Работа родительского клуба

Разделы: Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Большая часть проблем школьника родом из семьи, её климата, стиля взаимоотношений. При всей своей любви к ребёнку родители часто не знают его и не всегда могут понять. Поэтому работа с родителями учащихся становиться всё более востребованной и школой, и самими взрослыми.

Родительский клуб – одна из форм такой работы. Мы погружаем родителей в значимые, насущные проблемы, решаемые их детьми и предлагаем подходящие для этого момента формы детско-родительского общения.

Цель клубной работы: создание ситуации сотрудничества семьи и школы, формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения и развития детей.

Задачи:

  • Повышение психологической культуры родителей;
  • Совершенствование семейного воспитания;
  • Формирование толерантности.

Встречи проходят ежемесячно с октября по май, каждый последний вторник. В течение года – 8 встреч. Родителям очень нравятся интерактивные формы работы. Так, используя “Мозговой штурм” и “Ярмарку вопросов” составляем план работы на год.

Вот некоторые из рассмотренных тем:

  • Как любить ребёнка.
  • Я и мой ребёнка – поиски взаимопонимания.
  • Домашний праздник для детей.
  • Почему дети плохо себя ведут. Причины непослушания.
  • Мальчики и девочки – мы разные.
  • Приёмы активного слушания.
  • Дети и деньги.
  • Компьютер и ребенок: за и против.
  • Целебные прикосновения
  • и многие другие.

Тема каждой встречи рождается как запрос родителей психологу.

У нас есть своя добрая традиция: последнюю встречу в учебном году проводить вместе с детьми.

Итогом первого года работы стал тренинг общения родителей и детей. Второй год завершился созданием творческих проектов, где отражалась деятельность “Семейных советов”. Потом были: тренинг “Мы все родом из детства” и тренинг детско-родительских отношений “Семейная гостиная”.

Именно эти минуты единения особенно значимы. Но самое ценное – это опыт родителей, которым они щедро делятся друг с другом.

Если такая работа проводится регулярно, носит систематический характер, то она может внести заметный вклад в согласование представлений, позиций и действий родителей и педагогов как участников образовательного пространства.

Тренинг “Мы все родом из детства”.

Цель: сблизить родителей и детей.

1. Разминка.

Упражнение “А сейчас поменяются местами…”

Участники называют слова, ассоциирующиеся с детством. Ведущий записывает их на доске.

2. Ведущий: - Все мы родом из детства. Все мы когда-то были очень маленькими, мы были детьми. Что-то помнится, а что-то уже забылось.

Упражнение: - Закройте глаза вспомните своё детство… (Даётся 1-2 минуты на размышление).

- Поделитесь увиденным.

Ведущий: - Конечно же, о нас заботились и продолжают заботиться наши родители. Но особое влияние, особый вклад в наше воспитание внесли наши бабушки и дедушки.

Упражнение: Закройте глаза, вспомните бабушку и дедушку. Какая картинка встаёт перед глазами? Что вы видите, а может быть слышите?

Ведущий: - А теперь давайте поделимся с участниками группы информацией о наших именах.

- Как вас в детстве ласково называли? (Участники делятся воспоминаниями).

- Когда мы пошли в школу, то познакомились с обзывалками и кличками. Уважаемые родители, поделитесь с нами опытом, как это пережить и как бороться с таким явлением.

Упражнение: - Мы часто в жизни берём с кого-то пример. Таким авторитетом является наша первая учительница. Чем она вам запомнилась, расскажите какой-то случай?

Упражнение: “Карусель”. (Участники разбиваются на пары, образуют два круга, встав лицом друг к другу). Ведущий называет тему для разговора, пары обсуждают. Участники из внешнего круга делают шаг вправо. Задаётся следующая тема.

Примерные темы:

  • любимая игрушка;
  • что вас в детстве очень удивило;
  • смешной случай из детства;
  • интересный случай;
  • расскажите о запретах (что запрещали вам родители);
  • первая любовь.

Упражнение: Участники сидят в круге.

- Расскажите, пожалуйста, о чём вы мечтали, когда были маленькими, кем хотели стать?

- Расскажите о самом запомнившемся или самом дорогом подарке, полученном вами в детстве.

Итоги ведущей: - Наша встреча подошла к концу. Поделитесь, пожалуйста, вашими мыслями чувствами.

Литература:

  1. “Мозговой штурм”, “Школьный психолог” №9, 2001 г.
  2. Губкина Т. “Родительский клуб”, “Школьный психолог” №25, 2000 г.
  3. Марковская И.М. “Практика групповой работы с родителями” С-Пб., Институт тренинга, 1997 г.
  4. Материалы газеты “Школьный психолог” 2000-2006 гг.