – 6 + 9 – 4 – 3 =

Взаимопроверка.

V. Физминутка.

- Молодцы! Давайте за хорошую разминку подарим друг другу салютики.

(Дети садятся на корточки, опускают руки и начинают хлопать. Хлопая, дети поднимаются и поднимают руки над головой.)

Звукозапись “Волшебные звуки”.

VI. Работа над задачей.

1. Составные части задачи.

- Вы так дружно хлопали, что у Деда Мороза открылся мешок с подарками. Давайте посмотрим, что он нам принёс.

( Учитель достаёт из мешка таблички “решение”, “условие”, “ответ”, “вопрос”, “схема”)

- Что это?

2. Работа в парах.

- У вас в конвертах тоже лежат такие таблички. Давайте, разложим их по порядку.

Учитель приглашает к доске пятерых учеников, даёт каждому по одной табличке. По сигналу учителя дети должны встать так, чтобы части задачи расположились по порядку. Глядя на учеников у доски, ребята проверяют свою работу.

3. Постановка вопроса к задаче. (коллективно)

Учитель из мешка Деда Мороза достаёт рисунки с фрагментами из сказок.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

- По каким сказкам путешествовал Дед Мороз?

- Мы тоже встретимся с героями этих сказок, потому что в этих рисунках спрятаны задачи. Вот только у Деда Мороза в мешке всё перепуталось. Вопросы оторвались от рисунка с задачей. Давайте вернём задаче свой вопрос.

На доске ленты с вопросами.

Сколько гномиков осталось дома?

Сколько всего козлят на поляне?

На сколько поросят меньше, чем козлят?

4. Работа в группах по 4 человека.

- Составьте задачи. (каждая группа составляет одну задачу)

Дети рассказывают задачи.

На поляне было 5 козлят. К ним пришли ещё 2 козлёнка. Сколько всего козлят стало на поляне?

Дома было 7 гномиков. Один гномик вышел на улицу. Сколько гномиков осталось дома?

На поляне встретились 3 поросёнка и 7 козлят. На сколько поросят меньше чем козлят?

- Достаньте задачи из синего конверта. Прочитайте их. Проверьте, правильно ли мы справились с заданием?

- Какая задача вам показалась самой сложной?

- Давайте решим её вместе.

5. Коллективный анализ задачи на разностное сравнение.

- Прочитайте задачу.

- Прочитайте условие задачи. Вопрос.

- Какую выбрали схему? Почему?

- Что будет обозначать длинный отрезок? Почему?

- Что будет обозначать короткий отрезок? Почему?

(Дети в тетрадях зачерчивают схему задачи. Ученик - помощник у доски)

Заполнение схемы.

- Каким действием решим задачу? Почему?

- Что нам осталось сделать? Что надо сделать, что бы написать ответ?

6. Физминутка.

Дед Мороз. Волшебная музыка. Звукозапись.

- Молодцы, ребята! Вы так хорошо работаете, что мне захотелось показать вам, как я умею считать. Только вы мне помогите.

1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – за парту тихо сесть.

7. Работа в парах.

Дети решают задачу на нахождение остатка.

Проверка:

- Каким действием решили задачу? Почему?

8. Самостоятельная работа.

- Первую задачу решите самостоятельно.

(два ученика решают задачу у доски)

Проверка (коллективно)

VII. Итог.

Дед Мороз. Звукозапись.

- Ай да ребята! Ай да молодцы! Порадовали вы меня. Старайтесь также хорошо работать весь год. А самим то вам урок понравился? Хочется мне посмотреть. Кому урок очень понравился, наклейте на мой мешок круги, кому понравился урок, но не очень наклейте квадраты, а кому урок совсем не понравился, наклейте треугольники.

Звучит музыка. Дети наклеивают на мешок геометрические фигуры.

Ох, и весёлый мешок у меня получился! Весь год я его разглядывать буду и вас вспоминать. А через год я обязательно приду к вам и принесу свои волшебные подарки. До встречи!

- Почему вам урок понравился?