Развитие индивидуальных и творческих способностей каждого ребенка через развитие речи на основе деятельностно-ориентированного принципа в обучении

Разделы: Начальная школа


Развитие речи – составная часть единой системы учебных предметов. Оно направлено на осуществление всестороннего умственного и эстетического развития и воспитания.

Нынешняя программа обучения в первом классе не способствует развитию психологических новообразований по развитию речи. Поэтому работа по развитию речи требует времени и покажет эффективность этой работы в будущем.

Гипотеза: если осуществлять работу по развитию речи, используя УМК в системе всех учебных предметов и переходя от совместной коллективной деятельности к самостоятельной работе ученика, то результатом работы будет формирование умения самостоятельной работы по развитию речи и развитие творческих способностей.

Цель работы: развитие творческих и индивидуальных способностей ребенка через осуществление деятельностного подхода и переход от совместной с учителем деятельности к самостоятельной деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по деятельностно-ориентированному принципу в обучении.
  2. Создать систему разноуровневых заданий, повышающих грамотность речи.
  3. Соотнести результаты исследования с результатом образованности учащихся.

Как можно помочь ребенку овладеть грамотной русской речью? Во-первых – это овладение ребенком чтением и письмом. Во-вторых – это усвоение ребенком литературного языка, подчиненного нормам, умение отличать литературный язык от не литературного. И чтение, и письмо – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка. И в третьих – это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

В развитии речи выделяют три линии – работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа над связной речью. Важно, чтобы во всех этих видах работы ребенок мог самостоятельно добиваться результатов. Но прежде чем ребенок овладевает умениями самостоятельной работы над развитием речи, протекает процесс сотрудничества учителя и этого ребенка. Что такое самостоятельная работа над развитием речи? Это умение применить приобретенные в процессе сотрудничества не знания, умения и навыки. Потому является важным, на мой взгляд, так построить этот процесс, чтобы каждый ребенок в классе почувствовал, что он приобретает необходимые ему навыки. Сотрудничество в обучении – это совместный труд педагогов, взаимодействие учащихся друг с другом, с учителями, с внешней средой. Для него характерны: общая цель, коллективный поиск и усилия, активно – положительный стиль взаимоотношений. Процесс сотрудничества не является самоцелью, налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Этот процесс необходим для того, чтобы ученик быстрее стал сильным и самостоятельным, чтобы умел трудиться и в большом коллективе, и в малой группе, и самостоятельно.

Сотрудничество при развитии речи предполагает следующие условия:

  1. Осознание общей цели, которая мобилизует учителя и учащихся, стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности.
  2. Высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия, взаимная ответственность за результат деятельности.
  3. Активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых при решении каждой учебной задачи, взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь в затруднениях и учебных неудачах.
  4. Методика обучения, стимулирующая интересы учащихся, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество.
  5. Взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.
  6. Сотрудничество учащихся с работниками производства, библиотек, музеев, научных учреждений, вузов и других объектов социальной среды в процессе выполнения учебных задач.

Таким образом, деятельность учителя в процессе сотрудничества носит побуждающий характер. Важно таким образом построить сотрудничество, чтобы формирование навыков самостоятельной работы над построением предложения, над составлением рассказа стало результатом процесса сотрудничества. Важнейшее требование, предъявляемое к упражнениям по развитию речи формированию и развитию навыков самостоятельной работы – это систематичность и целенаправленность. Каждый вид упражнения связан с предыдущим, в тоже время должно вноситься в каждое упражнение что-то новое. Необходимо разнообразие упражнений. Но есть основное условие работы над развитием речи – это когда есть соответствующий фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи на уроке, в школьной деятельности, здоровая речевая среда (хотя бы во время занятий), изучение грамматики и орфографии.

Первое требование – требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знаниях фактов, их наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания или воображаемые картины. Содержание для бесед, рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания – вся окружающая ребенка жизнь.

Второе требование – требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем ребенок говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Третье требование – точность речи, то есть умение говорящего и пишущего не только передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присуще изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова – синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Четвертое требование – выразительность. Это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фраз, выбором слов, настроением рассказа.

Пятое требование – ясность речи – доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносимая сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии.

И выразительность, и ясность речи предполагают также ее чистоту, то есть отсутствие лишних слов, так называемых слов – паразитов.

Таким образом, оценивая результат совместной деятельности учителя и ученика или результат самостоятельной деятельности ученика – речь, имеет смысл руководствоваться выше перечисленными критериями.

Развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, мыслить, действовать и развиваться через деятельность. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития ребёнка. Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания”. Индивидуальные и творческие способности учащегося связаны с его мышлением. Следовательно, развитие этих способностей предполагает развитие мышления. Однако отождествлять развитие речи и развитие мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Но работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления, а, следовательно, и индивидуальных творческих способностей.

В основу деятельностного подхода положена идея возможно большей эффективности обучения для общего развития школьников. Для методики развития речи, применяемой в начальном обучении, типично требование пересказывать прочитанное. Например: “Передайте содержание прочитанного; расскажите сказку; перескажите текст; и т. д. ”. Но еще К. Д. Ушинский справедливо указал: “Пересказывание прочитанного своими словами весьма плохое упражнение дара слова. Здесь ребенок борется с развитой формой мысли и языка, которая гораздо выше его собственного развития, и достигает только того, что пропусками, недомолвками, нелогичным перестанавливанием мысли искажает и мысль, и речи писателя”. Пересказывание прочитанного целиком и полностью должно исключаться. В учебнике “Родное слово” за первый класс очень много заданий, которые предлагают придумать окончание какого-либо рассказа или прочитать начало произведения, а затем придумать и рассказать что было дальше, то есть возникает потребность в самостоятельной деятельности, например, дополнительно прочитать данное произведение в другом источнике.

После прочтения текста желательна только непринужденная беседа в связи с прочитанным, а не полный анализ текста. Дети сами должны раскрывать свои чувства, мысли, высказывать свое отношение к героям произведения, к событиям, о которых говорится в тексте.

При деятельностном подходе к развитию речи нужно большое место отводить словарной работе, то есть разъяснять новое значение слова не только с помощью подстановки синонима, так как это приводит к тому, что своеобразие значения слова стирается и лишается возможности передать какие-то оттенки мысли, но и строить разъяснение нового слова на раскрытии своеобразия его значения.

Например, в рассказе “Рыжуха и волк” есть такое предложение: “А той порой рыскал в поле голодный волк”. На мой вопрос: “Рыскал - как вы понимаете это слово?” - Алена И. отвечает: “Значит, он ходил и искал”. Ответ правильный с точки зрения использования приема подстановки синонима: рыскал – ходил, искал. Но это не отображает специфики значения данного слова, поэтому я виду мысль детей дальше:

Учитель: - Подумайте, верно ли Алёна раскрыла значение слова рыскал, можно ли употребить это слово по отношению к человеку, который ходит по улице?

Саша У.: - Волк все время ходил и искал.

Учитель: - Что же он искал?

Максим М.: - Он хотел найти что-нибудь поесть.

Саша У.: - Во все стороны бросается.

Итак, появились элементы, достаточные для того, чтобы определить тот специфический оттенок, который придает данному слову своеобразие. Я объединяю элементы, отмеченные детьми по частям, и даю полное определение слову рыскал.

При этом полезно не только раскрывать значения данного слова, но и сопоставлять его со словом, близким по значению (например, рыскал – бегал). Сопоставление играет существенную роль в том, чтобы выявить значение поясняемого слова в его специфике и в то же время отграничить от синонима.

Значительное место в развитии способностей ребенка через развитие речи занимает написание сочинений школьниками. Авторы развивающего обучения Занков Л. В. , Давыдов В. В. , Эльконин предлагают писать сочинения без предварительной специальной подготовки (проработка содержания, словарная и орфографическая подготовка). Сочинения писать лучше без плана, так как специальная подготовка и план ограничивают индивидуальное раскрытие темы и воплощение задуманного содержания в той речевой форме, которая соответствует индивидуальным особенностям личности данного ребенка. Своеобразие написания детьми сочинений (в первом классе мини-сочинения в книжках-малышках, по тематическим рисункам и т. д. ) предоставляет простор индивидуальности ребенка, его целостной личности.

Чтение детских сочинений в классе будит в детях любование искусством слова и, следовательно, желание писать. Очень важно, чтобы учитель сам выразительно прочитал лучшие детские сочинения, интонационно акцентируя те места, где содержание темы раскрывается в том индивидуальном понимании и прочувствовании, которое свойственно данному ребенку. Этот элемент работы над уже написанными сочинениями возможен лишь, когда сочинения пишут без плана.

Таким образом, обобщая теоретический материал по теме, я делаю вывод, что работа по развитию речи должна обязательно повлечь за собой развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся. Для воплощения процесса сотрудничества, на мой взгляд, успешнее использовать в работе деятельностный подход к обучению. В качестве результата своей научно-методической работы я ставлю обогащения УМК, направленного на развитие речи.

Список использованной литературы.

  1. Безруких М. М. , Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М. : Просвещение, 1991.
  2. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 1992.
  3. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М. : Новая школа, 1996.
  4. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей.
  5. Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? - Томск: Пеленг, 1993.