Интеллектуальная игра "Путешествие в природу" (2—3-й классы)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся начальных классов;
  • повышение общей осведомленности и образованности учащихся, их познавательной и творческой активности;
  • поиск и поддержка одаренных и талантливых детей;

Оборудование: “Цветик-семицветик”, жетоны семи цветов, 2 коробочки для жетонов, корм для птиц (2 набора), секундомер, карточки со стихотворениями, 2 листа чистой бумаги для записи названий семян, 2 ручки, 2 набора карточек с цифрами: 1,2,3, мешочек с жетонами.

Организационный момент. Команды под музыку выходят на сцену.

Ведущий. Добрый день, девочки, мальчики! Сегодня у нас игра “Путешествие в природу”. Число “7” является её символом. В каждой команде 7 человек, в игре 7 конкурсов. Задание каждого конкурса представлено на лепестках цветика-семицветика. Семёрка в древности была окружена большим почётом. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки типа “Семь бед — один ответ”, “На седьмом небе” и т. п.

“Семь” считали магическим и священным числом. Семь дней в неделе. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).

Не случайно в радуге семь цветов и на свете семь чудес.

Нередко приписывают числу семь таинственную силу: знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

Волшебное число “семь” широко использовалось в сказках, мифах.

(Команды-участницы занимают места за столиками.)

Ведущий. Ребята, перед вами цветик - семицветик. Но сегодня этот цветок не будет исполнять ваши желания, а будет давать вам задания. За каждое выполненное задание вы будете получать жетоны цвета лепестка.

После каждого конкурса будет следовать подведение итога.

Порядок выполнения конкурсных заданий определяете вы, вынимая по очереди из мешочка цветной жетон. (Белые лепестки с названиями конкурсов закрыты лепестками семи цветов. Участникам игры предоставляется поочередно доставать из мешка цветной жетон. Соответственно цвету жетона открывается лепесток семицветика).

Рекомендации к проведению игры:

1. Музыкальная пауза проводится по усмотрению ведущего. Например: “Все вы знаете, что есть танец маленьких утят, а вы попробуйте исполнить танец маленьких бегемотиков”.

2. Домашнее задание по подбору загадок даётся заранее. Каждой команде подготовить по две загадки: о животных, о растениях.

Ход игры

Зелёный лепесток. “Поразмыслим не спеша”

У каждой команды на столе лежат карточки с цифрами от 1 до 3. Свой ответ ребята показывают на карточках.

Вопросы 1 команде:

1 .Какая змея самая ядовитая?

- гадюка

- гремучая змея

- кобра

2. Почему дрожит мышка?

- оттого, что боится кошку

- чтобы проверить шкурку

- чтобы согреться

3. Почему у журавля один птенец?

- сильный убивает слабого

- откладывает всего одно яйцо

- вылупившийся птенец выбрасывает остальные яйца

Вопросы 2 команде:

1. Зачем зайцу большие уши?

- чтобы лучше слышать

- для торможения на поворотах

- чтобы не перегреться

2. Зачем страус голову в песок прячет?

- от страха

- освобождается от паразитов

- разыскивает пищу

3. Почему тюленёнок растёт как на “дрожжах”?

- много ест

- много спит

- мало двигается

Оранжевый лепесток. “Угадай-ка!” Домашнее задание

1-ая о животных

2-ая о растениях

Команды обмениваются загадками.

Загадки ведущего.

Загадка для первой команды.

Выросла травка

К пище приправка.

Её пожитки –

Душистые нитки. (Укроп)

Загадка для второй команды.

Ох и зол, хоть мал

В солнце стрелки выпускал

Мы сломаем стрелки –

Сделаем свистелки. (Лук)

За каждую угаданную загадку команда получает жетон оранжевого цвета.

Фиолетовый лепесток. “Птичьи секреты”

Ведущий. Наблюдать за птицами очень интересно, главное - притаиться и не спугнуть их. Если поставить в лесу кормушку и приходить с кормом каждый день (в одной и той же одежде), подходя днём за днём всё ближе и ближе, то можно приучить птиц не бояться вас и даже клевать зёрнышки прямо с рук. Попробуйте!

Вопросы 1 команде.

1. Какая лесная птица весной и осенью меняет цвет своего оперения? (Белая куропатка)

2. Что буквально означает выражение “как с гуся вода”? (Оперение гуся всегда покрыто жиром, поэтому вода не смачивает перья, а скатывается с них.)

Вопросы 2 команде.

1. Зачем скворцы и галки “катаются” верхом на коровах, овцах и лошадях?

(Скворцы и галки таскают шерсть для своих гнёзд и выклёвывают насекомых и их личинок из шерсти животных.)

2. Какие зёрна любят стрижи? (Стрижи зёрен не клюют, они питаются только насекомыми.)

Практическая работа.

В зимнее время корма для птиц в природе недостаточно, поэтому мы можем встретить птиц рядом с жильём человека. Мы должны помочь птицам. Кормушка наша пуста.

Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.

Дети рассматривают образцы семян, лежащих на столах в тарелочках.

-Давайте составим список семян, которые любят птицы.

Красный лепесток. “Проблемный вопрос”

Ситуация 1.

Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Вопрос.

Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу костёр разжигать нельзя?

Ситуация 2.

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

-Что ты делаешь? - спросила старушка.

-Пчёл прогоняю, они цветы жалят.

Старушка улыбнулась и подозвала к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивлённо пожав плечами.

-А я и не знал об этом.

Вопрос.

Что рассказала Олегу старушка?

Жёлтый лепесток. “Тайны лесной тропинки”

Ведущий. Королева Зла наколдовала так, что при записи стихотворений писателей-классиков, мы пропустили некоторые слова, обозначающие названия деревьев. Какие это слова? Назовите автора стихотворения.

(Каждой команде предлагается на карточках по три отрывка из стихотворений.)

Стихотворения для 1 команды.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку - сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася ... (сосна)

С. Есенин

Пусть сосны и ... (ели)
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.

Ф. Тютчев

Улыбнулись сонные ... (берёзки)
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

С. Есенин

Стихотворения для 2 команды.

... душистая (черёмуха)
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.

С. Есенин

Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее крутом,
... зелёный над холмом. (дуб)

А. С. Пушкин

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему, -
И на ветках... (берёз)
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез.

И. Никитин

Синий лепесток. “Поляна любителей книг”

Ведущий. Вот “Поляна любителей книг”. Давайте передохнём. Ребята, вы любите читать? Давайте проведём викторину.

- Узнайте по описанию.

Задание 1 команде:

“Он только что выстриг себе заднюю половину туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом. На передней лапе серебряные часы”. (Артемон. А. Толстой “Золотой ключик, или приключения Буратино”.)

Задание 2 команде:

“Молодая рыжая собака - помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу”. (Каштанка. А. Чехов.)

Ведущий. Продолжаем нашу викторину. Подскажите, в кого превращались…

1 команде:

1. Князь Гвидон - в комара, муху, шмеля.

2. Одиннадцать братьев - в принцев из сказки Г.-X. Андерсена, “Дикие лебеди”,

2 команде:

1. Гадкий утёнок - в лебедя из сказки Г. -X. Андерсена.

2. Девочка Айога из нанайской сказки - в гусыню.

Зелёный листик. “От мухи до слона”. Игра со зрителями

Ведущий. Ребята, у вас есть возможность тоже заработать жетон, подарить его команде, за которую вы болеете.

Хоровая игра “От мухи до слона”.

Нужно назвать недостающие имена животных - самых известных литературных героев.

1. Муха (Цокотуха).

2. Пчела (Майя) - “Приключения пчелы Майи” В. Бонзельса.

3. Курочка (Ряба).

4. Уточка (Серая шейка) - из сказки Мамина-Сибиряка.

5. Черепаха (Тортила) - “Золотой ключик” А. Толстого.

6. Медведь (Балу) - “Маугли” Р. Киплинга.

7. Крыса (Шушара) - “Золотой ключик” А. Толстого.

Ведущий. Назовите сказки и пословицы, в названиях которых есть число семь.

Например. Семеро с ложкой - один с сошкой. Лук от семи недуг. Седьмая вода на киселе. За семь вёрст киселя хлебать. На седьмом небе. Семь чудес света. Семь бед - один ответ. Семь раз примерь, один раз отрежь. У семи нянек дитя без глазу.

Белый лепесток. Блиц турнир

Даётся 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ - жетон.

Вопросы 1 команде:

1. Сколько лучей у снежинки? (Восемь)

2. Сколько ушей у трёх мышей? (Шесть)

3. Какой месяц идет после июня перед августом? (Июль)

4. Какая птица откладывает яйца в чужом гнезде? (Кукушка)

5. Лиственное дерево, у которого листья, как иголки? (Лиственница)

6. Какого цвета незабудки? (Голубые)

7. Какую птицу называют “белобока”? (Сорока)

8. Кто рисует зимой на окнах? (Мороз)

9. Дерево у которого белый ствол? (Берёза)

10. Самое высокое животное? (Жираф)

11. Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый.. (Медведь)

12. Бел, а не сахар, ног нет, а идет? (Снег)

13. Когда ёж не колется? (Когда только родился)

14. Назовите какое растение говорит, где оно живёт? (Подорожник)

15. Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)

16. Где у кузнечиков ухо? (На ноге)

17. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

18. Где хранилась смерть Кощея Бессмертного? (В яйце)

19. На ком ехал Иван-царевич? (На волке)

20. Родилась в воде, живёт на земле? (Лягушка)

Вопросы 2 команде:

1. Назовите первый месяц зимы? (Декабрь)

2. Сколько морковок заяц может съесть натощак? (Одну)

3. Съела зайца и ловит второго чёрно-бурая злая.. (Лисица)

4. Как звали дедушку, который спас зайцев от наводнения? (Мазай)

5. Назовите последний месяц осени. (Ноябрь)

6. Какого цвета цветки мать-и-мачехи? (Жёлтые)

7. Птица с красной грудкой, которую можно увидеть зимой. (Снегирь)

8. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застала. (Туча)

9. Яд каких животных используется человеком в медицинской практике? (Пчёлы, змеи, лягушки)

10. Зачем белке? хвост? (Рулить)

11. Что ест жаба зимой? (Ничего)

12. На ком совершила путешествие Дюймовочка в теплые края? (На ласточке)

13. В какой сказке девочка идет зимой в лес за подснежниками? (12 месяцев)

14. Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата)

15. Пингвин - птица или нет? (Птица)

16. Какая птица выше всех летает? (Орёл)

17. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)

18. Состояние реки, когда вода заливает большие территории? (Половодье)

19. Какой снег тает быстрее - чистый или грязный? (Грязный)

20. Самый чистоплотный зверёк? (Барсук)

Подведение итогов.

Ведущий. Дорогие ребята! Нам очень приятно было встретиться с вами, мы рады, что вы приняли участие в интеллектуальной игре “Путешествие в природу”. Надеемся, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наша игра показала, что вы много знаете.

Награждение победителей.

Ведущий. Спасибо за участие! До новых встреч.