Урок по технологии на тему: "Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия"

Разделы: Технология


Тема модуля: '' Проектирование и изготовление швейного изделия''.

Тема раздела: '' Технология обработки плечевого изделия''.

Дидактическое обоснование урока.

Цели урока:

  • образовательная –
    • ознакомить учащихся с различными спосо бами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;
    • научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных де талей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
  • развивающая – развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;
  • воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности;
  • профориентационная – обобщить знания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  • кабинет технологии;
  • утюг, гладильная доска;
  • сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло;
  • ткань для раскроя изделия.
  • видеофильм ''Раскрой ночной сорочки''.

Дидактическое обеспечение:

  • учебники: ''Технология –7 кл.'' В.Д. Симоненко; ''Технология обработки ткани 7-9 кл.'' В.Н.Чернякова.
  • рабочая тетрадь;
  • альбом;
  • дополнительная литература – ''Словарь модельера'';
  • плакат ''Раскладка деталей выкройки на ткань'';
  • учебно-техническая документация:
  • технологические карты;
  • инструкционные карты;
  • инструкционно-технологические карты;
  • информационные карты;
  • объект труда: ночная сорочка, сарафан, халат;
  • образцы поузловой обработки: обработка горловины, обработка нижнего среза рукава, обработка швов вразутюжку и взаутюжку;
  • материалы для контроля знаний учащихся:
  • карточки-задания;
  • тесты;
  • кроссворды.

Методы обучения: объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ботаника – значение растений и хвойных деревьев в жизни человека; технология 5 кл. - виды волокон, строение ткани.

На классной доске: подкройной и цельнокроеный подборт, застежка, петля, дублирование деталей, клеевая прокладка.

Словарь моды: подборт - деталь изделия, предназначенная для обработки борта, выкроенная по его форме; оборки – различной длины и ширины полоски материи, выкроенные по прямой, присборенные с одной стороны.

Литература для учителя.

  1. Примерные программы по образовательной области ''Технология'' В.Д.Симоненко- 2000 г.
  2. Технология – 7 кл.- В.Д. Симоненко – 2000 г.
  3. Технология обработки ткани –7 –9 кл. В.Н. Чернякова –1999 г.
  4. Трудовое обучение – 7 кл.
  5. Литература для внеклассного чтения учащихся
  6. Ты и твоя профессия – М.А.Бендюков.

Ход урока

Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • заполнение учителем классного журнала;
  • проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;
  • настрой учащихся на работу;
  • доведение до учащихся плана урока.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания:

1. Проверить требования подготовки выкройки, нормы прибавки припусков на швы.

2. Проверить правила техники безопасности при работе с острыми и режущими инструментами.

3. Актуализация знаний учащихся:

3.1 Проверка знания материала прошлых занятий по карточкам-заданиям.

 

1 2
4 3
4
5 6
5
6 7
7 9 8 8
9

 

4. Изложение нового материала.

Сообщение познавательных сведений.

Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.

Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.

Шерстяные ткани (плательные) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом , так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.

Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.

Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.

Подготовка ткани к раскрою.

  1. Определить ткань по волокнистому составу.
  2. Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.
  3. Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.
  4. Проутюжить ткань.
  5. Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.
  6. Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

Раскладка деталей выкройки на ткани.

При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону. В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.

При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.

По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.

При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.

  1. Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами:
    в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь;
    в разворот- ткань развернута в ширину.
  2. Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.
  3. Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо , чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку(см. рис.50, стр.127).
  4. Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.
  5. Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.
  6. Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.

Раскрой.

  1. Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.
  2. К первой примерке вырезать только крупные основные детали.
  3. Мелкие детали рекомендуется вырезать после внесенных уточнений.

Закрепление знаний учащихся.

Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.

Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.

Физкультминутка.

Практическая работа ''Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой''.

Вводный инструктаж:

Задание 1.

Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.

Задание 2.

Подготовить ткань к раскрою.

Задание 3.

Разложить детали выкройки на ткани.

Контроль.

  1. Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?
  2. Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?
  3. Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?
  4. Правильно ли даны припуски?

Задание 4.

Произвести раскрой.

Контроль.

  1. Все ли детали кроя в наличии?
  2. Нанесены ли контрольные точки по линии талии.
  3. Равномерны ли припуски на швы?
  4. Указано ли направление долевой нити ткани.
  • ознакомление с учебно-технической документацией.
  • предупреждение о возможных трудностях;
  • инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, булавками.

6.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

6.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

6.3.1. Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;
  • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

Усвоение новых знаний.

  • проверка правильности использования использования учащимися учебно-технической документации;
  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

Целевые обходы рабочих мест учащихся:

  • Первый обход: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и заданий;
  • Второй обход: концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
  • Третий обход: проверить правильность ведения самоконтроля.
  • Четвертый обход: проверить правильность соблюдения технических условий в работе. Произвести приемку и оценку работ.

Выдать дополнительные работы наиболее успевающим учащимся.

Заключительный инструктаж.

7.1. Закрепление изученного материала.

а) задание на выбор правильной последовательности.

б) тест: Раскрой.

7.2. Подвести итоги работы – сообщение о достижении целей урока.

  1. Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
    сообщить оценку качества работы каждого учащегося;
    выставить оценки в журнал и дневники учащихся.
  2. Отметить, кто из учащихся добился отличного качества работы.
  3. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся.
  4. Сообщение о теме следующего урока:
    подготовка деталей кроя к обработке;
    подготовка изделия к первой примерке.
  5. Задание учащимся на подготовку к следующему уроку:
    а) прочитать № 22 стр. 126-129, ответить на вопросы.
    б) Принести: крой, швейные иглы, портновские булавки, мелок или мыло, белые нитки, альбом с образцами стежков (копировальных).
    в) повторить технологию обработки кроя копировальными стежками.

Проект:

  1. Сделать зарисовки деталей кроя в проектных листах.
  2. Зарисовать план раскладки лекал на ткань.

8. Уборка рабочих мест.