Методическая разработка урока чтения во 2-м классе: "А.Толстой. "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Два мира в сказке"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Герои сказки. Два мира в сказке”.

Предмет изучения: главы из сказки А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.

Цели:

  • Обучающие:
    • определить характеры героев через исследование их поступков и действий;
    • выявить положительных и отрицательных героев произведения, выяснить основные отличия.
  • Развивающие:
    • развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
    • развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;
    • развивать навык выразительного чтения по ролям.
  • Воспитательные
    • воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.

Тип урока: Обобщающий.

Оборудование:

  1. Учебник “Маленькая дверь в большой мир”, 2 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
  2. Тетрадь по чтению к учебнику “Маленькая дверь в большой мир”.
  3. Рисунки героев сказки “Золотой ключик…”
  4. Рисунок сказочных дверей: одна дверь яркая, светлая, другая – мрачная, тёмная.
  5. Рисунки с изображением мальчика, девочки, черепахи, пса, лисицы, кота.
  6. Таблица “Приметы сказки”.
  7. Таблица “Жанры произведений”.
  8. Табличка с фамилиями писателей.
  9. Аудиозапись песни Буратино.
  10. Игрушка – домовёнок Афанасий.
  11. Модель Золотого ключика.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой

– Дорогие ребята! Сегодня у нас важный день. Нас ожидает множество встреч. Во-первых, у нас в гостях старый знакомый домовой Афанасий. Во-вторых, мы встретимся сегодня с героями изученного произведения. А гостям принято дарить подарки. Подарком для наших гостей будет ваше активное участие в исследовании характеров героев произведения.

II. Активизация познавательной деятельности

– Ребята, помогите мне, пожалуйста, у меня возникла небольшая проблема: никак не могу понять, что за фамилии написаны на этой табличке, и какая между ними связь:

  • Алан Мил
  • Борис Заходер
  • Карло Коллоди
  • Алексей Толстой

(Борис Заходер пересказал сказку Алана Милна “Винни Пух”, а Алексей Толстой по мотивам сказки Карло Коллоди написал произведение “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)

– Ну что же, спасибо большое за помощь. Действительно, я вспомнила, что А. Н. Толстой, прочитал произведение итальянского писателя Карло Лоренцини про смешного человечка Пиноккио, так полюбил этого героя, что решил написать свою книжку про весёлого, задорного мальчишку Буратино. Афанасий мне подсказывает, что я перепутала фамилию итальянского писателя. Я действительно что-то перепутала? (Литературный псевдоним Карло Лоренцини – Коллоди.)

– Что же за произведение получилось у А. Толстого? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)

– Почему автор так назвал своего героя? (Буратино в переводе с итальянского обозначает “сделан из дерева”.)

– Как вы считаете, к какому жанру литературы относится это произведение? (Сказка.)

– Если это сказка, то в ней обязательно должны быть сказочные приметы. Какие сказочные приметы вы нашли в этом произведении? (Работа по таблице “Приметы сказки”). (Вымысел.)

“Приметы сказки”

  1. Зачин
  2. Вымысел
  3. Неделимые словосочетания
  4. Устаревшие слова
  5. Троекратный повтор
  6. Концовка

– Что здесь является вымыслом? (Сказочные герои, сказочные предметы, сказочные явления.)

– Какого вида эта сказка? (Авторская.)

– А чем схожи все сказки? (В сказках добро побеждает зло.)

– Все ли герои в сказках одинаковы? (Нет, есть положительные, а есть отрицательные.)

III. Целеполагание

– Значит, во всех сказках существует мир добра и зла. Перед вами две дверцы. Как вы думаете, какая дверь ведёт в мир добра и почему? (Светлая дверь ведёт в мир добра, потому что добро должно быть ярким, светлым, радостным.)

– Верно.

В любимой нашей сказке
Есть волшебная стена
В стене той заветная дверца
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открываем
Заветную дверцу в стене
Живущие в сказке герои
Мечтают о счастье, добре.

– Хотелось бы вам открыть эту дверцу? (Очень)

– Сегодня мы широко распахнём эту волшебную дверцу для положительных героев сказки. А тёмную, мрачную дверь мы чуть-чуть приоткроем и направим туда отрицательных героев. В гостях у нас герои сказки “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Наша задача – определить место героев либо в стране добра, либо в стране зла, исследовав их характеры и поступки.

IV. Исследование характеров положительных героев

– Встречайте первого героя.

Звучит песенка Буратино. На доске появляется рисунок героя. После слов песни “Скажите, как его зовут?”, дети хором отвечают: Буратино!

– Как вы считаете, какой это герой?

Дети отвечают: положительный. Появляется домовой Афанасий.

– Постойте, постойте. Я не согласен. Ведь Буратино непослушный, невоспитанный, неряшливый, грубиян, шалун, не хочет учиться. Разве можно его отправлять в страну добра?

– Ребята, что вы можете возразить Афанасию? (У Буратино есть и положительные, и отрицательные черты характера.)

– Хорошо, давайте разберёмся. В тетради по чтению есть задание, которое поможет вам разобраться, какие положительные и какие отрицательные черты есть у Буратино. Поработайте в парах, обсудите, посоветуйтесь друг с другом и сделайте вывод о характере Буратино.

Работа в парах по заданию в тетради.

– Назовите отрицательные качества. (Непослушность, невоспитанность.)

– Подтвердите словами из текста, что Буратино был невоспитанным.

Сцена завтрака у Мальвины. Чтение по ролям.

– Какое самое главное положительное качество Буратино? (Настоящий друг.)

– Докажите примерами из произведения. (Пересказ фрагментов из сказки.)

– Достоин Буратино остаться в стране добра? (Перемещаем фигурку Буратино за светлую дверь.)

– А какие черты характера Буратино вы находите у себя? (Рассуждения детей.)

– Действительно, Буратино похож на простого мальчишку. Но у него есть одно замечательное качество: он никогда не бросит друга в беде, он сам – настоящий друг. Как вы, наверное, уже догадались, что в страну добра он зовёт и своих друзей. Эта девочка с кудрявыми голубыми волосами была самой красивой куклой из кукольного театра Карабаса Барабаса. Кто же это? (Мальвина.)

На доске появляется фигурка Мальвины.

– Почему же Буратино так отчаянно защищал Мальвину, несмотря на то, что она – девчонка, да ещё так строго его воспитывала? (Мальвина – хороший друг, она хотела, чтобы Буратино стал грамотным.)

– Найдите и подготовьте чтение по ролям отрывка о том, как Мальвина терпеливо обучала Буратино математике.

Работа в группах, чтение по ролям.

– А чем наши девочки похожи на Мальвину? (Рассуждения детей.)

– Достойна Мальвина отправиться в страну добра? (Передвигаем фигурку за светлую дверь.)

Кого ещё из героев сказки поселим в стране добра и почему? (Рассуждения детей: Артемона, Пьеро, папу Карло, черепаху Тортилу.)

– Как мы назовём всех этих героев? (Положительные, они совершают добрые поступки.)

– Как автор относится к этим героям?

V. Физминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

VI. Исследование характеров отрицательных героев

– Кого вы считаете отрицательными героями сказки? (Карабаса-Барабаса, Дуремара, лису Алису, кота Базилио)

– В какую страну оправим этих героев? (В Страну Зла)

– А как сам автор назвал в произведении страну зла? (Страна Дураков)

– Докажите на примерах их скверных поступков их отрицательные черты.

Дети рассуждают и доказывают.

– Определите самое подходящее качество характера каждому из этих героев.

  • Карабас-Барабас – жестокость,
  • Дуремар – глупость,
  • Лиса Алиса – хитрость,
  • Кот Базилио – жадность.

– Какие стишки сочинил Пьеро про этих героев?

Выборочное чтение.

– Как относится автор к этим героям? Приоткроем дверь в Страну Дураков и отправим туда отрицательных героев. (Перемещаем фигурки за тёмную дверь.)

VII. Обобщение. Два мира в сказке

– Есть ещё один герой в сказке, очень важный и значимый. Из-за него началась борьба между добром и злом. Что это за герой? (Золотой ключик)

Для чего нужен Золотой ключик Карабасу-Барабасу?

– С какой целью искал ключик Буратино?

– Кто же раскрыл тайну Золотого ключика?

– А какую волшебную дверь хотели бы открыть вы? (Дверь, которая ведёт в Страну Доброты)

– А как быть с тёмной дверью? (Дети предлагают закрыть её Золотым ключиком навсегда.)

– В сказке добро опять победило зло. Мы увидели, что в этом произведении много действующих лиц, множество событий, произведение большое по объёму. Давайте уточним жанр этого произведения.

Работа по таблице “Жанры литературных произведений”

  • Сказка
  • Повесть
  • Роман
  • Быль
  • Рассказ
  • Сказочная повесть
  • Стихотворение

Дети определяют жанр произведения, как сказочная повесть и доказывают это.

VIII. Домашнее задание

– Ребята, а домовой Афанасий приготовил вам необычное задание на дом: вы должны превратить фигурки людей и животных в героев сказочной повести “Золотой ключик или Приключения Буратино”.

Дети получают рисунки. На рисунках изображены фигурки животных и людей, дети должны дорисовать характерные детали, чтобы они стали похожи на героев сказки.

IX. Рефлексия

– Вам понравился урок?

– Что именно понравилось?

– В какой стране вам хотелось бы побывать вместе с героями сказочной повести?

– А ваша активная работа пришлась по душе Афанасию и он решил вам поставить оценку “5”. Молодцы! Вы это заслужили. Спасибо за урок.