Интеллектуальная игра "Хочу всё знать", посвященная Дню космонавтики

Разделы: Физика, Химия, Биология, География, Внеклассная работа


То, что Вы вынуждены открыть сами,
оставляет в Вашем уме дорожку,
которой Вы сможете снова воспользоваться,
когда в этом возникнет необходимость.
(Г.Лихтенберг)

Среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности:

  • совершенствование мышления, внимания и творческого воображения ребят,
  • реализация интеллектуальных способностей детей в комфортной для них обстановке
  • умение видеть необычное в знакомых вещах
  • развитие навыков групповой деятельности,
  • социальная адаптации ребят
  • развитие эмоциональной сферы

Цели:

  1. Развивать навыки общения, совершенствование умения работать в группе,
  2. Демонстрация знаний и умений, приобретенных в процессе изучения физики, химии, биологии, географии, а также жизненного опыта,
  3. Побуждение к дальнейшему изучению предметов естественнонаучного цикла,
  4. Патриотическое воспитание школьников.

Оборудование и материалы: компьютер, экран, проектор, “черный ящик”, яблоко, бутылка воды, : соединительные провода, батарейка, лампочка, амперметр, выключатель, аппарат для опытов с электрическим током, вода, поваренная соль в стаканчике, стеклянная палочка Колба, заполненная углекислым газом (горлышко смазано вазелиновым маслом), твердая щелочь в стаканчике, очищенное вареное яйцо, часовой циферблат, воздушные шарики по числу участников, бубны по числу команд-участников.

Оформление:  запись мелодии песни “В траве сидел кузнечик”, космическая музыка ансамблей “Земляне”, “Спейс”; Приложения 1-5, Презентация Power Point “Наша голубая планета” (работы учащихся), плакаты, посвященные Дню космонавтики.

Содержание игры

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

Мы с вами собрались на праздник, посвященный естественным наукам. И проводим его в этот день неслучайно. Сегодня мы отмечаем день космонавтики. 46 лет назад 12 апреля 1961 года советский летчик Юрий Алексеевич Гагарин впервые в истории человечества поднялся в космос.

Демонстрация презентации “Наша голубая планета” (5-7 слайдов).

Ведущий: Комиссия в составе членов жюри … проведет предполетную подготовку и проверит, насколько команды готовы к старту (Приложении №1). Каждый правильный ответ оценивается в условных единицах - солнечных зайчиках. Победа будет присуждена самой яркой и солнечной команде. Команды на старт!

Просим экипажам представить свои команды.

Представление жюри и команд участников “Это мы” (название команды, приветствие соперникам)

Конкурс “Разминка” (максимум 13 солнечных зайчиков): Космонавт должен быть хорошо образован, уметь быстро находить ответы на вопросы, касающиеся различных областей знаний, таких как химия, физика, география, биология и др.

Сейчас мы проведем небольшую разминку, в которой вам необходимо будет быстро найти ответ на вопрос и ударить в бубен.

  1. Назовите страну, в которой вы живете. (Россия)
  2. Что представляют собой ядрышки орехов, которые грызла белка в “Сказке о царе Салтане” (изумруд)
  3. Название какого дерева используется для характеристики обмана (липа)
  4. Сколько, согласно русской пословице ждут обещанного (три года)
  5. Как поступит умный человек, встретив на своем пути гору? (обойдет)
  6. Эти существа создали в теплых водах океана целые острова (кораллы)
  7. Какой камень сыграл выдающуюся роль в истории науки, хотя в действительности никогда не существовал и “камнем” не был. (Это “философский камень” – мечта алхимиков. С его помощью они пытались получить “панацею” – средство для достижения бессмертия и превращения “неблагородных металлов” в “благородные”).
  8. Родина айсбергов в Южном полушарии (Антарктида)
  9. На стене висит тарелка
  10. По тарелке ходит стрелка
  11. Эта стрелка наперёд
  12. Нам погоду узнаёт? (барометр)
  13. Какой металл вызывает у людей болезнь жадности? (Золото вызывает “золотую лихорадку)
  14. Какое вещество согласно русской пословице “не течет под лежачий камень” (вода).
  15. Какой меридиан нужно пересечь, чтобы попасть в завтра? (180 меридиан. Его называют “Линия перемены дат”).
  16. Музыкальный вопрос. Звучит мелодия песни “В траве сидел кузнечик”. Назовите класс, к которому относится главный герой этой песни (Класс “Насекомые”)

Вы знаете, что одно из самых загадочных и непредсказуемых космических объектов – черные дыры. Ну, а перед нами не такой уж непредсказуемый и опасный, но не менее загадочный “черный ящик” (максимум – 3 солнечных зайчика): Назовите растение, плод которого помог этому ученому (фото Приложение №2) открыть один из величайших законов физики. Мы находимся под действием этого закона постоянно, независимо от наших желаний. (Исаак Ньютон, яблоко (вручается, закон всемирного тяготения)

Ведущий: В полете могут возникнуть разные внештатные ситуации. Одна из них – выход из строя энергоустановки. И тут без знания физики не обойтись.

Экспериментальный тур “Физика” (максимум – 5 солнечных зайчиков): Задание командам: запустить аварийный генератор и восстановить энергообеспечение корабля. Победителем конкурса станет команда, которая первая соберет электрическую цепь и зажжет лампочку.

Оборудование: соединительные провода, батарейка, лампочка, амперметр, выключатель, аппарат для опытов с электрическим током, вода, поваренная соль, стеклянная палочка.

Ведущий: Каждый космонавт должен уметь точно определить местонахождение корабля в космическом пространстве. И здесь не обойтись без знаний по географии.

Конкурс штурманов” (максимум – 3 солнечных зайчика)

На свете много островов
Так много, что не счесть,
А вот больших материков мы насчитаем шесть:

Африка, Америка (Северная и Южная),

Австралия, Евразия и Антарктида (вьюжная).

Внимание, задание: Сложите фрагменты карты и определите название материка. (Приложение №3)

Блиц – турнир “Полиглот” (максимум - 10 солнечных зайчиков) Закончите фразу

  1. Азбука … Морзе
  2. Гиперболоид … инженера Гарина
  3. Атлантический…океан
  4. Броуновское … движение
  5. Периодическая…таблица
  6. Гидравлический … пресс
  7. Химическая…реакция
  8. Северный …полюс
  9. Градус…Цельсия
  10. Поваренная… соль

Ведущий А как вы думаете, может ли космонавт обойтись без знаний по химии? Конечно, нет. И в этом нам поможет убедиться следующий опыт.

Демонстрационный эксперимент по химии. (максимум – 6 солнечных зайчиков)

Оборудование и реактивы: Колба, заполненная углекислым газом (горлышко смазано вазелиновым маслом), твердая щелочь в стаканчике, очищенное вареное яйцо.

Ход опыта: Быстро всыпать щелочь в колбу и закрыть яйцом. Через некоторое время наблюдаем всасывание яйца в колбу. Какое физическое явление лежит в основе этого опыта? Какая химическая реакция происходит при внесении щелочи в атмосферу углекислого газа? Назовите продукт реакции?

Как вы думаете, измениться ли результат этого опыта, если он будет проведен в космосе, на бору космического корабля? (название физического явления (вакуум), название продукта реакции, на борту результат эксперимента будет тот же)

И снова перед нами черная дыра неизвестности. А точнее - “черный ящик (максимум – 3 солнечных зайчика). Китайский философ древности Лао-Цзы в одном из высказываний об этом веществе на Земле утверждал, что это “самое мягкое и самое слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и ему нет равного в мире”.

Какое вещество помещено в “черный ящик”? (вода)

Конечно же все знают, что вода – колыбель жизни. Она играет неоценимую роль во всех физиологических процессах живых организмов. Человек на 70% состоит из воды.

Ответьте на вопросы (максимум – 3 солнечных зайчиков):

В воде какого моря нельзя утонуть? (Мертвого)

В каком органе человеческого тела самое большое и самое маленькое содержание этой жидкости? (В глазном яблоке – 97%, в эмали зубов – 0,01%)

Изобретатель Эдисон лично экзаменовал всех, кто желал поступить на работу в его лабораторию. Один из кандидатов сообщил, что собирается создать универсальный растворитель, способный растворять любое вещество, известное в природе. Эдисон спросил его: “А в чем Вы будете …?” Закончите вопрос Эдисона.

(“ А в чем Вы будете его хранить?”)

Ведущий: Конкурс капитанов “Калейдоскоп” А сейчас на мониторе пульта управления корабля вы увидите последовательность из 10 фотографий объектов, являющихся неотъемлемой частью некоего государства. После демонстрации каждой фотографии Капитаны команд на листах бумаги должны записать название этого государства. Какая из команд первая придет к верному ответу? (максимум – 10 солнечных зайчиков) (Приложение №4, Приложение №5)

Ведущий: Кстати, ответьте на вопрос “Что идет, не двигаясь с места” (время)

Нас ждет небольшой “временной” космический эксперимент. Вы знаете, что космонавты в состоянии невесомости комфортно себя чувствуют, занимая любое положение в пространстве. И способны выполнять поставленные задачи даже вися вниз головой. Попробуйте поставить себя на место космонавтов и определить время на перевернутых стрелочных часах. (максимум – 3 солнечных зайчика)

Как принято говорить, наше время подошло к концу

Подведение итогов.

Приемная комиссия в составе членов жюри оценила знания, показанные командами, присуждает 1 место экипажу…, набравшему…солнечных зайчиков. (приз – большая золотая медаль и допуск к полетам во “Вселенной знаний”.)

Ну, а теперь мы предлагаем отметить прекрасный праздник – День космонавтики и ознаменовать его запуском собственных летательных аппаратов. Просьба выдать всем по воздушному шарику, ведь воздушный шарик является прообразом ракеты. Если мы отпустим надутый шарик с не завязанным отверстием, то он приобретет направленное движение, подобно космическому кораблю.

Команды, приготовиться! На старт, внимание, марш!