Долговременная игра для младших школьников "Ручеёк жизни"

Разделы: Внеклассная работа


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ “Мир начинается с тебя”

1. Полное название программы “Мир начинается с тебя” (воспитательная программа для учащихся начальной школы в форме долговременной игры, с элементами проектной деятельности)
2. Сроки реализации программы 1 учебный год
3. Цели и задачи программы

Цель программы: Пробудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития.

Задачи:

  • развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
  • способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
  • развивать умение гармонизировать различные стороны своей личности;
  • приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
  • раскрывать творческий потенциал ученика;
  • формировать лидерские качества.
4. Автор программы Педагог – организатор Янюшкина О. М.;
5. Постановка проблемы, краткое содержание программы Проблема:

Содержание программы предполагает изучение вопросов этики, морали, психологии, физиологии и гигиены человека.

Программа обучения состоит из четырех направлений:

  • познавательная деятельность – раздел курса ССЛ “Начала этики";
  • игровая деятельность – долговременная игра “Ручеек жизни”;
  • проектная деятельность;
  • самоуправленческая деятельность.
6. Количество участников, задействованных в реализации программы 117 учащихся 1-4 классов
7. Кадровое обеспечение программы Педагог – организатор Янюшкина О. М;

Классные руководители 1-4 классов – 8 педагогов

Педагог – психолог – Москаль И.В.;

Социальный педагог – Каменнова Е. М.;

8. Ожидаемый результат Приобретение учащимися навыков самопознания, раскрытие у каждого ребенка интереса к различным видам деятельности и вовлеченность в деятельность, раскрытие творческого потенциала ребенка, приобретение ребенком возможностей изменения своей роли и позиции в предлагаемой деятельности.
9. Особые отметки и примечания В ходе реализации программы каждый классный руководитель и служба сопровождения школы отслеживают уровень вовлеченности каждого воспитанника в работу и степень активных и сознательных действий по саморазвитию и самовоспитанию.

Пояснительная записка

Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания отражает государственную политику в образовательных учреждениях, вызывает необходимость осмысления проблемы целеполагания целостной организации образовательного процесса учащихся. Процесс модернизации образования поставил перед школой серьезные воспитательные задачи. Их решение зависит от выявления и осмысления реального уровня воспитанности современных школьников, что требует совершенствование воспитательной среды в условиях современной школы. Организация воспитательного процесса в школе предусматривает создание такой воспитательной среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно – культурных и нравственных ценностей.

ЦЕЛЬ: Пробудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития.

Задачи:

  • развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
  • способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
  • развивать умение гармонизировать различные стороны своей личности;
  • приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
  • раскрывать творческий потенциал ученика;
  • формировать лидерские качества.

Реализация программы

Программа воспитательного курса реализуется через четыре направления:

1 направление – раздел “Начала этики” курса “Самосовершенствование личности” (в основе лежит технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко, д.п.н., профессор, руководитель Центра МАНПО).

2 направление – раздел “Игровая деятельность”, долговременная игра “Ручеёк жизни” (в основе лежит программа “Рост”, творческого коллектива Комитета РФ по делам молодежи).

3 направление – раздел “Проектная деятельность”, деятельность творческих лабораторий (в основе лежит технология проектов А.И. Савенкова).

4 направление – раздел “Самоуправленческая деятельность”.

Долговременная игра “Ручеек жизни”

Игра является полигоном для социальных проб, т.е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе игры проблем конструктивного межличностного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми. Важнейшей педагогической задачей в процессе проведения игры является научение детей началам мотивации.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики, его отношение с окружающими людьми и самим собой. Сама природа игры уникальна: объединение в общем переживании, деятельном сотрудничестве общей радости, которую приносит коллективный успех, и горечи общего поражения. Игра имеет свои особенности:

  • коллективный характер деятельности;
  • актуальность содержания, позволяющая придать игре острый, наступательный характер; ролевая игра
  • педагогический подход к распределению ролей (поручение ролей не лидерам, “звездам”, а ученикам, нуждающимся в коррекции своих недостатков).

Основная цель: формирование у младшего школьника стремления реализовать себя, выступить в роли лидера.

Задачи направления:

  • ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического развития, совершенствования;
  • формировать положительное отношение и восприятие нравственно- этических ценностей общества;
  • раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого участника;
  • формировать лидерские качества.

Ожидаемый результат.

В ходе обучения по программе ребенок должен научиться:

  • использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формированию классного коллектива;
  • раскрывать собственный творческий потенциал;
  • применять полученные знания на практике;
  • принимать на себя роль ведущего в игре.

Положение по долговременной игре-путешествию для учащихся 1-4 классов

“РУЧЕЕК ЖИЗНИ”

Игра — это самое интересное, что придумано человеком. В любом творческом опыте воспитания неизменно присутствует игра. Она стимулирует познавательный интерес, трудовую активность, волю и стремление к победе. Она раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между педагогом и учащимся, она вносит живую струю творчества, яркости в любое дело, в любую форму. Независимо от того, какая игра (игра- путешествие, подвижная, интеллектуальная, спортивная, деловая, творческая и т. д.), неизменно одно, что игра есть и остаётся важнейшей формой формирования личности ребёнка. Уметь любить детей, уметь завоевать их симпатии – главное в нелёгком труде педагога-организатора. Игра “Ручеек жизни” это игра- путешествие. Содержанием игры является движение участников по ручейку жизни. Игра проводится по 4 этапам. Принцип формирования экспедиции – исходя из интересов и возможностей ребят. В каждой группе обязательно должен быть: проводник, хранитель информации, специалисты по различным областям деятельности.

Все участники собираются вместе, чтобы решить, по какому направлению и кто будет двигаться. (Внутри групп участники могут переходить из группы в группу).

Внутри группы ведется карта успеха. Она позволяет фиксировать изменения, происходящие в каждом участнике игры, ведь в нее вносятся рекорды, достижения, победы каждого участника. Для того, чтобы карта заполнялась в срок необходимо выбрать ответственного за “Карту Успеха” (см. Приложение 1).

Участники получают маршрутные листы. В соответствии с маршрутным листом они начинают движение с определенной станции. Порядок прохождения станции заранее известен.

Штаб игры заранее договаривается о системе оценки прохождения данного маршрута. Задания на этапах игры разработаны согласно направлениям в классах: экологическое, фольклорное, нравственное. В течение игры на этапах происходит смена игрового сюжета: следопыты – Шерлоки Холмсы, художники, следователи по особо важным делам; отправляемся в лабиринт - проводники, искатели, составители карт, оформители; летим в космос: космонавты, летчики, изобретатели военной техники, ученые звездочеты; проводим экскурсии - экскурсоводы, сочинители сказок (см. Приложения № 2, 3, 4, 5). Мы можем отправиться в путь на лодке, машине, паровозе, а это новые роли, новая возможность проявить себя, раскрыть свои способности, помочь другу, узнать много нового. Исследовательская и проектная деятельность осуществляется в “творческих лабораториях”. Оформление поэтапного хода игры происходит на стенде в начальной школе, соответственно игровой ситуации (космос - звезды, планеты; Дерево жизни с плодами дел и т.д.). Успехи участников игры классный руководитель фиксирует в Творческих книжках. Лучшие участники маршрутов вывешиваются на стенде. После того как группа вернется с маршрута (закончено дело) объявляется общий сбор участников Экспедиции. Каждая группа делает отчет о найденных на маршруте событиях, очевидцам которых они стали, “выставку” своих находок.

Старт и финиш игры проводятся на общем сборе (сентябрь, май).

Наша легенда

Мы живем в огромном пространстве, где ежедневно происходит множество событий, о которых повествуют журналисты, писатели, сказочники. Этим рассказам мы верим и не верим, поэтому мы отправляемся в путешествие по ручейку жизни, да, именно по ручейку, так как мы еще маленькие, но живем самостоятельной жизнью, своими интересами, потребностями, хотим все знать, поэтому нужно не только изучить жизнь, но и строить ее вместе с взрослыми.

В путешествии всегда присутствует движение, что ассоциируется с нравственным, интеллектуальным, физическим развитием ребенка.

Наш ручеек вытекает из большой реки Жизни, где много перекатов, водопадов, мелководий и огромных глубин. Чтобы наш ручеек не потерялся в огромной реке, мы с собой в путешествие берем всех желающих, тех, кто не обиться трудностей, придет на помощь товарищу, поможет советом, делом. В путешествиях будем учиться наблюдать, смотреть и видеть, думать и осознавать, будем действовать сами, развивая под руководством взрослых свои способности, данные природой. У нас появилась уникальная возможность отправиться в путешествие по ручейку на космодром, подняться в небо к звездам, пройди неизведанными тропами, побывать в гостях у коренных жителей севера, вырастить дерево своих достижений, выучить много новых песен, стихов, прочитать множество книг, чтобы узнать все, а если что-то не получится, то нам поможет чудо, но оно произойдет лишь тогда, когда мы поверим и сотворим это чудо своими руками.

Все участники игры отвечают не только за себя, но и за своих товарищей. Мы выбрали эту дорогу сами и нам идти вместе дальше.

Цель игры: развитие способностей, природных задатков личности с высокоразвитыми морально-этическими качествами.

Задачи:

  • раскрытие познавательных интересов каждого ученика, индивидуальных творческих и лидерских способностей;
  • воспитание любви к Родине;
  • формирование духовного мира ребенка, его нравственно- эстетических идеалов;
  • формирование у участника игры активной жизненной позиции;
  • сплочение школьного коллектива через работу в группах.

Основные принципы игры:

  • сотрудничество;
  • ответственность;
  • коллективность;
  • гласность.

Основные положения игры:

  • Игра начинается в сентябре.
  • Творческая деятельность осуществляется в “творческих лабораториях”.
  • Отметка о каждом пройденном этапе отмечается на “карте игры”.
  • Подведение итогов происходит поэтапно.
  • Итоги игры подводятся в мае на общем сборе.

Положение о жюри.

Для проведения игры создается штаб, который утверждает положение об игре, разрабатывает, координирует задание классов, и проводит поэтапное подведение итогов игры.

В штаб входят: педагог-организатор, педагог-психолог, мэр города “Сансити”, руководитель МО учителей начальной школы, представитель родительского комитета.

Игра состоит из 4 этапов:

I этап - “Здравствуй, моё Я”

Задачи:

  1. Пробуждать интерес к самому себе, своему внутреннему, духовному миру;
  2. Формировать устойчивые представления о субличности;
  3. Формировать самооценку своих качеств, своих достижений, возможностей;
  4. Формировать положительную эмоциональную Я - концепцию: “Я нравлюсь”, “Я способен”, “Я защищен”.

Итоги первого этапа:

  • практическое осознание собственного “Я” через свое поведение как активного, деятельного начала в себе;
  • раскрытие успешности каждого ребенка через реализацию своих интересов и возможностей в игровой и проектной деятельности;
  • формирование у ребенка умения доводить начатое дело до конца;
  • развитие у ребенка чувства признания и значимости в кругу сверстников.

Итоги первого этапа для ребенка:

  • стремление проявлять свою индивидуальность через выбранное дело;
  • умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих товарищей;
  • расширение представлений о себе и своих способностях.

II этап – “Я и культура моей страны”

Задачи:

  1. Создание условий для реализации интересов детей через социальное творчество;
  2. Воспитание чувства гордости за свой край и его жителей.

Итоги второго этапа:

  • приобретение опыта активного сопереживания за результаты в общем деле;
  • умение рассказать о своем крае;
  • умение находить дополнительную информацию в энциклопедиях и журналах;
  • расширение художественного кругозора через культуру народов Ямала.

Итоги второго этапа для ребенка:

  • умение находить дополнительную информацию в энциклопедиях и других изданиях печати;
  • знание фактов истории своего района, основных событий истории ЯНАО;
  • умение сформировать свой вопрос и искать ответы на поставленные вопросы, используя дополнительную литературу;
  • обретение чувства уверенности в себе.

III этап – “Я и мир вокруг меня”.

Задачи:

  1. Воспитание деловых качеств;
  2. Формирование чувства ответственности за себя, потребность
  3. приносить радость окружающим людям;

3. Раскрытие творческого потенциала каждого участника.

Итоги третьего этапа:

  • стремление проявлять свою индивидуальность через выбор задания;
  • умение на деле применять полученные знания и навыки;
  • знакомство с возможностями человека, различными рекордами в мире природы.

Итоги третьего этапа для ребенка:

  • приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле;
  • знание о разнообразных возможностях творческого воплощения своей фантазии;
  • стремление объективно оценивать свои поступки и поступки ребят;
  • расширение знаний о возможностях человека;

IY этап – “Я и моя семья”

Задачи:

  1. Ознакомить ребенка с понятиями “родословное древо”, “семейная династия”.
  2. Расширить кругозор ребенка о семейных традициях.
  3. Привить ребенку чувство гордости и значимости за успехи их родителей.

Итоги четвертого этапа:

  • укрепление семейных традиций;
  • формирование конструктивного общения взрослых и детей;
  • осознание важности таких человеческих ценностей как любовь к ближнему, умению сопереживать, ответственность за своих близких, чувство гордости за успехи родителей.

Итоги четвертого этапа для ребенка:

  • умение рассказать о своей семье, кто, чем интересен;
  • стремление использовать свои умения на радость близким;
  • расширение тем общения и предметов совместной деятельности ребенка с родителями.

Ожидаемые результаты игровой деятельности – учащийся должен научиться:

  • развивать организаторские и лидерские способности;
  • применять полученные знания и умения в различных видах деятельности;
  • адекватно оценивать результаты собственной деятельности;
  • уважительно относиться к людям, их труду,
  • конструктивному взаимодействию как в микро- группах, так и в классных коллективах и разновозрастных группах.

этап

названия игры

мероприятия

срок

Открытие игры “Ручеек жизни” Общий сбор.

Торжественное открытие игры.

Конкурс “Самый продвинутый отряд”.

Вручение маршрутных листов.

Сентябрь
“Здравствуй, моё Я” “Следопыты” Исследовательская работа “И это все о них…”

“Что в имени моем”

“Ручеек моей жизни”

Конкурс “Мое имя”

Творческие работы “Цветок моего класс”

Сентябрь - октябрь

 

 

“Я и культура моей страны” “Лабиринт успеха” Проектная деятельность:

“Экология моего поселка” Исследовательская работа:

“Город- памятник человеку”

Посещение музея севера г.Губкинский, г. Тарко Сале

Конкурс рефератов “Герои моей страны”,

Конкурс рисунков “ Моя маленькая Родина”

Выставка книг “Родина моя”

Читательская конференция “Родина моя”

Ноябрь- декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Я и мир вокруг меня” “Галактика” Исследовательская работа: “Военная техника”

“Космос на страже мира”

Игра по станциям “Звездный путь” (сила, интеллект,

сплоченность)

Январь- февраль

 

 

 

“Я и моя семья” “Дерево жизни” Исследовательская работа:

“Моя родословная”

“ Профессия моих родителей”

Выставка

“Мои домашние питомцы”

Выставка творческих семейных работ “Золотые руки”

Экскурсия “На работу к родителям”

Конкурс “Папа, мам, я – спортивная семья”

Март- май

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрытие игры “Ручеек жизни” Праздник “Разноцветных галстуков” Май