В 7 классе мы провели бинарный урок “О, спорт! Ты – мир!” (спортивные эстафеты и задания на немецком языке). Этот урок в наших учебных планах оказался неслучайно, так как закончено изучение темы “Спорт” на уроках немецкого языка в 7 классе, 2006 год – олимпийский год; в конце учебного года необходимо проверить двигательные умения и навыки, приобретённые учащимися 7 класса; вызвать интерес к физической культуре и немецкому языку. Бинарный урок позволяет показывать связь двух, казалось бы, несовместимых предметов: физической культуры и немецкого языка. Мы считаем, что спорт и иностранный язык тесно связаны, так как спортсмены часто выезжают за границу и знание иностранного языка им необходимо. Если налажен деловой контакт между учителями, если согласованы материалы учебных программ, то работать учителям легче, а ученикам – интереснее заниматься на уроках. На своих уроках мы проверяем точность выполнения заданий эстафет, данных на русском языке, контролируем знание иностранного языка в новой ситуации, учим бережному отношению к спортивному инвентарю. Мы проводим бинарные уроки по темам, которые изучаем на уроках немецкого языка: 6 класс “Школа”, 7 класс “Спорт”, 8 класс “Германия”. В рамках недели немецкого языка проводили внеклассные мероприятия по теме “Мы знатоки немецкого языка” в 9 классе. Один из бинарных уроков “О, спорт! Ты – мир!” (спортивные эстафеты и задания на немецком языке) мы представляем на районный конкурс. Мы считаем, бинарные уроки делают обучение целостным и системным. Общая функция урока – целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Следовательно, основная идея урока – единство обучения, воспитания и развития.
Целеполагание
Содержательная цель урока носит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных аспектов:
познавательного;
развивающего;
воспитательного.
Познавательный аспект.
- Формирование у учащихся убеждения в связности предметов немецкого языка и физической культуры.
- Применение знаний и умения в новой учебной ситуации.
- Развитие мышления, речи (обогащение и усложнение словарного запаса иностранными словами, усиление коммуникативных свойств речи) и развитие двигательных умений и навыков.
Развивающий аспект.
Воспитательный аспект.
- Формирование и воспитание чувства коллективизма и взаимовыручки.
- Воспитание чувства прекрасного через музыкальное сопровождение урока.
Сотрудничество педагогов.
Структура урока отражает логику процесса обучения. Тип данного урока: контроль и коррекция знаний. Дидактическая цель: создать новые условия для проверки знаний по тем “Спорт” на немецком языке и проверить двигательные умения и навыки 7 класса, полученные на уроках физкультуры. Методы: репродуктивный и частично-поисковый. Формы организации познавательной деятельности учащихся: общеклассная и индивидуальная. Средства обучения: магнитофон, табло для подведения итогов, карточки с описанием эстафет, фотоаппарат, грамоты, медали, спортивный инвентарь: элементы единой спортивной формы (6 синих и 6 красных футболок), 2 поворотных флажка, 2 теннисных мяча, 2 теннисных ракетки, 10 кеглей, гимнастическая скамейка, 4 обруча, 2 футбольных мяча, 2 баскетбольных мяча, 2 волейбольных мяча, 2 красных хоккейных мяча, 2 пёстрых резиновых мяча, секундомер, 2 комплект чисел от 1 до 12, 2 воздушных шарика.
Учебник немецкого языка для 7 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Н.А. Артёмова) 5-ое издание – Москва “Просвещение”, 1998 год, стр. 182, 208 тема “Спорт”, газета “Аргументы и факты”; карточки с заданиями на немецком языке.
Ход урока
Для более эффективного проведения урока необходима подготовка. До урока необходимо разделить класс на две команды, равные по силам и по немецкому языку, и по физической культуре, выдать футболки синего и красного цвета, дать название командам на немецком языке “blaues Meer”, “Rote Sonne”, оформить зал, приготовить инвентарь, приготовить двух судей из числа освобождённых от физкультуры учащихся.
Структура урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Подготовительная часть |
1.Организационный момент | 2 |
Учитель немецкого языка называет тему урока, учитель физической культуры строит команды, приветствует учащихся, объясняет правила игры в команде | Команды в колоннах входят в зал под звуки спортивного марша, строятся, приветствуют учителя; слушают правила игры в командах |
2. Целеполагание и мотивация | 10 |
Учитель немецкого языка
формулирует цель урока, поясняя, что ребята
научатся работать с табло, с карточками на
немецком языке в новых условиях и проверят свою
ловкость, точность, быстроту, работая в командах. Учителя формулируют цель для себя: осуществить контроль знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих уроках немецкого языка и физической культуры. Учитель немецкого языка проводит разминку на немецком языке |
Определяют для себя объём работы,
цель: знать, уметь, применять в новых условиях. Учащиеся вместе с учителем проговаривают текст зарядки на немецком языке вслух и выполняют движения |
|
Основная часть |
3. Актуализация знаний и умений | 3 |
Учитель физкультуры даёт сведения о 20-х зимних
Олимпийский играх, о российских спортсменах и
спортсменах-земляках. Учит работать с табло. |
Внимательно слушают данную
информацию.
Учатся работать с табло |
4. Проверка уровня знаний и умений и самостоятельности учащихся | 25 |
Учитель немецкого языка
объясняет языковые задания к
эстафетам, учитель физической культуры на
русском языке объясняет правильный ход эстафеты с элементами
показа. Учителя организуют и контролируют
правильный ход эстафеты. Учителя дают информацию об итогах эстафет помощникам |
Соревнуются в двух командах,
помогают друг другу, задания выполняют быстро и
чётко.
Помощники учителя заносят информацию на табло. Дети в течение урока наглядно видят на табло информацию об итогах эстафеты
|
|
Заключительная часть |
5. Рефлексия и поведение итогов | 5 |
Строит
команды для подведения итогов и награждения,
подводит итоги уровня знаний по немецкому языку
и уровня физической подготовленности. Выясняет, какие затруднения испытывали школьники при выполнении работы, высказывает свои замечания. Награждает команды грамотами и медалями. |
Команды строятся для подведения
итогов урока, оценивают свои успехи, используя
табло. Команды приветствуют друг друга. Получают грамоты и медали. Команда-победительница первой под аплодисменты и музыкальное сопровождение выходит из зала. |
Список использованной литературы
- Бим И.Л., Садомова Л.В., Артёмова Н.А. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений 5-ое издание – Москва “Просвещение”, 1998г, стр. 182-208.
- Колеченко А.К. Энциклопедия дидактических технологий. Материал для специалистов образовательных учреждений, издательство КАРО Санкт – Петерпбург, 2002г., стр. 216.
- Методическая газета для учителей физкультуры. Приложение к газете “Первое сентября” № 11– 2006г., стр. 31-32.
- Методическая газета для учителей физкультуры. Приложение к газете “Первое сентября” № 24– 2005г., стр. 31-32.
- Русских Г.А. Дидактические основы современного урока. – Москва: Ладога – 100, 2001г.