Большая часть проблем школьника родом из семьи, её климата, стиля взаимоотношений. При всей своей любви к ребёнку родители часто не знают его и не всегда могут понять. Поэтому работа с родителями учащихся становиться всё более востребованной и школой, и самими взрослыми.
Родительский клуб – одна из форм такой работы. Мы погружаем родителей в значимые, насущные проблемы, решаемые их детьми и предлагаем подходящие для этого момента формы детско-родительского общения.
Цель клубной работы: создание ситуации сотрудничества семьи и школы, формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения и развития детей.
Задачи:
- Повышение психологической культуры родителей;
- Совершенствование семейного воспитания;
- Формирование толерантности.
Встречи проходят ежемесячно с октября по май, каждый последний вторник. В течение года – 8 встреч. Родителям очень нравятся интерактивные формы работы. Так, используя “Мозговой штурм” и “Ярмарку вопросов” составляем план работы на год.
Вот некоторые из рассмотренных тем:
- Как любить ребёнка.
- Я и мой ребёнка – поиски взаимопонимания.
- Домашний праздник для детей.
- Почему дети плохо себя ведут. Причины непослушания.
- Мальчики и девочки – мы разные.
- Приёмы активного слушания.
- Дети и деньги.
- Компьютер и ребенок: за и против.
- Целебные прикосновения
- и многие другие.
Тема каждой встречи рождается как запрос родителей психологу.
У нас есть своя добрая традиция: последнюю встречу в учебном году проводить вместе с детьми.
Итогом первого года работы стал тренинг общения родителей и детей. Второй год завершился созданием творческих проектов, где отражалась деятельность “Семейных советов”. Потом были: тренинг “Мы все родом из детства” и тренинг детско-родительских отношений “Семейная гостиная”.
Именно эти минуты единения особенно значимы. Но самое ценное – это опыт родителей, которым они щедро делятся друг с другом.
Если такая работа проводится регулярно, носит систематический характер, то она может внести заметный вклад в согласование представлений, позиций и действий родителей и педагогов как участников образовательного пространства.
Тренинг “Мы все родом из детства”.
Цель: сблизить родителей и детей.
1. Разминка.
Упражнение “А сейчас поменяются местами…”
Участники называют слова, ассоциирующиеся с детством. Ведущий записывает их на доске.
2. Ведущий: - Все мы родом из детства. Все мы когда-то были очень маленькими, мы были детьми. Что-то помнится, а что-то уже забылось.
Упражнение: - Закройте глаза вспомните своё детство… (Даётся 1-2 минуты на размышление).
- Поделитесь увиденным.
Ведущий: - Конечно же, о нас заботились и продолжают заботиться наши родители. Но особое влияние, особый вклад в наше воспитание внесли наши бабушки и дедушки.
Упражнение: Закройте глаза, вспомните бабушку и дедушку. Какая картинка встаёт перед глазами? Что вы видите, а может быть слышите?
Ведущий: - А теперь давайте поделимся с участниками группы информацией о наших именах.
- Как вас в детстве ласково называли? (Участники делятся воспоминаниями).
- Когда мы пошли в школу, то познакомились с обзывалками и кличками. Уважаемые родители, поделитесь с нами опытом, как это пережить и как бороться с таким явлением.
Упражнение: - Мы часто в жизни берём с кого-то пример. Таким авторитетом является наша первая учительница. Чем она вам запомнилась, расскажите какой-то случай?
Упражнение: “Карусель”. (Участники разбиваются на пары, образуют два круга, встав лицом друг к другу). Ведущий называет тему для разговора, пары обсуждают. Участники из внешнего круга делают шаг вправо. Задаётся следующая тема.
Примерные темы:
- любимая игрушка;
- что вас в детстве очень удивило;
- смешной случай из детства;
- интересный случай;
- расскажите о запретах (что запрещали вам родители);
- первая любовь.
Упражнение: Участники сидят в круге.
- Расскажите, пожалуйста, о чём вы мечтали, когда были маленькими, кем хотели стать?
- Расскажите о самом запомнившемся или самом дорогом подарке, полученном вами в детстве.
Итоги ведущей: - Наша встреча подошла к концу. Поделитесь, пожалуйста, вашими мыслями чувствами.
Литература:
- “Мозговой штурм”, “Школьный психолог” №9, 2001 г.
- Губкина Т. “Родительский клуб”, “Школьный психолог” №25, 2000 г.
- Марковская И.М. “Практика групповой работы с родителями” С-Пб., Институт тренинга, 1997 г.
- Материалы газеты “Школьный психолог” 2000-2006 гг.