Цели:
- расширить и обогатить знания учащихся о животном мире Мирового океана;
- включать учащихся в активную познавательную деятельность, развивать интеллектуальные умения;
- создавать благоприятные условия для самовыражения.
Оборудование: таблицы, схемы, плакаты, рисунки животных, раздаточный материал для парной и для групповой работы.
План урока:
- Организационный момент
- Самоопределение к деятельности
- Интеллектуальная разминка
- Открытие новых знаний и применение
- Обобщение
- Рефлексия
- Домашнее задание
Эпиграф урока:
“Птицы, рыбы, звери и растения без нас проживут,
А вот нам без них не прожить и дня”В. Астафьев
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой
- Прочитайте очень верные слова нашего замечательного писателя В. Астафьева. Как вы их понимаете, что можете об этом сказать? /рассуждения детей/
Природу нужно охранять, ведь мы сами являемся её скромной частицей. А чтобы оберегать, защищать – её нужно знать. Сегодня мы приоткроем ещё одну страницу удивительного мира природы.
II. Самоопределение к деятельности
- Как называется наша планета? А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?
- ? нашей планеты - вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН. И сегодня мы познакомимся с этой планетой. Тема нашего урока:
Жизнь на планете ОКЕАН (запись на доске)
- Чтобы вам хотелось узнать об этой планете? (предложения учащихся: какие животные там живут, как они приспособились, чем питаются, какие трудности и опасности их подстерегают.)
На доске выстраивается план:
Планета ОКЕАН
- Кто живет на планете ОКЕАН?
- Образ жизни обитателей планеты ОКЕАН.
- Как питаются жители планеты ОКЕАН?
- Нужна ли жителям планеты ОКЕАН наша помощь?
III. Интеллектуальная разминка
№1. Быстро дайте мне ответ “Это правда или нет?”. Объяснить и доказать
- Современные учёные выделяют 5-й океан /Верно. Южный океан/
- Пресной воды на планете больше, чем солёной /Неверно/
- Рыбы строят гнёзда, для чего?/ Да, есть и такие рыбы. Колюшки выводят в них потомство/
- Медузы светятся для того, чтобы ими любовались /Они привлекают жертву, зазывают/
- Рыбам для дыхания кислород не нужен / Неправда. Рыбы дышат кислородом/
№2. “Третий лишний” /обсуждение в парах/. Объяснить и доказать
Амазонка | чайка | карась | осьминог (животное) |
Байкал (озеро) | буревестник | камбала | карп |
Нил | дятел (лесная птица) | пескарь (речная рыба) | треска |
IV. Открытие новых знаний
1.1 - Лишний осьминог. Где он живёт? Значит, в морях кроме рыб есть и другие животные.
Послушайте загадки о животных, обитающих в морях. (Загадывают учащиеся)
а) Зверь клыкастый, Вместо ног – ласты, Хвост по льду волочится Мороза зверь не боится.(морж) |
б) Ползёт паук, восемь ног, пара рук В руках клещи, в глазах испуг.(краб) в) Чудо-юдо великан на спине везёт фонтан.(кит) |
- Ребята, а каких животных вы можете назвать? (учащиеся перечисляют множество животных)
- Совершенно верно, их очень много. Для удобства учёные объединяют их в классы, в группы.
Давайте и мы попробуем это сделать. Наведём порядок. (На доске рисунки животных: акула, морж, кит, килька, краб, осьминог, омар)
- Итак,
1 группа – раньше всех животных так называли, живших в морях (появляется первая надпись)
2 группа – животные, рождающие живых детёнышей?
3 группа – посмотрите на рисунок, какие особенности у этих животных?
4 группа – эти животные мягкое тело прячут в ракушку
(напротив каждой надписи располагаются рисунки типичных представителей данного класса)
ЖИТЕЛИ ПЛАНЕТЫ ОКЕАН
- рыбы
- морские млекопитающие
- ракообразные
- моллюски
- Какой вывод можно сделать? (Животный мир многообразен)
- Сейчас вам будут представлены ещё несколько морских животных, обладающих исключительными способностями.
(Домашнее задание было у учащихся, подготовить сообщение о конкретных животных)
КНИГА РЕКОРДОВ ПЛАНЕТЫ ОКЕАН
- Самое крупное животное на Земле (голубой кит)
- Самая крупная рыба (китовая акула)
- Самое хищное животное (дельфин касатка)
- Самое зубатое животное (кит кашалот)
- Самая плодовитая рыба в мире (рыба луна)
- Ещё раз можно сказать: насколько богат животный мир! Но, почему многие животные становятся редкими? Скажите, что это за животное? (показ рисунка морской коровы) Знаете, почему трудно назвать? Этих замечательных животных уже нет на планете. (Сообщение ученика об этих животных)
- Чтобы такого не случалось с другими животными, учёные составили специальную книгу. Как называется эта книга? Какие животные внесены в Красную книгу? Есть там и животные обитатели морей и океанов.
1.2. - Животный мир многообразен, океан огромен. Он похож на многоэтажный дом – на каждом этаже живут свои жители. Учёные делят толщу океана на зоны. (На доске появляется плакат с названиями зон)
1. Солнечная зона
2. Сумеречная зона
3. Тёмная зона
Подумайте, по каким признакам произошло деление?
- Попробуйте расселить животных по зонам
(На доске список животных, работа идёт в парах. На каждом столе таблица, в которую учащиеся вписывают животных)
На доске вопрос:
Какие животные обитают в каждой зоне?
Фитопланктон
Летучие рыбы
Глубоководные рыбы
Млекопитающие
Морские звёзды
Зоопланктон
Осьминоги
Солнечная зона | |
Сумеречная зона | |
Темная зона |
- Проверим по рисунку (большая иллюстрация с изображением животных по зонам)
- Почему млекопитающие не живут в глубинах? Почему нет водорослей на глубине? (Нужен свет)
- Какой вывод можем сделать?
(Во всех зонах есть жизнь, то есть океан заполнен морскими обитателями)
- А теперь попробуйте разобраться:
Где животный мир разнообразнее: в верхних или в нижних слоях и почему?
Постановка проблемной ситуации. Обсуждение версий идёт в группах. Учащиеся сравнивают условия жизни в разных слоях океана, заполняют таблицу.
- Заслушивание и обсуждение ответов.
Условия жизни | |||
№ | В верхних слоях | № | На глубине |
1 | больше света | 1 | нет света |
2 | много пищи | 2 | мало пищи |
3 | кислород | 3 | мало кислорода |
- Какое значение имеют водоросли? (кислород, пища, защита мелким животным)
Итак, животный мир в верхних слоях разнообразнее, так как условия для жизни более благоприятные.(делают вывод учащиеся)
1.3 - Что необходимо для жизни? (дыхание, питание). Вся жизнь в океане соединена в пищевую цепь. Попробуйте её построить (учащимся предлагаются карточки с элементами пищевой цепи)
ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ
крупные хищники —> рыбы —> зоопланктон —> фитопланктон
- И ещё на один вопрос попробуем найти ответ:
Как питаются глубоководные рыбы?
- Я предлагаю вам несколько вариантов ответов (на доске варианты ответов)
1. Не питаются совсем
2. Глубоководные рыбы “МАЛОЕЖКИ”
3. Поедают друг друга
4. ???
Какой из них верный, вы узнаете, прочитав статью в нашем учебнике. (Самостоятельное чтение статьи. На доске – рисунок “Тёмная зона”)
- Расскажите: каковы же основные источники пищи глубоководных рыб? У кого жизнь сложнее? (Заслушиваются ответы учащихся, и появляется правильный вариант ответа)
- Но, животные приспособились и предпочитают держаться своего определённого места жительства
V. Обобщение
- А сейчас можно подвести итог урока. Давайте посмотрим, смогли ли мы ответить на все ваши вопросы, поставленные в начале урока.
- Кто живёт на планете ОКЕАН?
- Насколько разнообразен и богат животный мир в океане?
- Как приспособились животные, их образ жизни?
- Как и чем питаются жители океана?
VI. Рефлексия
Оцените свою работу по плану:
- Что нового вы узнали на уроке, что удалось открыть?
- Что запомнилось из изученного?
- Что еще вы хотели бы узнать и прочитать об этом удивительном мире?
Океан – это дом для миллиона различных животных и растений. У них своя жизнь, свой мир, но сегодня этот мир разрушается, вернёмся к словам В. Астафьева (еще раз прочитывается эпиграф урока), будем помнить об этом и делать всё возможное, зависящее от нас для сохранения и сбережения окружающего нас мира.
VII. Домашнее задание
Творческое задание “Чтобы рассказали нам жители планеты, если бы умели разговаривать?”