ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ “Мир начинается с тебя”
1. Полное название программы | “Мир начинается с тебя” (воспитательная программа для учащихся начальной школы в форме долговременной игры, с элементами проектной деятельности) |
2. Сроки реализации программы | 1 учебный год |
3. Цели и задачи программы | Цель программы: Пробудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития. Задачи:
|
4. Автор программы | Педагог – организатор Янюшкина О. М.; |
5. Постановка проблемы, краткое содержание программы | Проблема:
Программа обучения состоит из четырех направлений:
|
6. Количество участников, задействованных в реализации программы | 117 учащихся 1-4 классов |
7. Кадровое обеспечение программы | Педагог – организатор Янюшкина
О. М; Классные руководители 1-4 классов – 8 педагогов Педагог – психолог – Москаль И.В.; Социальный педагог – Каменнова Е. М.; |
8. Ожидаемый результат | Приобретение учащимися навыков самопознания, раскрытие у каждого ребенка интереса к различным видам деятельности и вовлеченность в деятельность, раскрытие творческого потенциала ребенка, приобретение ребенком возможностей изменения своей роли и позиции в предлагаемой деятельности. |
9. Особые отметки и примечания | В ходе реализации программы каждый классный руководитель и служба сопровождения школы отслеживают уровень вовлеченности каждого воспитанника в работу и степень активных и сознательных действий по саморазвитию и самовоспитанию. |
Пояснительная записка
Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания отражает государственную политику в образовательных учреждениях, вызывает необходимость осмысления проблемы целеполагания целостной организации образовательного процесса учащихся. Процесс модернизации образования поставил перед школой серьезные воспитательные задачи. Их решение зависит от выявления и осмысления реального уровня воспитанности современных школьников, что требует совершенствование воспитательной среды в условиях современной школы. Организация воспитательного процесса в школе предусматривает создание такой воспитательной среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно – культурных и нравственных ценностей.
ЦЕЛЬ: Пробудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития.
Задачи:
- развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
- способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
- развивать умение гармонизировать различные стороны своей личности;
- приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
- раскрывать творческий потенциал ученика;
- формировать лидерские качества.
Реализация программы
Программа воспитательного курса реализуется через четыре направления:
1 направление – раздел “Начала этики” курса “Самосовершенствование личности” (в основе лежит технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко, д.п.н., профессор, руководитель Центра МАНПО).
2 направление – раздел “Игровая деятельность”, долговременная игра “Ручеёк жизни” (в основе лежит программа “Рост”, творческого коллектива Комитета РФ по делам молодежи).
3 направление – раздел “Проектная деятельность”, деятельность творческих лабораторий (в основе лежит технология проектов А.И. Савенкова).
4 направление – раздел “Самоуправленческая деятельность”.
Долговременная игра “Ручеек жизни”
Игра является полигоном для социальных проб, т.е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе игры проблем конструктивного межличностного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми. Важнейшей педагогической задачей в процессе проведения игры является научение детей началам мотивации.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики, его отношение с окружающими людьми и самим собой. Сама природа игры уникальна: объединение в общем переживании, деятельном сотрудничестве общей радости, которую приносит коллективный успех, и горечи общего поражения. Игра имеет свои особенности:
- коллективный характер деятельности;
- актуальность содержания, позволяющая придать игре острый, наступательный характер; ролевая игра
- педагогический подход к распределению ролей (поручение ролей не лидерам, “звездам”, а ученикам, нуждающимся в коррекции своих недостатков).
Основная цель: формирование у младшего школьника стремления реализовать себя, выступить в роли лидера.
Задачи направления:
- ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического развития, совершенствования;
- формировать положительное отношение и восприятие нравственно- этических ценностей общества;
- раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого участника;
- формировать лидерские качества.
Ожидаемый результат.
В ходе обучения по программе ребенок должен научиться:
- использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формированию классного коллектива;
- раскрывать собственный творческий потенциал;
- применять полученные знания на практике;
- принимать на себя роль ведущего в игре.
Положение по долговременной игре-путешествию для учащихся 1-4 классов
“РУЧЕЕК ЖИЗНИ”
Игра — это самое интересное, что придумано человеком. В любом творческом опыте воспитания неизменно присутствует игра. Она стимулирует познавательный интерес, трудовую активность, волю и стремление к победе. Она раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между педагогом и учащимся, она вносит живую струю творчества, яркости в любое дело, в любую форму. Независимо от того, какая игра (игра- путешествие, подвижная, интеллектуальная, спортивная, деловая, творческая и т. д.), неизменно одно, что игра есть и остаётся важнейшей формой формирования личности ребёнка. Уметь любить детей, уметь завоевать их симпатии – главное в нелёгком труде педагога-организатора. Игра “Ручеек жизни” это игра- путешествие. Содержанием игры является движение участников по ручейку жизни. Игра проводится по 4 этапам. Принцип формирования экспедиции – исходя из интересов и возможностей ребят. В каждой группе обязательно должен быть: проводник, хранитель информации, специалисты по различным областям деятельности.
Все участники собираются вместе, чтобы решить, по какому направлению и кто будет двигаться. (Внутри групп участники могут переходить из группы в группу).
Внутри группы ведется карта успеха. Она позволяет фиксировать изменения, происходящие в каждом участнике игры, ведь в нее вносятся рекорды, достижения, победы каждого участника. Для того, чтобы карта заполнялась в срок необходимо выбрать ответственного за “Карту Успеха” (см. Приложение 1).
Участники получают маршрутные листы. В соответствии с маршрутным листом они начинают движение с определенной станции. Порядок прохождения станции заранее известен.
Штаб игры заранее договаривается о системе оценки прохождения данного маршрута. Задания на этапах игры разработаны согласно направлениям в классах: экологическое, фольклорное, нравственное. В течение игры на этапах происходит смена игрового сюжета: следопыты – Шерлоки Холмсы, художники, следователи по особо важным делам; отправляемся в лабиринт - проводники, искатели, составители карт, оформители; летим в космос: космонавты, летчики, изобретатели военной техники, ученые звездочеты; проводим экскурсии - экскурсоводы, сочинители сказок (см. Приложения № 2, 3, 4, 5). Мы можем отправиться в путь на лодке, машине, паровозе, а это новые роли, новая возможность проявить себя, раскрыть свои способности, помочь другу, узнать много нового. Исследовательская и проектная деятельность осуществляется в “творческих лабораториях”. Оформление поэтапного хода игры происходит на стенде в начальной школе, соответственно игровой ситуации (космос - звезды, планеты; Дерево жизни с плодами дел и т.д.). Успехи участников игры классный руководитель фиксирует в Творческих книжках. Лучшие участники маршрутов вывешиваются на стенде. После того как группа вернется с маршрута (закончено дело) объявляется общий сбор участников Экспедиции. Каждая группа делает отчет о найденных на маршруте событиях, очевидцам которых они стали, “выставку” своих находок.
Старт и финиш игры проводятся на общем сборе (сентябрь, май).
Наша легенда
Мы живем в огромном пространстве, где ежедневно происходит множество событий, о которых повествуют журналисты, писатели, сказочники. Этим рассказам мы верим и не верим, поэтому мы отправляемся в путешествие по ручейку жизни, да, именно по ручейку, так как мы еще маленькие, но живем самостоятельной жизнью, своими интересами, потребностями, хотим все знать, поэтому нужно не только изучить жизнь, но и строить ее вместе с взрослыми.
В путешествии всегда присутствует движение, что ассоциируется с нравственным, интеллектуальным, физическим развитием ребенка.
Наш ручеек вытекает из большой реки Жизни, где много перекатов, водопадов, мелководий и огромных глубин. Чтобы наш ручеек не потерялся в огромной реке, мы с собой в путешествие берем всех желающих, тех, кто не обиться трудностей, придет на помощь товарищу, поможет советом, делом. В путешествиях будем учиться наблюдать, смотреть и видеть, думать и осознавать, будем действовать сами, развивая под руководством взрослых свои способности, данные природой. У нас появилась уникальная возможность отправиться в путешествие по ручейку на космодром, подняться в небо к звездам, пройди неизведанными тропами, побывать в гостях у коренных жителей севера, вырастить дерево своих достижений, выучить много новых песен, стихов, прочитать множество книг, чтобы узнать все, а если что-то не получится, то нам поможет чудо, но оно произойдет лишь тогда, когда мы поверим и сотворим это чудо своими руками.
Все участники игры отвечают не только за себя, но и за своих товарищей. Мы выбрали эту дорогу сами и нам идти вместе дальше.
Цель игры: развитие способностей, природных задатков личности с высокоразвитыми морально-этическими качествами.
Задачи:
- раскрытие познавательных интересов каждого ученика, индивидуальных творческих и лидерских способностей;
- воспитание любви к Родине;
- формирование духовного мира ребенка, его нравственно- эстетических идеалов;
- формирование у участника игры активной жизненной позиции;
- сплочение школьного коллектива через работу в группах.
Основные принципы игры:
- сотрудничество;
- ответственность;
- коллективность;
- гласность.
Основные положения игры:
- Игра начинается в сентябре.
- Творческая деятельность осуществляется в “творческих лабораториях”.
- Отметка о каждом пройденном этапе отмечается на “карте игры”.
- Подведение итогов происходит поэтапно.
- Итоги игры подводятся в мае на общем сборе.
Положение о жюри.
Для проведения игры создается штаб, который утверждает положение об игре, разрабатывает, координирует задание классов, и проводит поэтапное подведение итогов игры.
В штаб входят: педагог-организатор, педагог-психолог, мэр города “Сансити”, руководитель МО учителей начальной школы, представитель родительского комитета.
Игра состоит из 4 этапов:
I этап - “Здравствуй, моё Я”
Задачи:
- Пробуждать интерес к самому себе, своему внутреннему, духовному миру;
- Формировать устойчивые представления о субличности;
- Формировать самооценку своих качеств, своих достижений, возможностей;
- Формировать положительную эмоциональную Я - концепцию: “Я нравлюсь”, “Я способен”, “Я защищен”.
Итоги первого этапа:
- практическое осознание собственного “Я” через свое поведение как активного, деятельного начала в себе;
- раскрытие успешности каждого ребенка через реализацию своих интересов и возможностей в игровой и проектной деятельности;
- формирование у ребенка умения доводить начатое дело до конца;
- развитие у ребенка чувства признания и значимости в кругу сверстников.
Итоги первого этапа для ребенка:
- стремление проявлять свою индивидуальность через выбранное дело;
- умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих товарищей;
- расширение представлений о себе и своих способностях.
II этап – “Я и культура моей страны”
Задачи:
- Создание условий для реализации интересов детей через социальное творчество;
- Воспитание чувства гордости за свой край и его жителей.
Итоги второго этапа:
- приобретение опыта активного сопереживания за результаты в общем деле;
- умение рассказать о своем крае;
- умение находить дополнительную информацию в энциклопедиях и журналах;
- расширение художественного кругозора через культуру народов Ямала.
Итоги второго этапа для ребенка:
- умение находить дополнительную информацию в энциклопедиях и других изданиях печати;
- знание фактов истории своего района, основных событий истории ЯНАО;
- умение сформировать свой вопрос и искать ответы на поставленные вопросы, используя дополнительную литературу;
- обретение чувства уверенности в себе.
III этап – “Я и мир вокруг меня”.
Задачи:
- Воспитание деловых качеств;
- Формирование чувства ответственности за себя, потребность
приносить радость окружающим людям;
3. Раскрытие творческого потенциала каждого участника.
Итоги третьего этапа:
- стремление проявлять свою индивидуальность через выбор задания;
- умение на деле применять полученные знания и навыки;
- знакомство с возможностями человека, различными рекордами в мире природы.
Итоги третьего этапа для ребенка:
- приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле;
- знание о разнообразных возможностях творческого воплощения своей фантазии;
- стремление объективно оценивать свои поступки и поступки ребят;
- расширение знаний о возможностях человека;
IY этап – “Я и моя семья”
Задачи:
- Ознакомить ребенка с понятиями “родословное древо”, “семейная династия”.
- Расширить кругозор ребенка о семейных традициях.
- Привить ребенку чувство гордости и значимости за успехи их родителей.
Итоги четвертого этапа:
- укрепление семейных традиций;
- формирование конструктивного общения взрослых и детей;
- осознание важности таких человеческих ценностей как любовь к ближнему, умению сопереживать, ответственность за своих близких, чувство гордости за успехи родителей.
Итоги четвертого этапа для ребенка:
- умение рассказать о своей семье, кто, чем интересен;
- стремление использовать свои умения на радость близким;
- расширение тем общения и предметов совместной деятельности ребенка с родителями.
Ожидаемые результаты игровой деятельности – учащийся должен научиться:
- развивать организаторские и лидерские способности;
- применять полученные знания и умения в различных видах деятельности;
- адекватно оценивать результаты собственной деятельности;
- уважительно относиться к людям, их труду,
- конструктивному взаимодействию как в микро- группах, так и в классных коллективах и разновозрастных группах.
этап |
названия игры |
мероприятия |
срок |
Открытие игры | “Ручеек жизни” | Общий сбор. Торжественное открытие игры. Конкурс “Самый продвинутый отряд”. Вручение маршрутных листов. |
Сентябрь |
“Здравствуй, моё Я” | “Следопыты” | Исследовательская работа “И это
все о них…” “Что в имени моем” “Ручеек моей жизни” Конкурс “Мое имя” Творческие работы “Цветок моего класс” |
Сентябрь - октябрь
|
“Я и культура моей страны” | “Лабиринт успеха” | Проектная деятельность: “Экология моего поселка” Исследовательская работа: “Город- памятник человеку” Посещение музея севера г.Губкинский, г. Тарко Сале Конкурс рефератов “Герои моей страны”, Конкурс рисунков “ Моя маленькая Родина” Выставка книг “Родина моя” Читательская конференция “Родина моя” |
Ноябрь- декабрь
|
“Я и мир вокруг меня” | “Галактика” | Исследовательская работа:
“Военная техника” “Космос на страже мира” Игра по станциям “Звездный путь” (сила, интеллект, сплоченность) |
Январь- февраль
|
“Я и моя семья” | “Дерево жизни” | Исследовательская работа: “Моя родословная” “ Профессия моих родителей” Выставка “Мои домашние питомцы” Выставка творческих семейных работ “Золотые руки” Экскурсия “На работу к родителям” Конкурс “Папа, мам, я – спортивная семья” |
Март- май
|
Закрытие игры | “Ручеек жизни” | Праздник “Разноцветных галстуков” | Май |