Экономическая подготовка современных школьников является одной из наиболее важных для нормального развития рыночных отношений в стране.
Сейчас недостаток экономических знаний остро ощущается большинством населения страны, и дать эти знания учащимся - вот наиболее перспективное направление формирования экономической культуры всего населения.
Переход страны к рынку поставил перед школой, детскими объединениями задачи социальной значимости - осуществлять эффективную подготовку подростков к жизни в обществе, основанном на рыночной экономике. Это предполагает внесение существенных корректив во всю систему образования. Сегодняшней школе необходимо помочь им приспособиться и выжить в условиях рыночной экономики.
Наиболее эффективными методами обучения экономике являются игровые формы обучения. Их использование активизирует познавательную активность детей. Игры облегчают усвоение ребятами разных возрастов сложных экономических понятий.
Образовательной целью игр является углубление, закрепление и обобщение знаний, кроме того, развитие таких качеств, как внимание, память, логическое мышление, умение действовать коллективно.
Возрастающий интерес к деловым играм объясняется рядом факторов:
– при использовании деловых игр процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности, к жизни, имитирующих реальную жизнь, позволяют детям включиться в практическую деятельность организаций и фирм, испробовать себя в роли менеджера, бухгалтера, экономиста и т. д.
– игра является коллективным методом обучения, способствующим развитию коммуникативных способностей учащихся. И нельзя не отметить особый эмоциональный настрой, формирующийся во время игры, который способствует активизации процесса обучения. Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, а во время деловой игры – около 90 %.
– всякая деловая игра является имитационным методом, способствующим подготовке учащихся к жизни. Во время игры участники выполняют какую-либо роль, принимают решения, исходя из интересов данной роли.
Предлагаемая игра является вариантом игры “Шоу–биржа – V, VI”,проводимой в ДЮЦе и адаптированной к условиям проведения в помещении общеобразовательной школы.
Цель игры: Познакомить учащихся с работой фондовой биржи.
Задачи:
1. Создать активное игровое поле, атмосферу делового взаимодействия между участниками игры.
2. Обучить подростков – участников игры основным навыкам в области менеджмента.
3. Организовать и провести серию конкурсов и торговых сессий.
4. Продолжить развитие коммуникативных, организаторских, творческих способностей учащихся в ходе игры.
Назначение игры
Игра проводится с учащимися, которые изучили тему “Финансовый рынок. Ценные бумаги”.
Число участников не ограничено одним классом. В игре могут принимать участие несколько параллельных классов из (9-11 классов) одной школы или нескольких школ.
Участники.
Из учащихся 10-11 классов создаются команды, именуемые компаниями (фирмами) до начала игры. Выбирают название, менеджера, распределяют остальные роли (заместитель, присяжный и др. )
Каждый участник игры носит бейдж (табличку) с именем, названием команды, с литером класса.
Общие положения по игре.
Проводимая игра будет представлять собой не просто деловую игру, а деловую игру с
элементами шоу. Это введено из-за необходимости создать среди учащихся - участников игры - атмосферу взаимодоверия и раскованности, т. к. возможны другие варианты игры. Это позволит добиться больших результатов в задачах, поставленных перед компаниями (фирмами).
Игра проводится как комплексное испытание для фирм-компаний.
Все фирмы являются равноправными игроками на бирже. Их основная цель - “заработать” как можно большее количество игровой валюты.
Игру проводят учащиеся 11-х классов, под руководством педагога (педагогов).
Отношения во время игры регулируются документами, выпущенными Организацией (Приложение 1). Основной документ - Судебный кодекс (Приложение 7).
Игра реализуется поэтапно.
1 этап. Подготовка к игре.
Цель; оформление рабочей среды (создание компаний, жетонов, игрового пакета).
2 этап. Адаптация учащихся в игровой ситуации.
Цель: Создание благоприятной психологической и деятельностной атмосферы в ходе развития игры.
3 этап. Реализация игры.
Цель: отслеживание развития сюжета в рамках сценария.
4 этап: Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: анализ деятельности компаний и отдельных участников в игровых ситуациях.
Рефлексия участников и организаторов игры (анкетирование, круглый стол) с целью выявления полученных навыков управленческой и игровой деятельности; закрепление полученных знаний, формирования коммуникативных умений.
Требования к компаниям
- общее количество 10-11 человек.
- до начала необходимо приготовить:
- акции компании (количество акций устанавливается по формуле: 100*n, где n-
- количество членов команды. ).
- творческое представление “Визитка”
- жетоны для шоу “Здравствуйте!” количеством 50-80 шт.
ХОД ИГРЫ
Первый день (подготовительный) - дата, пятница, вечер.
Шоу “Здравствуйте!”
Проводится конкурс “Визитка”. Каждая команда должна приготовить выступление не более чем на 10 минут, в форме приветствия. Команда изготавливает жетоны, которыми оценивает выступление конкурсантов, жетоны можно дарить, менять. По результатам конкурса каждая компания получает стартовую сумму игровых денег, в зависимости от того, на сколько больше, чем у других набрано жетонов.
Начало - 16. 00 до 18. 00 (не более 2-х часов).
Второй день (начало первого игрового дня) - дата, суббота, вечер.
Каждая компания до начала игры должна зарегистрироваться и сдать все свои акции на биржу. В результате торгов и участия в конкурсах курс акций каждой команды будет меняться (стартовый курс всех акций - 1:100).
Цель компании - заработать как можно больше игровых денег.
Начало в 16. 00 до 19. 30. (не более 4-х часов).
Третий день (второй игровой день) - воскресенье, весь день.
Конкурсы и торги на бирже. “Аренда” помещений. Работа суда. В конце игрового дня музыкальный марафон (дискотека). Итоги игры подводят сами компании под наблюдением Организаторов игры. Побеждает та компания, которая заработает наибольшее количество “живых денег”. Победители будут определены в нескольких номинациях.
Начало - 10. 00 до 18. 00 (19. 00).
Подведение итогов.
Итоги подводятся после каждого из 3-х дней:
- после первого дня подсчитываются количество жетонов у каждой компании и определяется ставка акций команды на второй день (первый игровой).
- после второго дня определяется прибыль компании ( разница между доходами и расходами компании определяется по формул (П=Д-Р) и сумму налога, выплаченного компанией.
- после третьего дня подводятся итоги по сумме “живых деньг”. Все оставшиеся акции после окончания последней торговой сессии в расчет не берутся.
Награждение команд грамотами и призами.
Экономические игры являются обязательной составляющей в экономическом образовании и воспитании старшеклассников.
Деловая игра - это совместное творчество, совместный поиск, которые могут обеспечить высокий эффект изучения азов экономики. Отличием деловых игр от традиционного обучения заключается в том, что участники проигрывают практическую ситуацию в ускоренном режиме ее развития. Учащиеся включаются в анализ, обсуждение, выработку решений и в результате сами находят нужные практические действия в смоделированной ситуации. При деловых играх новые знания не передаются от учителя к учащимся, а вырабатываются самими участниками процесса.
Первую школьную игру мы провели 28-30 января 2000г. В ней участвовали ученики 11 х классов, а в ходе подготовки пришли к выводу, что следует пригласить и 10-классников, т. о. общее количество участников составило 96 человек! (7 команд) и 2 учителя.
Организаторами стали учащиеся, которые участвовали в 2х городских играх, прошедших в ДЮЦе в 1999г
Результаты, интерес и необычность игр вызвало такую бурную активность учеников, что они начали подготовку к школьной игре самостоятельно: разрабатывали документ, Положение по игре, придумывали игровые деньги, делали расчеты по затратам, распределяли обязанности и фактически поставили меня перед фактом, что игру можно провести и здании школы.
Вторая игра была проведена 30 января -1 февраля 2004 году. Школьная молва разнесла рассказы выпускников о предыдущей игре и народ “тоже хотел поиграть”. На этот раз кроме 11-классников принял участие только 1 десятый класс и тогда мы решили пригласить учащихся школы № 3, которые с большим энтузиазмом не только восприняли наше предложение, но и очень быстро включились в подготовку. Вариант межшкольной игры очень понравился всем участникам, так как внес новые нюансы, которые надо было продумывать, решать и это было здорово. В игре приняли участие 6 команд (106 человек) и 4 учителя.
Анкетирование участников игры показало, что пришли на игру большинство - добровольно, получить навыки и умения, проверить себя в конкретном деле, хотя 29 человек пришли просто “потусоваться”.
Оценили игру “просто класс” и “хорошо” -60 % участников
Из-за длительного временного пространства игру лучше проводить во внеурочное время и приурочивать к воскресным дням, что привлечет еще больше желающих для участия в игре. Жесткие правила не предполагают присутствие болельщиков, но это в свою очередь помогает учителю не волноваться за дисциплину и порядок на протяжении всей игры. Команды сами контролируют свою деятельность, поведение участников, выполняют правила игры, чтобы не терять игровые деньги на штрафы. Если в первой игре были замечены нарушения виде курения в туалете, подделка денег Организации и фальшивые акции, то во второй игре этих отрицательных моментов уже не было. Школа была оставлена в идеальном порядке, что очень удивило технических работников школы.
Большую роль в более четкой организации и проведении игры, а главное в быстром подведении итогов сыграло техническое оснащение- вся работа банка и биржи проводилась на компьютере, за что мы были очень благодарны преподавателю информатики.
Данная игра может использоваться учителями, классными руководителями и педагогами дополнительного образования как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Она может быть отдельным мероприятием, так и составной частью интерактивного учебного блока.
Считаю, что высокий интерес вызывает эта игра еще и потому, что учащиеся на уроках экономики участвовали в следующих деловых и ролевых играх:
- Книжная фабрика,
- Рынок кофе,
- Овощной рынок,
- Предприниматели и безработные,
- Рынок природных ресурсов,
- Доходное производство,
- Совещание менеджеров “Как заставить людей работать лучше?”,
- Семья. Рациональное потребление. Бюджет социально-зрелой семьи”.
Список литературы
- Бабурин В. Л. “Деловые игры по экономической и социальной географии”, М, “Просвещение”, АО “Учебная книга”,1995 г.
- Гудкова Н. Ф. (составитель), “Деловые игры по экономике”, С-Петербург, Лаборатория социально-экономического образования,1995 г.
- Мерзляков В. Ф. “Задачи и вопросы по экономике”, М, “Просвещение”,1997г.
- Прудченков А. С. , Райзберг Б. А. , Шемякин Б. П. “Рынок? Рынок…Ура! Рынок!”, М, “Новая школа”, 1994 г.
- Прудченков А. С. “Школа деловой игры Фондовая биржа”, журнал “Школьные технологии”, №5,1998г.
- Селевко Г. К. “Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП”, М, НИИ школьных технологий, 2005 г.
- Стребулаев И. “Фондовый рынок, или кое-что о летних впечатлениях”, “Школьный экономический журнал”, №5,1997 г.
- Трайнев В. А. “Учебные деловые игры”, М, гуманитарный издательский центр “Владос”, 2005г.
- Фирсов Е. Т “Экономика. Интеллектуальные игры для школьников”, Ярославль, “Академия развития”, 1998 г.