Информация. Работа с информацией

Разделы: Информатика


Цели:

  1. Познакомить обучающихся с новым понятием – информация.
  2. Воспитывать в обучающихся основы информационной культуры.
  3. Воспитывать в детях любовь к природе.

План урока

  1. Введение в тему.
  2. Чтение и анализ стихотворений, как носителя информации.
  3. Определение информации.
  4. Домашнее задание.

Если позволяет погода, то урок можно провести на улице.

Стихи, которые будут использованы на уроке, заранее приготовлены учителем и розданы обучающимся на предыдущем уроке.

УЧИТЕЛЬ.

Друзья! Сегодня наш урок необычный. Необычен он тем, что проходит на улице в такое время года, которому великий русский поэт посвятил следующие строки: “Осенняя пора, очей очарованье…”, а разговор наш с вами будет посвящен теме “ИНФОРМАЦИЯ”, которую мы попытаемся рассмотреть на примере природы и того состояния, в которую погружается она – осень.

Ребята! Мы очень редко обращаем внимание на то, что нас окружает. Бежим, спешим, торопимся жить, но стоит чуть-чуть остановится, оглянуться, и открывается удивительный мир, мир природы: красивый и мудрый во всех своих проявлениях, но очень хрупкий при небрежном к нему отношении.

Нет, он не безмолвен, имеет свой особенный язык. Этих языков очень много и все они разные: языки живой природы (животных и шепот листьев) и неживой (шум дождя и грохот грома).

Именно этими языками природа говорит с нами:

Идет ли дождь на улице, иль нет
Стоит уж летняя жара,
Иль с лыжами на улицу пора.

Я предлагаю вам послушать, о чем говорит природа. Можно услышать много разной информации, например: движется по дороге транспорт или нет и т.д.

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Обучающиеся приводят примеры того, какую информацию они получили. Например, на улице слабый ветер, это видно по листве деревьев: их качает ветерок и слышен шорох листвы; на улице похолодало – это ощущается по температуре воздуха; идут люди, слышен топот ног (возможно разговор) и т.д.

УЧИТЕЛЬ.

А теперь обратимся к наступившему времени года- осени.

Все имеет свое лицо.

А каково лицо осени?

Посмотрите вокруг себя.

Какая она?

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

УЧИТЕЛЬ.

Ребята! Сейчас каждый из вас выразил свое отношение к осени. Подумайте, ответы были одинаковые? Конечно же они были разные. Ведь все по-разному относятся к осени. Слушая своих одноклассников, каждый из вас открыл, что-то новое для себя, получил новые сведения, так?…

Так вот, ребята, вы получили в данном случае информацию друг от друга.

А теперь я предлагаю послушать стихи, которые описывают осень. Пока будут читать стихотворенье, я прошу вас внимательно его слушать и представить состояние природы, которое описывает автор.

1-Й ОБУЧАЮЩИЙСЯ.

Первый лист с рябины сдуло
Для осеннего ковра.
Первым холодом дохнуло
От речного серебра.
Паучка на паутине
К первым страхам понесло,
И туманчиком в низине
Первый стог заволокло.

УЧИТЕЛЬ.

Можно видеть осень, но можно передать ее состояние.

А как увидел осень Белозеров?

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

УЧИТЕЛЬ.

В стихотворении говорится, что осень только начинает входить в свои полные права.

Первый лист с рябины сдуло.

Одна строка, а сколько в ней содержится информации:

  • только сдуло первый лист, но это начало листопада, который потом покроет землю осенним ковром
  • Осенний ковер, (мягкий, пушистый, разноцветный, иногда ленивый, но иногда игривый);
  • ветер, который еще только набирает силу и не имеет всей осенней мощи, но уже меняет природу, сдувает листья с деревьев;
  • холод от речного серебра. Вчитываешься в эти строки и чувствуешь, как мурашки пробегают по телу.
  • Паучка на паутине к первым страхам понесло. Видно отношение поэта к природе: не паука, а паучка, не грубо, а нежно, ласково говорит он здесь еще об одном представителе природы, который привык по сути своей никуда и никогда не спешить. Домом, которого был какой-нибудь лес или дерево, где плел он свою паутину и ждал какую-нибудь бесшабашную жертву, которая по какой-то случайности попала бы в нее. Но вот настала осень, и с наступлением ее закончилась спокойная жизнь, понесло его в неизвестную даль, что ждет его там?…
  • И туманчиком в низине первый стог заволокло.

Еще одна строка, по которой можно сказать, что туман не большой, не высокий, а меленький, низкий, стелится по земле, скрывая все вокруг.

Прочитали маленькое стихотворенье, а сколько получили информации.

Я предлагаю вам послушать отрывок еще из одного стихотворенья, также посвященного осени. Написал его А.А. Фет

2-Й ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

УЧИТЕЛЬ.

Какой вы увидели осень, прослушав стихотворенье А.А. Фэта?

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

УЧИТЕЛЬ.

Обратите внимание на то, что в этом стихотворенье мы слышим, что автор описывает не начало осени, а осень, которая вступила в свои полные права.

Ласточки – теплолюбивые птицы, с приходом осени улетели в теплые края, и тут же слышим, что и грачи собираются в стаи, чтобы улететь до следующей весны.

Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

“Да как сеть мелькали” - какое точное сравнение. Небо скрывается, когда огромная стая грачей улетает на юг. Слушаешь стихотворенье и видишь, как небо затягивает эта стая, слышен их шум и гам. Порой бывает невидно ни начала этой стаи, ни конца.

Уставшая от летнего шума, суеты природа как будто засыпает: “С вечера все спится, На дворе темно”. Все постепенно затихает, готовясь к новой стадии “Зиме”.

Осень, предвестник зимы получила свои полные права: “Ночью ветер злится”. Чувствуется как ветер, резкий, порывистый, холодный подчиняет себе все вокруг: срывает листву, пытается проникнуть в дома.

Тут же вспоминаются строки из сказки А.С. Пушкина “Сказка о семи богатырях”: “Ветер, ветер ты могуч, Ты гоняешь стаи туч”. Видна мощь и сила, которой обладает ветер. Не мудрено ему и в окно постучать: “Да стучит в окно”.

Ребята! Мы с вами познакомились со стихами русских поэтов, которые описывали осень.

Какой сейчас вы видите осень? Мрачной, хмурой, пасмурной, невзрачной?

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

УЧИТЕЛЬ.

Да, осень разная. Каждый из нас по-разному ее воспринимает, но мы можем сказать, что и в осени есть много прекрасного и удивительного, о чем говорит стихотворенье Ф. Тютчева:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ребята! Обратите внимание на то, что природа не просто существует, но и общается с нами своим особенным языком, передавая нам разную информацию: красоту красок, в которую она наряжается с наступлением времен года, и удивительные зимние пейзажи, и ароматы весеннего леса, когда все пробуждается к жизни, и веселый щебет птиц. И наше с вами настроение тоже меняется от ее состояния за счет информации, которая поступает к нам через разные органы чувств. Да и мы с вами являемся частью природы и жителями одной планеты под названием Земля. Мы не можем существовать независимо друг от друга, поэтому мы должны, бережно относится к природе.

Ребята! Все, что вы получаете с помощью органов чувств – это и есть информация.

Информация (лат. Informatio) – это сведения, разъяснение, осведомленность.

Ребята! Наш урок был посвящен теме “ИНФОРМАЦИЯ”. Источником информации для нас была улица, состояние природы и стихи, посвященные осени, над которыми мы с вами подумали, но информацию мы можем получать, общаясь друг с другом и из средств массовой информации (газет, журналов, радио, телевидения и т.д.).

Д/з

Дома я предлагаю вам нарисовать осень. Рисунки можно нарисовать как на бумаге, так и с использованием графических редакторов имеющихся на компьютере.

Работа учителя, которая была представлена на уроке детям. Дети свои рисунки выполнили гуашью на бумаге для рисования.

Приложение 1